Найти в Дзене
Around Art

Вести в художественных образах: от письма до сигналов из космоса. Ч.1

Заметки о выставке в Русском музее

Текст: Галина Мумрикова

Масштабная выставка, которая открылась в корпусе Бенуа в Русском музее действительно поражает своей величиной и кажущимися несостыковками. Просто при ближайшем рассмотрении несостыковок-то как раз и нет, а есть большое пространство, которое устроители поделили на зоны-разделы, каждый из которых посвящен всем имеющимся видам информации, так или иначе отраженным в искусстве. Даже всем известное полотно Айвазовского «Девятый вал» всё о том же – об иллюзорной коммуникации, ведь люди в бушующей стихии, погибая, надеются, что их кто-то услышит, заметит, спасет. Вот любая весть – она обо всем, что происходит и чего даже и не происходит. Весть – это передача, сообщение, благое или тревожное, мгновенно связывает нас с тем, что несет информация и кто ее доставляет. Содержание можно написать, напечатать, передать голосом – по телефону, по радио, сигналом. И потому весть, как живая коммуникация, очень часто попадала в поле зрения художников. Во все времена.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Письма пишут, письма доставляют…

Трансформация письма как почтового отправления происходила на наших глазах. И, хотя современная почта в большом городе, например, стремительно превращается не то в магазин, не то в банк, не то в место, куда приходишь почти поневоле. Письмо, запечатанное в конверт, изживает себя. А ведь когда-то, совсем недавно, все было не так. Смотришь на портрет некоего губернского прокурора с конвертиком в руке кисти неизвестного художника первой половины XIX века – и сразу как-то не по себе. Другое дело – дама. Любовное послание, может быть, или письмо матушке. Тоже, кстати, работа неизвестного художника. И совсем другой сюжет на жанровом полотне художника Василия Каллистова.

Неизвестный художник. Портрет неизвестного в мундире губернского прокурора с письмом в руке. 1820-е. Холст, масло. Русский музей
Неизвестный художник. Портрет неизвестного в мундире губернского прокурора с письмом в руке. 1820-е. Холст, масло. Русский музей
Неизвестный художник. Женщина, пишущая письмо XVIII век, холст, масло. Русский музей
Неизвестный художник. Женщина, пишущая письмо XVIII век, холст, масло. Русский музей
Василий Каллистов. Дьячок, читающий письмо помещице, окруженной дворнею, 1855, холст, масло. Русский музей
Василий Каллистов. Дьячок, читающий письмо помещице, окруженной дворнею, 1855, холст, масло. Русский музей
И.Репин.Запорожцы пишут письмо турецкому султану, холст, масло, 1880-1891. Русский музей
И.Репин.Запорожцы пишут письмо турецкому султану, холст, масло, 1880-1891. Русский музей
Василий Яковлев. Старатели пишут письмо творцу Великой конституции. 1937. Холст, масло. Русский музей
Василий Яковлев. Старатели пишут письмо творцу Великой конституции. 1937. Холст, масло. Русский музей
Василий Яковлев. Фрагмент
Василий Яковлев. Фрагмент
Василий Яковлев. Фрагмент
Василий Яковлев. Фрагмент
Василий Яковлев. Фрагмент
Василий Яковлев. Фрагмент

Вообще написать письмо – дело нехитрое. Вопрос – кому и по какому поводу. Запорожцы писали турецкому султану по вполне определенному поводу. Но вот прошло чуть более сорока лет – и лица, и причина совсем иные. Старатели на одном из приисков СССР пишут письмо товарищу Сталину. Василий Яковлев создавал это огромное полотно по заказу для выставки «Индустрия социализма», которая открывалась в 1939 году, когда социализм в основном был построен. Мощный реализм – не поспоришь. И сколько скрытых символов и смыслов в каждом лице, в атлетической обнаженной спине одного из старателей, в каждой складке одежды рабочего на переднем плане, как будто в них сосредоточились их тяжелые будни, их адский труд во имя светлого будущего, про которое думать им было некогда. Но пришли агитаторы (распознать их несложно) – и слава Богу! Хотя бы немного можно отдохнуть. Реализм здесь совсем не светлый. Не радостный – суровый.

Наталья Данько (автор модели). Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана. Письменный прибор из шести предметов. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова. Русский музей
Наталья Данько (автор модели). Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана. Письменный прибор из шести предметов. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова. Русский музей

Впрочем, «Конституцию победившего социализма», прозванную Сталинской, обсуждали в то время везде, поправки писали, и какие-то были приняты. Вот содержание 10 главы Сталинской конституции, в которой в основном говорилось о правах советских граждан, отразила автор письменного прибора из шести предметов (он был выполнен на Ленинградском фарфоровом заводе). Довольные труженики одного из колхозов Узбекистана обсуждают Конституцию – все довольны.

Михаил Ларионов. Венера. 1912. Холст, масло. Русский музей
Михаил Ларионов. Венера. 1912. Холст, масло. Русский музей
Гончарова Наталья Сергеевна. Письмо. 1913. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей
Гончарова Наталья Сергеевна. Письмо. 1913. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей
Ольга Розанова. Письменный стол. 1915. Холст, масло. Русский музей
Ольга Розанова. Письменный стол. 1915. Холст, масло. Русский музей
Давид Штеренберг. Письменный стол, холст, масло, 1920. Русский музей
Давид Штеренберг. Письменный стол, холст, масло, 1920. Русский музей

Не обошли тему письма и представители русского авангарда. У Михаила Ларионова это «Венера», принимающая любовную депешу от почтового голубка, у Натальи Гончаровой иные символы в виде нагромождения сургучей, конвертов, бумаг, цифр, у Ольги Розановой вообще сплошной кубизм, такой спокойный, с «сдвинутым» пространством. Лаконичная картина с таким же названием («Письменный стол») и у Давида Штеренберга, преподавателя ВХУТЕМАСа, учениками которого были, между прочим, Андрей Гончаров Юрий Пименов и Александр Дейнека.

Варвара Раевская-Рутковская. Подпольная почта. 1942. Холст, масло. Русский музей
Варвара Раевская-Рутковская. Подпольная почта. 1942. Холст, масло. Русский музей
Лактионов А. Письмо с фронта. Холст, масло. ГТГ
Лактионов А. Письмо с фронта. Холст, масло. ГТГ
Петр Грузинский. Почтальон, холст, масло. 1861. ГГТ
Петр Грузинский. Почтальон, холст, масло. 1861. ГГТ
Олег Ломакин. Доставка писем и газет на дом. 1960-е. Холст, масло. Центральный музей связи имени А.С.Попова
Олег Ломакин. Доставка писем и газет на дом. 1960-е. Холст, масло. Центральный музей связи имени А.С.Попова

Две жанровые картины, посвященные Великой отечественной войне, – «Подпольная почта» (1942 г.) Варвары Раевской-Рутковской и опять-таки всем известное полотно Александра Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.) своего рода противоположности. Обе жанровые, но на первой одна тревога и неизвестность, на второй – близкая победа и радость. И два почтальона. С разницей в сто лет. Даже забавно.

Почтовые ящики России
Почтовые ящики России
Валерий Герловин. Почтовый ящик с письмами к Римме. 1975-1976 Железо, нитрокораска, трафарет бумаги, печать, шариковая ручка, фломастер. ГТГ
Валерий Герловин. Почтовый ящик с письмами к Римме. 1975-1976 Железо, нитрокораска, трафарет бумаги, печать, шариковая ручка, фломастер. ГТГ

А вот Валерий Герловин, отреставрировав старые почтовые ящики, поместил письма жене, создав своеобразный такой «театр абсурда». Живут в одной квартире муж и жена, а он пишет ей письма. Зачем? Может, проще пообщаться – и все? Но видимо, слова на бумаге весомее, в них и тайна, и секрет, и открытость-закрытость – в них все. Ведь когда пишешь – думаешь больше, размышляешь спокойнее. А когда говоришь – что может вдруг слететь с языка?..

Дмитрий Шорин. Голосовая почта. Холст, масло. 2016. Собрание И;Кретова
Дмитрий Шорин. Голосовая почта. Холст, масло. 2016. Собрание И;Кретова

Современная голосовая почта – разрыв коммуникации открытой, потому что голос слышишь, а возразить нечего. Одна информация. Вроде есть человек на том конце пресловутой «цифры», а вроде и нет (тем более, ИИ теперь любой голос подделает, что и не придерешься).

