Своими наблюдениями и опытом поделилась Марина Иванова, специалист по игровому взаимодействию:
1.Игры в тишине.
Очень часто родители и дети играют в тишине. Взрослый что-то делает, пытаясь поддержать игру: без эмоций, без речевого подкрепления. Его можно понять, вероятно, он уставший, но и ребенок тогда ведет себя точно так же.
Когда мы играем с ребенком, очень важно, чтобы ребенок звучал. Чтобы был смех, 'эмоции, эмоциональное заражение.
2. Мало действий с атрибутами.
В играх я призываю использовать как можно больше (и дольше по времени) различные атрибуты: игрушки, реальные предметы или природный материал. Это могут быть предметы из кулинарии или гигиенические принадлежности, вот именно игровые. А можно использовать и предметы-заместители.
3.Слишком быстрый переход к символическим играм.
Например, кушать понарошку, когда родитель держит одну раскрытую ладонь, словно это тарелка, а вторая рука – ложка, которой кормят куклу или ребенка.
Для того, чтобы ребенок понял, принял и осознал такие символические действия руками, очень важно, чтобы у него был значительный опыт в использовании тех самых игрушечных тарелок и ложек, то есть был опыт взаимодействия с настоящими атрибутами.
Видела, как, например, родитель, будто надевает куртку на ребёнка, выполняет действие словно застёгивает молнию, и вообще во время игры, он все время что-то делает рядом с ребенком. И при этом молча, а у ребёнка в анамнезе были речевые трудности. Так вот, трудности в том, что взрослый вроде очень много активничает в игре, но действия все символичны и не понятны для ребенка. Ребенок или смотрит на все растеряно, или разворачивается и идет заниматься своими делами.
4. Не путайте отдельные действия ребенка с сюжетной игрой.
В игре важно, чтобы всё было понятно. И действия, и слова, и перемещения персонажей. Например, если ребенок берет две игрушки, одна игрушка что-то непонятное говорит, вторая отвечает. Очень часто такие действия с двумя игрушками путают с сюжетной игрой.
В психологии есть такой термин, как эгоцентрическая речь, это отражение эмоционального фона, эмоционального состояния ребёнка. И вот описанные выше действия ребенка, чаще являются отражением эмоций, и это еще не сюжет.
Сюжетная игра ценна социальными отношениями, контекст которых понятен всем. Именно взрослый в игре помогает ребёнку прояснить эту ситуацию с двумя говорящими игрушками. Взрослый вносит ясность: кто, что и зачем в этом кукольном диалоге делает. И именно взрослый помогает ребёнку понять образы.
*Материал подготовлен при грантовой поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»
С какими проблемами сталкиваются родители во время игры с ребенком и как их избежать?
27 ноября 202427 ноя 2024
29
2 мин