Сегодня я бы хотел поговорить о раннем творчестве знаменитого французского аниматора, художника и режиссера Рене Лалу. Многие знают его известные полнометражные работы зрелого и позднего периода - "Дикая планета" или "Властелины времени". Но то что у него есть ряд ранних интересных короткометражек, где он только намечает корни и суть своего творчества известно далеко не всем. Итак, поговорим о его ранних работах, не превышающих ни одна и десяти минут хронометражом, но тем не менее, довольно примечательных).
Итак, первой из них будет самая сильная и интересная - "Улитки". Которую я категорически рекомендую всем для просмотра).
"УЛИТКИ" (Франция, 1966)
Мультфильм, фантастика, фэнтези, притча.
Режиссер: Рене Лалу; Сценарий : Ролан Топор
Герои этого мультфильма - гигантские улитки, случайно выращенные садовником, не в меру удобрявшим растения на своем участке своими слезами.
Занятная шизофрения). Что он там за траву такую выращивал с Лалу?). А если серьёзно, то, видимо, вопрос стоит о насилии, особенно над крестьянами, вскармливающем, постепенно, тиранию, войны. Вероятно, Первую мировую, а улитки - это первые танки, тогда же появившиеся! Ну а финал, как раз намек на Вторую мировую, появившуюся из почти той же же самой причины... Усердное развитие сельского хозяйства и питания, появление излишков). Только тут похоже что кролики - азиаты, возможно, японцы...). Прыжки гигантских кроликов будут, очевидно, куда страшнее медлительных улиток... Это что-то вроде авиабомб или ракет, по всей видимости... Такие дела). Кстати, серп (сапог, форма) и молот, которыми вдохновляется крестьянство - вероятно аллюзия на наш коммунизм ещё, завладеть богатствами которого захотел фашизм... А улитки, тогда, - перевернутая гастрономическая эмблема буржуазности и элитарности, поедающая самих её выращивателей, вместо того чтобы стать их пищей. Интересная аллегория, в целом. Не вполне прозрачная и прочитываемая, но тем и интересная... Ибо сюрреализм вносит в неё и элемент загадки, и элемент ужаса, и момент откровения. Все в жизни странным образом связано в единое Дао. И страдание порождает насилие, ещё больше усиливающее страдание... Замкнутый круг). Замечательное произведение. Такие оригинальные и живые образы! Из любимых).
Но "Улитки" не были первой и странной работой Лалу из 60-х. До них были тоже короткометражные и тоже странные: "Зубы обезьяны"(1960) и "Время смерти"(1964). Сделанные, во многом, в той же "примитивно-геометрической" и перекладочной анимации, что и "Улитки". И что множество основных работ советской или югославской анимации 60-х. Ведущих школ мира. В лице Хитрука, Снежко-Блоцкой, Брумберг, итд.. Или там, Душаном Вукотичем и ко. То есть это был определенный тренд. Как и совмещение, методом ротороскопа, реальных кадров видеосъемки с обрисованными по реальным образцам и совсем вымышленными, придуманными. То есть в плане метода и форм выражения Лалу не был большим новатором в анимации (хотя, в тоже время, он один из первых и главных оригинальных трактователей совмещения реалистичных и сюрреалистичных элементов в произведении, при том что сюжеты вполне реалистичны, чаще всего!). Но в плане тем, идей, он несомненно сразу выбился в ряд новых и ведущих аниматоров мира. Его не интересовали бытовые истории о рыбалке, общественном договоре или социалистическом коллективизме, а сразу темы большие, философские, обобщенные : космос, наука, война, природа, искусство, время, история. Кроме того, помимо сюрреалистических тем и образов, философских идей, он брал в основном мощные литературные сюжеты, чем резко начинал выделяться из окружения коллег - аниматоров, сосредоточенных преимущественно на детских, фентэзийных и бытовых историях.
Но вернёмся конкретно к его первым короткометражкам, из которых и вырос стиль Лалу, его первой по-настоящему интересной и зрелой анимационной работы - "Улитки", которую я выше разбирал для образца. Итак, начнём с "Зубов обезьяны" :
Первая работа знаменитого французского режиссера анимации Рене Лалу в кино - 11-минутный фантасмагорический мультфильм, представляет собой сказку, основанную на рисунках пациентов психиатрической клиники, где Лалу в свое время работал... Их синопсис достаточно прост, хотя вся соль фильма кроется не в нем, а именно в волшебных образах и рисунках главных героев.