Страсти по газетному киоску

Газета как ежедневный или еженедельный источник информации когда-то была практически главной в нашей жизни. Она и сообщала, и анализировала, и осуществляла обратную связь. Газет в СССР было не очень много, хорошие можно было поиметь только по подписке, а агитационной шелухи было навалом. Очень любопытен в этом разделе конкурсный проект газетного киоска, предложенный Александром Родченко. Проект не был осуществлен, хотя задуман весьма оригинально: тут тебе и башня, и высота, и агитация с пропагандой, а также часы. Вся конструкция в духе революционно настроенного в тот момент Родченко. А конкурс учредил отдел ИЗО Наркомпроса.

Александр Родченко. Газетный киоск. 1918. Конкурсный проект. Модель, реконструкция выполнена Ириной Преснецовой. Картон, акрил. Частное собрание
Александр Родченко. Газетный киоск. 1918. Конкурсный проект. Модель, реконструкция выполнена Ириной Преснецовой. Картон, акрил. Частное собрание

Примечателен и портрет журналиста Льва Никулина с газетой, созданный Натаном Альтманом. Хотя последний больше известен другим своим полотном – портретом Анны Ахматовой, но и этот не хуже.

Натан Альтман. Портрет Льва Никулина. Между 1928 и 1935. Холст, масло. Русский музей
Натан Альтман. Портрет Льва Никулина. Между 1928 и 1935. Холст, масло. Русский музей

Еще очень долгое время любили у нас в стране рисовать стенные газеты. Так, на картине Александра Лактионова газету выпускают курсанты военного училища. Какие радостные у них у всех лица, они еще не знают, что им предстоит пережить через три года и кто из них остается в живых. Стенные газеты рисовали и в школах, и даже в детском саду. На полотне Павла Кондратьева октябрята пришли в деревенский детский сад и нарисовали детишкам стенную газету (садик довольно приличный, видать, и колхоз не бедный).

Александр Лактионов. Курсанты выпускают стенную газету. 1938. Холст, масло. Научно-исследовательский музей РАХ
Александр Лактионов. Курсанты выпускают стенную газету. 1938. Холст, масло. Научно-исследовательский музей РАХ
Павел Кондратьев. Детский сад в деревне. 1930. Бумага, акварель. Русский музей
Павел Кондратьев. Детский сад в деревне. 1930. Бумага, акварель. Русский музей

Сто лет назад очень популярны были и плакаты. Один из лидеров советских плакатистов Дмитрий Буланов – автор очень многих плакатов на тему «Идите на почту». Ведь подписывались на самые разные издания на почте. Глядя на плакат, написанный, видать, в преддверии 1930-го года интересно взглянуть на некоторые издания – что уцелело, а что кануло в Лету. Художник Владимир Малагис в 1933 году очень своевременно написал картину «На смерть Клары Цеткин»: полагаю, некролог был опубликован во многих тогдашних газетах, а здесь сама «Правда»…

Дмитрий Буланов. Подписывайся на почте на 1930 год. Бумага, хромолитография. Русский музей
Дмитрий Буланов. Подписывайся на почте на 1930 год. Бумага, хромолитография. Русский музей
Владимир Малагис. На смерть Клары Цеткин. 1933. Холст, масло. Русский музей
Владимир Малагис. На смерть Клары Цеткин. 1933. Холст, масло. Русский музей

В следующем году исполнится 100 лет со дня рождения мощного живописца советской школы Гелия Коржева, ученика Сергея Герасимова, который мог одним движением кисти передать настроение и суть, ни на йоту не приукрашивая действительность, хотя многих коллег его самодостаточность раздражала. «Газетчик» – веселый, хипповый. Больше известен другой «Газетчик, написанный в 1966-м.

Коржев Гелий. Газетчик. Конец 1950-1960-е
Коржев Гелий. Газетчик. Конец 1950-1960-е
Зинаида Кобылецкая. Блюдо "Газеты" с надписью "Петроград 1921". 1921. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Эрмитаж
Зинаида Кобылецкая. Блюдо "Газеты" с надписью "Петроград 1921". 1921. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Эрмитаж

Опять же газетную тему не обошли стороной и художники декоративно-прикладного искусства. Блюдо «Газеты» с надписью «Петроград 1921» работы Зинаиды Кобылецкой хранится сейчас в Государственном Эрмитаже.

Александр Боровский

куратор выставки, заведующий отделом новейших течений Русского музея

Выставка работает до 2 декабря

Фото: Александр Бродский

#выставки#изобразительное искусство#декоративно-прикладное искусство#современное искусство#Русский музей#Государственный Эрмитаж#искусство#