Это место сейчас часто называют поселком на краю света. Там земля сливается воедино в великое полотно неба, воды и камня, а суровая мощь серых скалистых берегов пронизана дыханием Северного Ледовитого океана. Могущественная, магнетическая красота этого места покоряет с первого взгляда!
В последнее время этот хоть и суровый, но прекрасный русский край земли вновь возрождается, становясь всё более и более популярным, что не удивительно, ведь это, по сути, единственное место в России, куда можно довольно легко и комфортно добраться, чтобы увидеть берег Северного Ледовитого океана и первозданную арктическую природу.
Ранним утром мы выехали в путь, и уже в дороге стало ясно, насколько нам повезло и с погодой, и с сезоном. Был довольно тёплый день, где-то снег уже стаивал большими проталинами, а где-то лежал плотным одеялом, так что в пути я увидела яркую пятнистую тундру и сопки в синих и белых полосах, этакий характерный образ Севера.
По дороге мы видели людей, катающихся по снегу на досках с помощью воздушного крыла-паруса (что-то вроде воздушного змея). Мне сказали, что этот вид спорта называется сноускайтинг. Я совершенно не разобралась в технике этого спорта, но была впечатлена тем, как быстро и эффектно разноцветные кайты перемещаются по заснеженной равнине.
И, конечно же, мы как настоящие туристы выходили на обочину дороги фотографироваться с гигантскими сугробами, выше человеческого роста.
Нам открылись и другие образы севера – на вершинах сопок виднелись, отрешенные, как бы погруженные в свои размышления, загадочные камни – сейды, и огромных размеров вороны, неспешно парящие на исполинских крыльях в потоках ветра.
И ни с чем не сравнимый восторг, когда во время долгой дороги машина понимается на очередную возвышенность, и впереди открывается морской залив.
Когда-то давно я слышала фразу «Русский Север всегда стоял лицом к морю». Здесь эта фраза приобрела для меня реальность. Потому что скальные склоны, резко обрывающиеся ближе к морскому берегу, как каменные богатыри, одна за другой, стоят на краю земли и смотрят в океанскую даль, будто охраняя границу .
Село Териберка получила свое название от местной реки. Та, в свою очередь, получила имя от давнего наименования Кольского полуострова – Терь. Первое упоминание о Териберке датируется XVI веком. В это время здесь появилось русское сезонное становище рыбопромышленников. В последующие годы местные жители занимались животноводством, рыболовством и китобойным промыслом.
Не минули Териберку годы лихолетья, не раз селение подвергалось атакам врагов. Так, в 1623 году напала датская военная эскадра, жителей отогнали вглубь материка. В 1809 году, во время англо-русской войны, становище было полностью сожжено англичанами, но все же селение возрождалось, и эта часть берега оставалась незыблемо русской. Во время Великой Отечественной войны Териберка неоднократно подвергалась налётам немецких бомбардировщиков. Поселение защищали 352-й стрелковый и 143-й артиллерийский полки. Но вылов рыбы для фронта не прекращался и в это время.
В 1960-х годах, прибрежный промысел стал терять своё прежнее значение, большой рыбный порт открылся в Мурманске, и посёлок стал приходить в упадок. В 1990-х годах, после приватизации предприятий, жители уже массово уезжали из-за безработицы, и село превратилось в почти покинутое людьми место.
Сейчас же Териберка превратилась в своего рода заповедник - этакая идеальная заброшенная деревня на краю света, пустые домики потихоньку обрастают стрит артом, а внутри заброшенных школ или библиотек делают фотосессии многочисленные туристы.
Неподалёку от дороги расположено, печальное, но завораживающе красивое кладбище деревянных кораблей, напоминающее о прошлом этого места.
Надо отметить, что нормальная арктическая жизнь на краю земли сейчас идёт в соседнем посёлке – Лодейном, его ещё часто называют Новой Териберкой.
Находится он от неё всего в двух километрах. По сравнению со старым селом, здесь довольно современно и обустроено. Сегодня в посёлке живёт около тысячи человек. Есть многоэтажные дома, школа и детский сад. Отсюда, по сути, и началось наше знакомство с побережьем, так как мы решили сначала ехать в самый дальний пункт нашего маршрута, а именно к водопаду, а путь туда лежит как раз через посёлок. В Лодейном можно договориться о рыбалке, морской прогулке или просто зайти в магазин. Нам настойчиво посоветовали попробовать хлеб из местной пекарни, и он действительно оказался очень вкусным.
Проехав чуть дальше Лодейного, мы оставили машину и пошли пешком. Дорога вела нас через пейзажи севера. Мимо огромных камней, разбросанных по жёлтым сухим травам и красным мхам.
Мы шли к водопаду «Батарейному», путь к нему совсем не трудный. Здесь нам опять же повезло: еще пару дней назад водопад был весь под снегом, но к нашему появлению вода уже пробилась на поверхность, и поток с каким-то уже весенним настроением бежал с обрыва в Баренцево море.
