Найти в Дзене
Музы и кумиры

Его подделки Фаберже есть и в Эрмитаже, и в Музеях Кремля. Фальшберже.

Уникальные произведения Фаберже стали коллекционировать еще при жизни великого мастера, а некоторые его изделия стали экспонатами Императорского Эрмитажа. Вслед за императорской семьей, высочайшими особами и русской аристократией покупателями становились представители новой русской знати - промышленной и финансовой. Поэтому подделывать произведения искусства от Фаберже начали чуть ли не с момента их появления. Больше всего преуспел в этом советский антиквар и в будущем депутат Госдумы Михаил Монастырский. Сейчас расскажу его историю. В 1980-х годах на таможне стали часто находить ювелирные изделия Фаберже, которые пытались вывезти из СССР за границу. На отправителя вышли быстро - подпольная "фирма" работала в Ленинграде. Организатором подпольного цеха ювелиров был Михаил Монастырский, известный под кличкой «Миша-миллионер» или «Монастырь». Предприимчивому Мише грозила „расстрельная“ статья за контрабанду культурных ценностей и махинации с золотом и драгоценностями в особо крупных разме
Оглавление

Уникальные произведения Фаберже стали коллекционировать еще при жизни великого мастера, а некоторые его изделия стали экспонатами Императорского Эрмитажа. Вслед за императорской семьей, высочайшими особами и русской аристократией покупателями становились представители новой русской знати - промышленной и финансовой.

Возможно, одна из подделок Фаберже
Возможно, одна из подделок Фаберже

Поэтому подделывать произведения искусства от Фаберже начали чуть ли не с момента их появления. Больше всего преуспел в этом советский антиквар и в будущем депутат Госдумы Михаил Монастырский. Сейчас расскажу его историю.

Монастырский Михаил Львович, депутат Государственной Думы по списку ЛДПР
Монастырский Михаил Львович, депутат Государственной Думы по списку ЛДПР

В 1980-х годах на таможне стали часто находить ювелирные изделия Фаберже, которые пытались вывезти из СССР за границу. На отправителя вышли быстро - подпольная "фирма" работала в Ленинграде. Организатором подпольного цеха ювелиров был Михаил Монастырский, известный под кличкой «Миша-миллионер» или «Монастырь».

Предприимчивому Мише грозила „расстрельная“ статья за контрабанду культурных ценностей и махинации с золотом и драгоценностями в особо крупных размерах. Потому он был вынужден признать, что продавал иностранцам вовсе не похищенные музейные экспонаты, а собственные изделия.

В Питере Михаил работал реставратором в Эрмитаже, много раз видел и держал в руках изделия Карла Фаберже. Это и натолкнуло его на идею подделок.

Монастырский понял, что ленинградские ювелиры могут делать вещи не хуже мастеров самого прославленного Фаберже. За свои заказы он хорошо платил, а мастера, работавшие на крупнейшей в СССР ленинградской фабрике „Русские самоцветы“, даже не знали, что на их изделия потом ставили нужные клейма.

Подлинное клеймо фирмы Карла Фаберже
Подлинное клеймо фирмы Карла Фаберже

Монастырский подошел к вопросу как ученый-историк. Его компаньоны нашли фамилии всех мастеров, работавших до 1917 года в мастерских Фаберже. Потом по дореволюционному справочнику „Весь Петербург“ определили адреса, отыскали родственников и потомков, выкупили у них документы, эскизы, подлинники. В Риге обнаружили настоящие клейма. Нашли даже старичка, лично работавшего с Фаберже, он коробочки клеил. Купили ему все необходимые материалы и попросили научить. Для штамповки использовали базу Ленинградских заводов. Начальник цеха тогда имел зарплату 200−300 рублей в месяц, а они ему платили еще 500, чтобы только пресс и станки иногда вечерами что-то штамповали на сторону.

Некоторые изделия подпольной "фирмы Монастырского" поступили в Эрмитаж под видом подлинных, и тамошние эксперты не смогли определить подделки и взяли их на хранение.

Подделка "Конь". СССР, 1970-1980-е гг. Обсидиан, синтетические рубины, фианиты, золото, эмаль. Музеи Московского Кремля. Фото из каталога собрания Музеев Московского Кремля.
Подделка "Конь". СССР, 1970-1980-е гг. Обсидиан, синтетические рубины, фианиты, золото, эмаль. Музеи Московского Кремля. Фото из каталога собрания Музеев Московского Кремля.

