Найти в Дзене
Сrazy lost SQUIRREL

Через горы к морю. Новый маршрут.

За год проживания в Краснодаре по федералке в сторону Туапсе ездила несчётное количество раз. Но на примете была ещё одна дорога, через Кутаис и Хадыженск, которая на карте отмечена как грунтовая. В период летних пробок на М4 возникло желание разведать наконец и этот путь.
До Горячего ключа, как обычно, ничего интересного. А потом, как в анекдоте, возникло два варианта: навигатор настойчиво вёл в объезд, но дорога через Кутаис была на 20 км короче. И, как оказалось, почти на час дольше. Виной тому щебёнка. Причём логика такого дорожного устройства мне вообще не понятна: асфальт лежит только на мостах и в деревнях, строго от знака до знака. Всё остальное засыпано крупным округлым камнем, по которому на мотоцикле ехать прям неприятно - он то и дело норовит соскользнуть. Машинам в этом плане проще, но они создают облака пыли, которой приходится дышать при открытом шлеме.
До Хадыженска кое-как доскреблись. Миленький такой городишко, со своим "центром" и любознательными жителями, которые,

За год проживания в Краснодаре по федералке в сторону Туапсе ездила несчётное количество раз. Но на примете была ещё одна дорога, через Кутаис и Хадыженск, которая на карте отмечена как грунтовая. В период летних пробок на М4 возникло желание разведать наконец и этот путь.

До Горячего ключа, как обычно, ничего интересного. А потом, как в анекдоте, возникло два варианта: навигатор настойчиво вёл в объезд, но дорога через Кутаис была на 20 км короче. И, как оказалось, почти на час дольше. Виной тому щебёнка. Причём логика такого дорожного устройства мне вообще не понятна: асфальт лежит только на мостах и в деревнях, строго от знака до знака. Всё остальное засыпано крупным округлым камнем, по которому на мотоцикле ехать прям неприятно - он то и дело норовит соскользнуть. Машинам в этом плане проще, но они создают облака пыли, которой приходится дышать при открытом шлеме.

До Хадыженска кое-как доскреблись. Миленький такой городишко, со своим "центром" и любознательными жителями, которые, увидев на номере регион 22, спешат полюбопытствовать, кто мы и откуда. Кстати, возле базара дядька крутит вполне себе вкусную шаурму, причём с какой-то нечеловеческой скоростью. Возможно, он проходил какие-то специальные курсы или просто давно работает. Виртуозно сотворяя лавашный свёрток, он одним глазом косил то на шлем в моих руках, то на глубокий вырез майки. Потом с явным акцентом стал расспрашивать, откуда я и куда еду. Финалом нашей краткой встречи стала его попытка прочитать моё отчество в банковском приложении, куда перевела ему деньги: "Вячасаля....Вачесале...Вуачеслалявна?" Кивнула и быстро ушла, услышав вслед: "Удачи вам!".

Оттуда дорога идёт через Шаумянский перевал (там находится село Шаумян). И опять странности в дорожном покрытии: асфальт лежит только до и после самого перевала, а на спуске и подъёме - щебень. Мельче и острее, чем на предыдущей дороге, что, безусловно, плюс, но... Пошёл дождь. И вся грязюка от колёс и проезжающих машин оказалась на мотоцикле. Несмазанная цепь тут же начала скрежетать, давая понять, что она не в восторге от нашего приключения. Зато прибило пыль. Хоть какой-то плюс.

Помните чеховскую "Лошадиную фамилию"? Эту дорогу пора назвать "Птичья". Сёла и речки имеют довольно непривычные названия: Индюк, Куринская, Цыпка, Кура-Цеце, Кура-Транспортный. Реки тоже не отстают, хотя и логически соотносятся: Цыпка, Индюшка и Индюшонок. И да, гора Индюк там тоже есть. Как-то мне всегда казалось, что названия сначала придумывают люди, они закрепляются, а уж потом их наносят на карту. Кому это пришло в голову? Чем они руководствовались? Топонимика - интересная вещь!

По дороге попадается несколько железнодорожных переездов. По ней идут поезда и электрички, следующие в Сочи. Не знаю, как подгадывать по времени, но обогнать состав невозможно: если один раз встал на переезде, то будешь стоять на каждом. Всего их, кажется, 4. Гнали с максимально возможной скоростью, приемлемой на серпантинах и сельских улицах, но опередить электричку не удалось ни разу: утыкались в опущенный шлагбаум.

Но, несмотря на все эти перипетии, до Туапсе добрались почти за то же время, что и по федералке. Дорога куда интереснее и живописнее: скальники, реки, каньоны, отсутствие отбойников на серпантинах, дурацкие топонимы... В целом, оно того стоило. На машине так вообще без проблем, даже на пузотёрке (возможно, местные джигиты ездят там и на заниженных Приорах, но не были замечены в этот раз).

Купаться поехали в Ольгинку, точнее, на плиты возле неё. На карте это место обозначено как пристань и, возможно, она там ранее существовала. Сейчас о былом величии напоминают отшлифованные плиты, на которых отдыхающие ставят палатки, каркасы бывших эллингов, где тоже организуют стоянки в тени, и остатки металлоконструкций, которые еще не успели сдать в чермет. С возвышенностей можно нырять, глубина позволяет. Но есть и ржавая лестница, если прыгать не хочется. Народу было много, наверное, из-за субботы. Туда часто приезжают на несколько дней. Парковка небольшая, но есть. До села (и, соответственно, магазина) недалеко, можно доехать за 5-10 минут.

Обратный путь занял куда меньше времени: пробок почти не было, да и трасса позволяет развивать приличную скорость. Но ехать по ней уже скучно, знаешь почти каждый куст. Ещё пару раз попадали под дождик, а цепь укоризненно бренчала, напоминая о себе. К концу дороги задница болела уже настолько, что приходилось постоянно пересаживаться с одного бока на другой. Всё-таки надо что-то делать с сиденьем. Оно вообще не предназначено для дальняков. Зато для них предназначена я!

ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ:
https://vk.com/donut/crazylostsquirrel

#crazylostsquirrel
#crazy_lost_squirrel
#дорога_длиною_в_жизнь

-2
-3
-4
-5
-6
-7