"ЗУБЫ ОБЕЗЬЯНЫ" (Франция, 1960)
Арт-хаус, анимация, мультфильм, фентэзи
Режиссер: Рене Лалу
Нечестный дантист вырывает здоровые зубы пациентам и затем перепродает их богатым людям, но вмешательство мистических сил в виде волшебной обезьяны пресекают его злые козни. И, наоборот, лишает зубов самого врача).
Образы и персонажи фильма отражают, очевидно, не объективный смысл злого врача и доброго "Робин Гуда", но страхи пациентов перед дантистом, надежды, что их оставят лечением зубов в покое. Их воображение рисует как бы перевернутый мир, где добро и зло субъективно меняются местами, обезьянка, похожая внешне на чертика, лучше гуманного доктора, но таким путем больные проходят своеобразную "вуду" - терапию, хоть так способную отомстить врачу, методом психологического возмездия, снять болевой стресс... Тем самым, Лалу демонстрирует уже в первой работе, что его сюжеты и идеи не только из головы, но из реальной жизни, реально волнуют людей, хотя обыгрывет он их весьма нерациональными, нетривиальными, сюрреалистическими средствами.
Ну и постепенно заканчивая эту статью перейдем к разбору "Время смерти". Это первый совместный фильм Лалу и Ролана Топора. Первый, ещё пробный и сырой, однако поставивший многие интересные будущие темы, проблемы, идеи Лалу, давший пробный камень его будущего метода и стиля. Вот что представляет собой синопсис этого фильма:
"ВРЕМЯ СМЕРТИ" (Франция, 1964).
Анимация, арт-хаус, документальный.
Короткометражный мультфильм Рене Лалу, созданный им вместе с художником Роланом Топором и писателем-фантастом Жаком Стернбергом, представляет собой исследование природы человека: убийцы, охотника, жертвы.
Совмещение, как я уже говорил, методом ротороскопа, реальных кадров видеосъемки с обрисованными по реальным образцам и совсем вымышленными, придуманными, не было новым словом, но в сочетании с темой войны и жёсткими концептуально-реалистическими рисунками Топора создавало эффект, если не глубокой философии (присущей Лалу дальше!), то документальности, публицистичности, злободневности. Призывая зрителей не развлекать и развлекаться, а учиться и размышлять. Сюрреализма и символизма в фильме не так и много, он появляться больше в самом конце. Хотя все же, при внимательном взгляде, можно увидеть будущие основные темы: конфликт полов, тему войны, агрессии человека в мире.
Война оказывается у человека в крови, основным инстинктом, превыше всех прочих. С самого детства человек, мальчик растет "защитником отечества", защитником девочек и слабых, и постепенно из игр, из навыков храбрости и самообороны культивируется агрессия, доминирование, самоутверждение за чужой счёт, а затем и воинственность, насилие, злоба! Человек самое страшное из животных, потому как охотится не только на себе подобных, не только ради еды, но и ради развлечений, ради самоутверждения, ради игры. Создает даже религию смерти... Любовь к женщине и матери, проецирующая в воображении культ силы, в финале фильма оборачивается смертельной ловушкой, из которой никак не выбраться... А финальные кадры, где арестованные по камерам мужчины ждут возмездия за насилие, уже напоминают "улиток"-убийц из будущего фильма Лалу и Топора. Спрятанная в недрах воспитания и психологии, агрессия частного уровня найдёт себя в международных масштабах куда большего объема.
Боль, насилие, связанная с ним тяга к справедливости, порождающая ещё большее насилие и ещё большую боль. Весь этот замкнутый круг тем свойственен был Лалу с ранних короткометражек и лишь постепенно уточнялся, развивался. Пессимизм и абсурд человеческого существования долгое время доминировали в его творчестве. И хотя в полнометражных более поздних работах Рене Лалу и его коллеги, соавторы-сценаристы, художники и наметили некие пути преодоления этого кризиса человечности, произведения его продолжали оставаться тревожными, многозначными, философскими, злободневными. А отнюдь не обнадеживающими, эстетствующими и отстраненно-рассуждающими... Он и сам развивал идеи Гримо и французских кинодеятелей и писателей, и его влияние на советскую серьезную и глубокую анимацию и мультипликацию, на японскую, втч на Миядзаки и Такахату, Отомо, было довольно значительным.
Ну а что касается его более зрелых и известных и полнометражных работ, то, возможно, поговорим о них в другой раз!).