Кстати говоря, вокруг водопада скалы совсем другие, довольно насыщенного красно-багрового оттенка.
Забравшись чуть выше водопада, обнаружили птичий базар, где множество птиц облюбовало эти неприступные скалы для гнездовья. На фоне бесконечных воды и неба очень красиво смотрелись все эти белые, серые и чёрные птицы.
*Птичий базар — это колониальные гнездовья морских птиц. Обычно они располагаются на скалах, круто обрывающихся к морю. Наиболее известны птичьи базары полярных широт, особенно на берегах северных морей.
Здесь, в птичьем гомоне, глядя с высоты на расстилающийся впереди океан, чувствуешь себя маленьким, но удивительно лёгким и свободным. Будто солёный северный ветер порыв за порывом выдувает из каждой клеточки тела все переживания, сомнения и даже лишние мысли.
Мне, как художнику, очень интересно наблюдать, как краски северного океана отличаются от красок южных морей, тут совсем другое настроение и свой колер, ярко голубые и изумрудные оттенки будто проступают сквозь основной серо-стальной цвет, переливаясь и играя в каждой волне.
На обратном пути мы зашли на каменный пляж с большими круглыми камнями, в народе его окрестили «пляжем драконьих яиц». Возвращаясь, мы уже спокойнее и вдумчивее вглядывались в окружающий пейзаж, ошеломляющий дикой первозданной красотой Севера.
Конечно, если судить по шикарным фото в Интернете, кому-то везёт увидеть в этих пейзажах и диких оленей. Они едят растущий здесь ягель. Но большинство приезжих смотрит и фотографирует домашних оленей, которых можно увидеть в оборудованном загоне, что тоже здорово.
Ещё одно популярное развлечение здесь – это искать китов. Кто-то выходит в морские прогулки на катерах, а кто-то смотрит в залив со скал.Мы тоже очень внимательно высматривали китов, но высмотрели вместо этого подводную лодку (которые здесь тоже можно периодически увидеть). У северных морей свои шутки.
Большую площадь Северного-Ледовитого океана составляют его моря, это: Баренцево, Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское, Чукотское, Бофорта, Линкольна, Гренландское, Норвежское. И два внутренних моря: Белое и Баффина. Самым крупным заливом является Гудзонов.
В Баренцевом море можно встретить белух, полосатика (финвал), малого полосатика (минке), горбатого кита. Крайне редко, но иногда бывает можно увидеть синего кита и косаток.
В целом, Баренцево море богато различными видами рыб, растительным и животным планктоном. В промысловом отношении здесь популярны треска, пикша, сельдь, морской окунь, зубатка, камбала, палтус и др. А в 20 веке в море был завезён камчатский краб, который смог адаптироваться к новым условиям и с тех пор тоже стал местным жителем.
Огромные качели у кромки воды – одно из самых востребованных мест для фотографирования.
Изрядно налазившись по прибрежным скалам и каменистым берегам, мы вернулись в Териберку. Интересно, что берег здесь песчаный. Летом здесь бывает настоящий пляж, люди загорают и проводят пикники с видом на море, а особо морозостойкие даже рискуют купаться в ледяной воде Баренцева моря.
Вечерело, и мы отправились в местное кафе за горячим чаем, всё-таки холодный ветер давал о себе знать. Само собой, в таком туристическом месте не может не быть кухни с арктическим колоритом. В меню можно найти морских ежей, гребешки, самых разных местных рыб, крабов, креветок и т.п. А в отдельные даты даже проводятся гастрофестивали и можно угоститься крабовым бургером. Это добавляет колорита. Мы же ограничились местным травяным чаем и видом на Северный Ледовитый океан.
После того, как мы побывали в Териберке с однодневным визитом, у нас осталась мечта остаться здесь на несколько дней, чтобы уже спокойно можно было просто гулять, не проверяя постоянно время. Гостиниц и гостевых домов в объятиях арктической природы здесь сейчас хватает, так что хотелось бы надеяться, что это желание тоже реализуется.
Интересно искать и изучать здесь все детали. Ведь каждый объект здесь несёт в себе какой-то особый колорит, будь то корабль, выброшенный на берег волнами или любая местная постройка. Всё под этим постоянно меняющимся небом у кромки океана смотрится каким-то необычным, особенным, северным…
Вместо послесловия, хотелось бы отметить, что эта Земля по-настоящему живая и к тому же весьма суровая, а значит требует к себе крайне уважительного отношения, поэтому непременно нужно слушать местных жителей и инструкторов, выполнять их советы и рекомендации, а также проявлять уважение во всём: например, не оставлять после себя мусор и разрушения, а очень бережно относиться к этой удивительной природе и к уникальной возможности лично познакомиться с настоящей Арктикой.
И ещё я думаю, что каждый, приезжая сюда, находит здесь совершенно своё, не похожее на чьё-то другое место. А вот какое именно, уже зависит и от сезона, и от погоды, но главное – от того, что хочешь здесь найти и это непременно сбудется!
*Заметки из моей книги "Путешествие на Кольский"