Найти в Дзене
К.О.Д. ХХ век

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Промышленник и меценат, один из богатейших людей Российской империи, изменивший многое в жизни страны.  Мамонтов занимался развитием Крайнего Севера, организовал сеть технических училищ в Костроме, создал и первую частную оперу в Москве. Он выявлял новых гениев среди живописцев и музыкантов, был покровителем нескольких поколений художников-передвижников. За заслуги перед искусством современники прозвали Мамонтова «Саввой Великолепным» — по аналогии с Лоренцо Медичи, великим итальянским меценатом эпохи Возрождения. Представитель известной купеческой династии, Савва Иванович родился в сибирском городе Ялуторовске в семье Ивана Федоровича и Марии Тихоновны Мамонтовых. Шестерых детей сначала воспитывали домашние педагоги в традициях жесткой дисциплины, затем их отправляли в гимназии и университеты. Савва, третий по старшинству, был не силен в учебе, но рос весьма смышленым мальчиком. Когда Савва был студентом Московского университета, отец отправил его в Баку — осваивать азы предпринимател

Промышленник и меценат, один из богатейших людей Российской империи, изменивший многое в жизни страны. 

Мамонтов занимался развитием Крайнего Севера, организовал сеть технических училищ в Костроме, создал и первую частную оперу в Москве. Он выявлял новых гениев среди живописцев и музыкантов, был покровителем нескольких поколений художников-передвижников. За заслуги перед искусством современники прозвали Мамонтова «Саввой Великолепным» — по аналогии с Лоренцо Медичи, великим итальянским меценатом эпохи Возрождения.

Представитель известной купеческой династии, Савва Иванович родился в сибирском городе Ялуторовске в семье Ивана Федоровича и Марии Тихоновны Мамонтовых. Шестерых детей сначала воспитывали домашние педагоги в традициях жесткой дисциплины, затем их отправляли в гимназии и университеты. Савва, третий по старшинству, был не силен в учебе, но рос весьма смышленым мальчиком.

Когда Савва был студентом Московского университета, отец отправил его в Баку — осваивать азы предпринимательской деятельности в Закаспийском торговом товариществе. Там он изучал тонкости торговли, ценообразование, систему взаимоотношений с таможней.

После длительной каспийской поездки Савву послали в Милан поправить здоровье: в юности у него была предрасположенность к туберкулезу. Именно там началось серьезное увлечение оперным искусством. У Мамонтова был хороший бас, он начал брать уроки вокала и даже репетировал несколько партий на сцене миланского театра. Перед публикой Савва так ни разу и не выступил, но понял, что искусство для него —больше, чем просто увлечение. 

Урожденный купец, Мамонтов оказался художником по натуре и нуждался в прекрасном. В жизни Савва Иванович был истинным трудоголиком, а его отдушиной стало искусство разных видов и жанров.

В Италии Мамонтов познакомился со своей будущей женой — наследницей купца I гильдии Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. Помимо всего прочего, молодых людей объединяла общая тяга к искусству. Весной 1865 года они поженились.

-2

В 1870 году Савва Иванович и Елизавета Григорьевна купили усадьбу Абрамцево близ Сергиева Посада. Событие оказалось важным не только для семьи. На многие последующие десятилетия Абрамцево стало одним из важнейших культурных центров России. 

-3

Само имение имело богатую художественную историю. Когда-то оно принадлежало Сергею Аксакову, здесь бывали Николай Гоголь и Иван Тургенев. Проданное дочерью писателя, Абрамцево попало в хорошие руки: Мамонтовы не только восстановили пришедшую в упадок усадьбу, но вернули ей прежнюю атмосферу.

Савва Иванович не коллекционировал искусство — он его двигал, создавая условия для творчества художников. Тут гостили, а порой и подолгу жили, знаменитые деятели искусства. Здесь были созданы многие шедевры — будущие жемчужины Третьяковки. 

-4

Ауру тех мест прекрасно передает пейзаж Поленова «Осень в Абрамцево», вошедший в сокровищницу российской живописи.

-5

В начале 80-х годов XIX века «итальянское хобби» Мамонтова переросло в серьезный театральный проект: он создал первую в России частную оперу. На ее сцене выступали европейские звезды того времени, дебютировал солист Мариинского театра Федор Шаляпин, дирижировали Сергей Рахманинов и Николай Римский-Корсаков. Спектакли были единым художественным полотном: над декорациями и костюмами работали лучшие театральные художники — Михаил Врубель, Василий Поленов, Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин.

В 1898 году (совместно с княгиней Марией Тенишевой) Мамонтов приступил к финансированию вновь открывшегося журнала «Мир искусства». Это роскошное, высококачественное издание, выходившее под редакцией Сергея Дягилева и Александра Бенуа, означило важную веху в истории русской художественной культуры. В числе «мирискусников» были такие выдающиеся деятели Серебряного века, как Константин Сомов, Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева, Зинаида Серебрякова.

После смерти отца 28-летний Савва Иванович возглавил дело, войдя в правление Общества Московско-Ярославской железной дороги, а в 1872-м стал его директором. Вскоре Мамонтов выиграл тендер на строительство Донецкой железной дороги, общая протяженность которой превысила 500 км. Она стала самой разветвленной железнодорожной сетью в мире.

Одним из самых грандиозных бизнес-проектов Мамонтова была железная дорога в заполярный край: он хотел провести магистраль через непроходимые леса от Вологды до Архангельска. 

-6

Затеяв строительство, Мамонтов решил параллельно запустить кампанию по популяризации Русского Севера, отправив в путешествие до Мурманска художников Валентина Серова и Константина Коровина. Для них это стало подарком судьбы. Большинство этюдов, созданных в той поездке, хранится в Третьяковской галерее. По возвращении каждый из живописцев создал цикл картин, познакомивших жителей центральной России и граждан мирового сообщества с культурой крайнего севера. 

-7

-8

К сожалению, проект оказался непосильным: в 1899 году Мамонтов разорился. Промышленника обвинили в растрате денег Ярославской железной дороги, арестовали и заключили в Таганскую тюрьму, где он провел полгода.

В июле 1900 года суд признал Мамонтова невиновным, но все его средства ушли на покрытие долгов. Расставшись с женой, бывший миллионер поселился в Москве у дочери Александры и жил на скромные доходы от гончарной мастерской, перенесенной из Абрамцева.

В характере Саввы Мамонтова удивительным образом сочетались противоположные качества: с одной стороны — железная хватка бизнесмена, размах и авантюризм, а с другой — бескорыстная любовь к искусству, абсолютная преданность друзьям и какая-то трогательная искренность в поступках.