Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Я не ворон, падалью питаться не буду»

– Николай Максимович, были ли у вас в какой-то момент жизни кризисы, когда вы понимали, что, возможно, этот взлет закончится и будет большое пике?

– Конечно.

– Что это за ситуации были?

– Я же пошел в балет не потому, что я хотел танцевать. Нет. Я хотел на сцену. Мне казалось – там чудо. Потом, когда я уже там был, когда я там уже вовсю учился, я понял, что эта профессия быстро закончится.

Я очень четко понимал, что когда начну подходить к определенному возрасту, буду чувствовать себя ущемленным. И начал думать, а чем я еще займусь. Поэтому и научился преподавать, а потом поступил в юридическую академию, для того чтобы работать руководителем и так далее.

Я в принципе понимаю, что все имеет свой конец, и помню, когда в первый раз столкнулся с подобной ситуацией. Не буду называть фамилии, потому что это очень известные люди. Я оказался на телевидении в момент, когда старое телевидение менялось на современное, которое мы теперь знаем. И многие кумиры того времени оказались уволенными. И я увидел их ломку.

– О том, что закончилась эпоха?

– Нет. Просто они без эфира остались. Ютуба еще не существовало. Невозможно было так – вот тебя выгнали из телека, а ты создал свой ютуб-канал и начал там вещать.

И тогда я понял одну вещь: профессию терять нельзя. Телевидением занимаешься – это очень интересно. Но никогда нельзя забывать, что у тебя есть профессия.

Ты будешь актуален, нормален, только когда у «палки» будет два конца. Если будет один, он перевесит. Нельзя уходить в это пике, туда уходят те люди, которые не самодостаточны, которые не могут сами себя развлечь, которым самим с собой неинтересно.

Мне, например, всегда с самим собой хорошо, потому что у меня еще тысячи не прочитанных книг, тысячи не посмотренных фильмов. И потом еще с этим ютубом, чтоб он провалился. У меня там столько еще не послушанного контента, который отложен, скачан...

– А вот в тот момент, может быть, некогда пришло осознание. А когда вы приняли решение, что пора поставить на паузу и что нужно сменить профиль своей деятельности? Были этапы какой-то ямы, что вот провалился? Психологической.

– Нет. Я сначала тоже думал, что будет. Но я специально готовил тыл. Я очень ждал. Знаете, когда глаз трясется и губа. Не пришло. Видимо, потому, что я сам себе сказал – все.

У Булгакова, в «Мастере и Маргарите», там есть гениальная фраза. Рыба бывает только первой свежести, не бывает рыбы второй свежести. Мясо вкусное, когда оно свежее.

Есть еще замечательное такое произведение «Капитанская дочка» Пушкина. Там есть сказка, по-моему, об орле и вороне. Когда орел говорит ворону, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью. Я не ворон, падалью питаться не буду.

Если я чувствовал, что у меня эта роль не выходила, я ее сразу отдавал. Все, прошел период. Меня уже не удовлетворяет то, что я делаю.

Есть люди, которые любят жить в самообмане, которые заказывают себе успех. Цветы им приносят знакомые, клакеры им кричат браво. Я в жизни бы не вышел больше на сцену, просто никогда не вышел бы. Мне не интересно было бы.

– А как же ситуация, когда ты находишься во внимании, на сцене. Там же есть еще продолжение.

– У меня внимание не закончилось.