В 1983 году еще 13 статуэток «Фаберже» Монастырского передали после судебного процесса в Эрмитаж. К сожалению, в 2006 году обнаружилось, что они похищены.

Шедевры Монастырского в коллекции Оружейной палаты Кремля.

Шедевры Монастырского оказались и в запасниках Оружейной палаты Кремля.

Например, камнерезная фигурка коня из обсидиана стояла в витринах Оружейной палаты вплоть до 1988 года, пока Монастырский не доказал своё авторство московским искусствоведам.

Подделка "Бегемот". СССР, 1970-1980-е гг. Нефрит, золото, рубины. Музеи Московского Кремля. Фото из каталога собрания Музеев Московского Кремля.
Подделка "Бегемот". СССР, 1970-1980-е гг. Нефрит, золото, рубины. Музеи Московского Кремля. Фото из каталога собрания Музеев Московского Кремля.

Или Пасхальное "императорское" яйцо

"Яйцо пасхальное". СССР, 1970 - начало 1980-х гг., мастерская М. Монастырского (?). Размеры - 35 х 14 см, размеры подставки - 5 х 15,5 см.
"Яйцо пасхальное". СССР, 1970 - начало 1980-х гг., мастерская М. Монастырского (?). Размеры - 35 х 14 см, размеры подставки - 5 х 15,5 см.

Яйцо претендует быть императорским, на это указывает вензель на основании и обилие «гербовых» орлов. Однако камень, из которого яйцо изготовлено, — порфирит — мастера фирмы К. Фаберже никогда не использовали для производства изысканных фантазийных произведений. О том, что это подделка, говорит и неаутентичное клеймо Ю.А. Раппопорта, неизвестно ни одного случая создания им пасхальных яиц с императорской символикой, равно как неизвестны столь огромные и тяжелые яйца (весом около 8 килограммов).

Пасхальное яйцо с сюрпризом-петушком. СССР, 1970-е - начало 1980-х гг. Поступило из Свердловского районного финансового отдела Мосгорисполкома в 1983 году.
Пасхальное яйцо с сюрпризом-петушком. СССР, 1970-е - начало 1980-х гг. Поступило из Свердловского районного финансового отдела Мосгорисполкома в 1983 году.

Пасхальное яйцо из темно-зеленого нефрита с сюрпризом-петушком является одним из таких фальшберже-предметов. Оно имеет толстые, плохо отшлифованные стенки, в то время как в произведениях К. Фаберже стенки были тончайшие, миллиметровые, за счет этого камень светился, делая особенно выразительным рисунок темных включений. Клейма на представленном пасхальном яйце также совершенно не аутентичны подлинным.

Петушок-сюрприз из Пасхального яйца
Петушок-сюрприз из Пасхального яйца

Дальнейшая судьба Михаила Монастырского

В 1983 году Монастырский был осужден на 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества и ссылкой на 3 года за контрабандную деятельность. В 1991 году был досрочно освобожден и начал легально заниматься антикварным и прочим бизнесом. В итоге он имел 4 судимости и 20 лет суммарного срока.

После перестройки, в начале 90-х годов Михаил Монастырский был одним из самых богатых антикваров Петербурга. Был скупщиком икон.

Он считался одним из лидеров тамбовской группировки, делал бизнес на доставке продуктов на Север и Дальний Восток.

В 1995 году Монастырский Михаил Львович был избран в Государственную Думу по списку ЛДПР 7-м номером. По окончании депутатских полномочий в 2000 году Монастырский выехал на ПМЖ в Швейцарию.

Последние годы своей жизни проживал в роскошном особняке в курортном поселке «Президент», расположенном в муниципальном округе Эстепона (южное побережье Испании, провинция Малага).

В 2007 он был сбит грузовиком. По другим данным - в его машину врезался цементовоз.

По материалам его уголовного дела в сериале «Следствие ведут Знатоки» снята серия «Подпасок с огурцом» (1979). Ювелира, подделывающего фигурки Фаберже, играл Николай Караченцов.

-----------------

Не только советские времена знамениты искусными подделками. В 19 веке русские их настолько талантливо изготавливали, что даже смогли обмануть знаменитый Лувр: