В Ижевске при полном аншлаге в зрительном зале Удмуртской филармонии прошел сольный концерт московской певицы Ирины Крутовой. В аккомпанементе оркестра народных инструментов «Золотая мелодия» под управлением маэстро Льва Накарякова лирико-драматическое сопрано представила программу песен и романсов «Люблю тебя», а затем в интервью для филармонического обозревателя поделилась мыслями и чувствами о новой грани в своем творчестве. И не только об этом…
Музыка для баланса переживаний
К новой своей творческой грани Ирина Крутова прикоснулась в интервью чуть позже, начав разговор с открытий «неизвестных» произведений, которые порой по счастливым случайностям или совпадениям наполняют её богатый и многоликий репертуар вокальной музыки. Как это произошло много лет назад с песней «Два брата» Валерия Гаврилина на стихи Виктора Максимова в исполнении Эдуарда Хиля.
— И до сих пор это у меня происходит, когда слышишь песни и романсы, которые, казалось бы, я давно знаю, и слушала их раньше, но они вдруг открываются новыми гранями, — негромким спокойным голосом и с красивой улыбкой сказала певица. — Именно так и случилось у меня с песнями и романсами из репертуара Вадима Козина. Впереди в этом сезоне у меня будет сольный концерт из произведений, которые исполнял этот замечательный певец, и, видимо, сейчас я вошла в какую-то новую для себя пору жизни, когда мне хочется обратиться к этому репертуару и прожить его сегодня.
— А может быть атмосфера времени Козина нынче совпала с нашим временем и ощущением от него, — осторожно предположил филармонический журналист.
— Сложно сказать. Можно ведь по-разному посмотреть на все подобные моменты и оценивать их тоже можно по-разному. Я точно не знаю. И мне представляется, что некая романсовая размеренность мышления и звучания, его протяжность становятся сегодня свойствами, крайне необходимыми для людей. Многие из нас чувствуют, как за последние годы наше время серьёзно ускоряется. Незаметно пролетают год за годом, месяц за месяцем и тем более день за днём. Недавно вроде бы начался сентябрь, а вот уже мы стоим на пороге декабря, и я сама хватаюсь за голову от этой скорости течения времени. При этом сейчас я остро чувствую и четко понимаю, что как раз романс может стать добрым помощником человеку если не для остановки времени, то хотя бы для замедления его молниеносности. Для того чтобы пусть немножко, но нормализовать себя и привести в баланс свои переживания и состояния в этой сумасшедшей жизненной гонке и попытаться обрести гармонию с помощью музыки.
— Получается, что «старинный русский романс» обладает по-настоящему психотерапевтической функцией.
— Соглашусь с вами, потому что эти произведения в реальности способны помочь человеку утолить его внутренние волнения и тревоги. По крайней мере, нынче я вижу и слышу потребность людей в душевном равновесии. Не зря же эта музыка находит горячий отклик у публики. Для меня романс уже давно является моим верным и надежным спутником в движении по жизни. Наверное, поэтому я и не расстаюсь с ним…
Миниатюрная и Великая Аля
Как не расстается Ирина Крутова и с хорошей отечественной песней, которую охотно включает в программы своих концертов. Особое место в этом плейлисте занимают песни Александры Пахмутовой. Или Али, как величали и величают её друзья.
9 ноября Александре Николаевне исполнилось 95 лет, и по юбилейному поводу лирико-драматическое сопрано вспомнила свои встречи с этой Женщиной и композитором.
— С Александрой Николаевной мы встречались на одном из Фестивалей славянской письменности и культуры на Красной площади в Москве, где я исполняла песню «Надежда» с оркестром под управлением Валерия Халилова, — напомнила столичная вокалистка и добавила. — А вот другая наша встреча произошла в более закрытой обстановке, когда Александра Николаевна играла на рояле, а я пела. И находясь рядом невозможно не ощутить удивительное сочетание хрупкости, миниатюрности и одновременно величия и масштаба личности! Два этих качественных прилагательных очень хорошо и точно характеризует её образ и личность. И я именно таковой её ощущаю. Александра Николаевна по сей день, что называется, остается в строю, в ней сохраняется огромная творческая и жизненная сила, и мне остается только пожелать ей долгих лет жизни! И очень жаль, что в сентябре прошлого года не стало Николая Николаевича Добронравова. Так получилось, что в тот момент мы записывали программу «Романтика романса» к юбилею Николая Николаевича, которому в ноябре 2023 года должно было исполниться 95 лет и по окончании записи песни «Опустела без тебя земля...», пришло сообщение о том, что Николай Николаевич ушел из жизни и в итоге программа, которая должна была посвящаться юбилею знаменитого поэта-песенника, превратилась в программу его светлой памяти.
Погружение в красоту пушкинского слова
Юбилейная тематика в беседе с московской гостьей невольно вошла в созвучие с еще одной датой, ставшей одним из культурных лейтмотивов в уходящем году. Речь ведем о 225-летии в российской Пушкиниане.
При этом задолго до юбилея поэта Ирина Крутова вместе с музыковедом, концертмейстером, известной телеведущей и создательницей международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада», заслуженной артисткой России Галиной Преображенской записали диск романсов на стихи Пушкина. Как современных, так и классических.
— В это собрание оказалось включенным огромное количество невозможной, непостижимой красоты музыки и поэтического слова, — с непритворным восхищением произнесла собеседница интервьюера Удмуртской филармонии. — И когда я пою или слушаю эти романсы, то всякий раз с невероятным наслаждением погружаюсь в эту красоту. И признаюсь, что я ощущаю бесконечное счастье от возможности говорить языком Пушкина. Потому что когда ты что-то произносишь или что-то описываешь пушкинскими словами, то получаешь от этого колоссальное удовольствие! От звучания этих строчек у меня в буквальном смысле вырастают крылья. Наверное, по этой причине не столь давно мне захотелось… написать музыку на стихи Пушкина, — это откровение как раз и открывало если не секрет то, новую грань в творческой и человеческой природе Ирины Крутовой. — Пока написаны два романса на пушкинские слова — «Что в имени тебе моём…» и «Песню». Давно любя поэзию и слово, я знаю, что в стихах уже заложена музыка и ритм, и важно лишь услышать их. И в какой-то момент поэтика пушкинского слова отозвалась мелодией, которую я записала, а за ней появилась другая… Несколько из своих романсов я уже вынесла на сцену (помимо романсов на стихи Пушкина певица исполнила «Воспоминанье» и «Я хочу, чтоб бегущий — успел» на стихи поэтов Серебряного века – прим. авт.), а другие еще дожидаются своего часа. Включая романсы на стихи Лермонтова…
«И даже гении похожи на простолюдинов…»
Вместе с современным и классическим романсом двумя другими давними и неизменными творческими спутниками для Ирины Крутовой остаются камерная музыка и джаз.
— Мой список желаемой для исполнения музыки сейчас столь велик, что ни одна концертная программа не сможет вместить в себя всего того, что я хочу спеть, — рассмеялась артистка. — Поэтому одной из самых больших проблем для меня является сокращение номеров…
— …как тут не вспомнить слова величайшего Йоганнеса Брамса, которому его современники приписывали расхожую фразу о том, что «самое сложное в творчестве — отсекать лишнее».
— А вы знаете, я соглашусь, потому что постоянно приходится отсекать по живому, — с усмешкой сказала Ирина Витальевна и в ответ на просьбу журналиста вспомнила о необычной программе, в которой несколько лет назад она соединила творения двух непохожих художников звуков — Роберта Шумана и Мануэля де Фалья. — Действительно, я имела смелость совместить музыку двух композиторов с абсолютно разным музыкальным языком, и оказалось, что они совмещаются удивительно гармонично и органично. Сдержанность и лаконичность Шумана, на мой взгляд, очень удачно совместилась с народностью и экспрессивностью музыки де Фалья. Как мне кажется, получилось очень красивое сочетание, ставшее моей настоящей отрадой, которую мне хотелось доставлять во все уголки мира. Причем эти истории приводят слушателей к пониманию того, что жизнь «простого» человека и жизни гениев наполнены схожими эмоциями, страстями и переживаниями…
Джаз для свободы, настроения и улыбки
— А если напоследок говорить о джазе, какую черту вашей натуры выражает эта музыка?
— Замечу, что джаз как таковой я никогда не пела, — уточнила Ирина Крутова. — Я работала и продолжаю работать с джазовыми музыкантами, и они как раз помогли мне привнести необходимую и важную свободу в классическое прочтение эстрадной песни и романс. Наши джазмены умеют создавать «другое» настроение, «другую» атмосферу и когда после совместных выступлений с ними я просматривала записи с концертов, то ловила себя на мысли, что на сцене много улыбаюсь и чувствую себя полностью свободной… Даже несмотря на то, что мы исполняли не только зажигательные или веселые произведения, но и серьезные драматичные композиции. А вообще, как не удивительно романс и джаз во многом близки в своей импровизационной манере исполнения — интерпретации исполнителя. Особенно интересно это проявляется в старинных романсах, многих из которых нет в нотах, или имеющиеся ноты крайне скромны в своих выразительных средствах. А записи последующих ярких романсовых исполнителей и их великолепных концертмейстеров дарят нам множество примеров проявления свободы личности в широчайшей палитре чувств так вольно и полноценно раскрывающейся в русском романсе.
Поэтому джаз как доминанта чувства (содержания) над формой (строгим нотным текстом) очень интересен в мышлении и исполнительской практике и я счастлива возможности мыслить, чувствовать и петь в самых разных стилях. Для меня самое важное суть, слово, настроение, содержание и правда чувств в пении и, следуя этим курсом, романс я не оставлю никогда, и рекомендую всем для себя его открыть, изучить, полюбить! И тогда ярких красок в жизни станет больше и люди будут добрее друг к другу и фраза Федора Достоевского «красота спасет мир» обретет еще одну музыкальную, романтичную, романсовую основу!
Текст: Александр Поскребышев
Фото: Анатолий Салтыков