Уникальные произведения Фаберже стали коллекционировать еще при жизни великого мастера, а некоторые его изделия стали экспонатами Императорского Эрмитажа. Вслед за императорской семьей, высочайшими особами и русской аристократией покупателями становились представители новой русской знати - промышленной и финансовой.
Поэтому подделывать произведения искусства от Фаберже начали чуть ли не с момента их появления. Больше всего преуспел в этом советский антиквар и в будущем депутат Госдумы Михаил Монастырский. Сейчас расскажу его историю.
В 1980-х годах на таможне стали часто находить ювелирные изделия Фаберже, которые пытались вывезти из СССР за границу. На отправителя вышли быстро - подпольная "фирма" работала в Ленинграде. Организатором подпольного цеха ювелиров был Михаил Монастырский, известный под кличкой «Миша-миллионер» или «Монастырь».
Предприимчивому Мише грозила „расстрельная“ статья за контрабанду культурных ценностей и махинации с золотом и драгоценностями в особо крупных размерах. Потому он был вынужден признать, что продавал иностранцам вовсе не похищенные музейные экспонаты, а собственные изделия.
В Питере Михаил работал реставратором в Эрмитаже, много раз видел и держал в руках изделия Карла Фаберже. Это и натолкнуло его на идею подделок.
Монастырский понял, что ленинградские ювелиры могут делать вещи не хуже мастеров самого прославленного Фаберже. За свои заказы он хорошо платил, а мастера, работавшие на крупнейшей в СССР ленинградской фабрике „Русские самоцветы“, даже не знали, что на их изделия потом ставили нужные клейма.
Монастырский подошел к вопросу как ученый-историк. Его компаньоны нашли фамилии всех мастеров, работавших до 1917 года в мастерских Фаберже. Потом по дореволюционному справочнику „Весь Петербург“ определили адреса, отыскали родственников и потомков, выкупили у них документы, эскизы, подлинники. В Риге обнаружили настоящие клейма. Нашли даже старичка, лично работавшего с Фаберже, он коробочки клеил. Купили ему все необходимые материалы и попросили научить. Для штамповки использовали базу Ленинградских заводов. Начальник цеха тогда имел зарплату 200−300 рублей в месяц, а они ему платили еще 500, чтобы только пресс и станки иногда вечерами что-то штамповали на сторону.
Некоторые изделия подпольной "фирмы Монастырского" поступили в Эрмитаж под видом подлинных, и тамошние эксперты не смогли определить подделки и взяли их на хранение.
В 1983 году еще 13 статуэток «Фаберже» Монастырского передали после судебного процесса в Эрмитаж. К сожалению, в 2006 году обнаружилось, что они похищены.
Шедевры Монастырского в коллекции Оружейной палаты Кремля.
Шедевры Монастырского оказались и в запасниках Оружейной палаты Кремля.
Например, камнерезная фигурка коня из обсидиана стояла в витринах Оружейной палаты вплоть до 1988 года, пока Монастырский не доказал своё авторство московским искусствоведам.
Или Пасхальное "императорское" яйцо
Яйцо претендует быть императорским, на это указывает вензель на основании и обилие «гербовых» орлов. Однако камень, из которого яйцо изготовлено, — порфирит — мастера фирмы К. Фаберже никогда не использовали для производства изысканных фантазийных произведений. О том, что это подделка, говорит и неаутентичное клеймо Ю.А. Раппопорта, неизвестно ни одного случая создания им пасхальных яиц с императорской символикой, равно как неизвестны столь огромные и тяжелые яйца (весом около 8 килограммов).
Пасхальное яйцо из темно-зеленого нефрита с сюрпризом-петушком является одним из таких фальшберже-предметов. Оно имеет толстые, плохо отшлифованные стенки, в то время как в произведениях К. Фаберже стенки были тончайшие, миллиметровые, за счет этого камень светился, делая особенно выразительным рисунок темных включений. Клейма на представленном пасхальном яйце также совершенно не аутентичны подлинным.
Дальнейшая судьба Михаила Монастырского
В 1983 году Монастырский был осужден на 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества и ссылкой на 3 года за контрабандную деятельность. В 1991 году был досрочно освобожден и начал легально заниматься антикварным и прочим бизнесом. В итоге он имел 4 судимости и 20 лет суммарного срока.
После перестройки, в начале 90-х годов Михаил Монастырский был одним из самых богатых антикваров Петербурга. Был скупщиком икон.
Он считался одним из лидеров тамбовской группировки, делал бизнес на доставке продуктов на Север и Дальний Восток.
В 1995 году Монастырский Михаил Львович был избран в Государственную Думу по списку ЛДПР 7-м номером. По окончании депутатских полномочий в 2000 году Монастырский выехал на ПМЖ в Швейцарию.
Последние годы своей жизни проживал в роскошном особняке в курортном поселке «Президент», расположенном в муниципальном округе Эстепона (южное побережье Испании, провинция Малага).
В 2007 он был сбит грузовиком. По другим данным - в его машину врезался цементовоз.
По материалам его уголовного дела в сериале «Следствие ведут Знатоки» снята серия «Подпасок с огурцом» (1979). Ювелира, подделывающего фигурки Фаберже, играл Николай Караченцов.
-----------------
Не только советские времена знамениты искусными подделками. В 19 веке русские их настолько талантливо изготавливали, что даже смогли обмануть знаменитый Лувр: