Найти в Дзене
Книгоед

Современное фэнтези: как, что и почему читать

Оглавление

Фэнтези как жанр литературы появилось довольно давно и с тех пор успело претерпеть огромное количество изменений. При упоминании фэнтези на ум сразу приходят эльфы, драконы и маги, но на самом деле за этим жанром скрывается куда больше, чем пара стереотипных понятий. Мы попытаемся разобраться в истории фэнтези, в его эволюции, писателях и в том, какие идеи раскрывают и продвигают современные произведения этого жанра.

История фэнтези

-2

Термин «фэнтези» возник только в XX веке, хотя к этому жанру можно отнести произведения, написанные задолго до этого. История фэнтези уходит корнями в глубокое прошлое. Это важно, так как практически все новые произведения так или иначе отсылают читателей к фольклору, мифам, легендам и историям, написанным чуть ли не тысячи лет назад. Вот несколько из самых ранних произведений, которые чисто технически можно отнести к жанру фэнтези:

«Эпос о Гильгамеше» (около 2100 года до н.э.) – один из древнейших известных литературных текстов. В нём присутствуют элементы мифологии, большое внимание уделяется волшебству, присутствуют традиционные сюжетные линии о борьбе с чудовищами, о силе дружбы и любви и о поисках вечной жизни. Текст был создан на аккадском языке, а по своей культурной значимости приравнивается к величайшим произведениям в истории человечества.

«Книга Тысячи и Одной Ночи» (IX–XV век н.э.) – это сборник восточных сказок и легенд, содержащий множество фантастических элементов, магию, джиннов, волшебные артефакты, странствия по загадочным мирам. Многие из вещей, упомянутых в историях, стали чуть ли не нарицательными. А сами сказки подразделяются на три главных категорииа – приключенческие, героические и плутовские, что сохраняется в жанре фэнтези до сих пор. Практически всегда в современных книгах основная сюжетная ветка отвечает одному из этих трёх направлений.

Кельтские мифы и легенды – в кельтской мифологии было множество элементов, позже ставших характерными для фэнтези.

«Сказания о короле Артуре» (XII–XIII вd/) – мифы о короле Артуре считаются одними из самых известных и влиятельных в западной литературе и культуре. Они имеют долгую историю и по-прежнему оказывают огромное влияние на развитие фэнтези.

Начало современного фэнтези

-3

Легче всего отсчитывать современное фэнтези от момента создания Рональдом Толкиным «Властелина колец», поскольку все книги, опубликованные после, так или иначе связаны именно с этим романом. «Властелин колец» – важное произведение в жанре фэнтези, а его автора можно назвать одним из основоположников современной фэнтези-литературы. Особенность романа заключается в тщательно проработанном мире Средиземья с богатой историей, языками, культурами и расами. Произведение, без шуток, оказалось настолько прописанным, что сейчас не найти ни одной фэнтези-книги, которая пусть даже и не нарочно не опиралась бы на шедевр Толкина.

После успеха «Властелина Колец» начался бум фэнтези-литературы. С 1950 годов стали появляться такие известные ныне произведения, как «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса и «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. На примере этих книг читатели увидели, какое разнообразие тем может охватывать жанр фэнтези. Например, Говард Лавкрафт писал свои «Мифы Ктулху» в жанре тёмного фэнтези, где сюжеты включали в себя элементы ужасов и готические отсылки, чего ранее просто не существовало.

В 1990-х годах фэнтези получило еще большую популярность благодаря серии книг о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг и циклу «Песнь льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина. Эти работы стали бестселлерами и во многом определили стереотипы и тренды жанра на следующие десятилетия.

С развитием технологий и с появлением интернета фэнтези-литература стала более доступной. Множество авторов начали публиковать свои произведения в онлайн-форматах, появились фанфики, что способствовало разнообразию и жанровому преобразованию. Кроме того, фэнтези получило развитие и в других форматах, таких как кино, телевидение и видеоигры, которые лишь укрепили его позиции и во многом способствовали его популяризации.

Сегодня современное фэнтези охватывает широкий спектр поджанров и стилей, включая высокое фэнтези, городское фэнтези, научное фэнтези. Они продолжают развиваться и привлекать как писателей, так и читателей своими богатыми мирами, захватывающими сюжетами и возможностью исследования вечных тем человеческого опыта через призму волшебства, магии и приключений.

В чём особенность современного фэнтези?

-4

Одним из ключевых отличий современного фэнтези становится более глубокий и сложный подход к созданию миров и персонажей. Теперь авторы стремятся не только погрузить читателя в увлекательные приключения, но и передать определенные идеи и ценности через свои произведения. Героический эпос прошлого, который мы можем отнести к ранней стадии развития фэнтези, был сосредоточен именно на истории, на сюжете. А в наши дни фокус в фэнтези сместился на передачу смыслов, на создание аллюзий на важные социальные явления. Поэтому в современных книгах мотивация героев более понятна читателю, так как прописана глубже, а поступки объясняются с множественных точек зрения.

Границы между добром и злом стираются, персонажи становятся более многогранными и реалистичными, а фэнтезийные миры превращаются в аллегории на современное общество. В «Гарри Поттере», к примеру, одной из главных идей было неприятие войны, а главный антагонист и его приспешники выступали аллюзиями на нацистов и Гитлера.

Стереотипы традиционного фэнтези постепенно разрушаются под воздействием современных авторов. Например, вместо рыцарей и принцесс появляются сильные и независимые женские персонажи. Это помогает разнообразить жанр, делая его более актуальным для современного читателя. Если у Толкина, не говоря уже о древних мифах и легендах, найти главного женского персонажа практически нереально, то в современных книгах такой проблемы нет. Это расширяет целевую аудиторию литературы, смещая акцент на различные общественные группы: какое-то фэнтези больше располагает к себе мужскую аудиторию – скажем, «Ведьмак» Анджея Сапковского, а какие-то истории более близки женщинам – циклы «Стеклянный трон» и «Королевство шипов и роз» Сары Маас и т «Из крови и пепла» Дженнифер Арментроу, где главные героини – это сильные женщины.

Особенно стоит отметить, что в литературной индустрии увеличилось количество не только героинь, но и писательниц, что также привносит в жанр новые темы и подходы. Авторы-женщины часто обращаются к феминистическим и социальным аспектам, создавая произведения, которые ставят под вопрос традиционные гендерные стереотипы и открывают новые горизонты для аудитории.

Фэнтези также активно занимается передачей важных социальных идей. Многие произведения используют фантастический мир как способ обсуждения проблем неравенства, несправедливости и борьбы за равноправие. Через приключения героев в мире магии авторы заставляют читателей задуматься над вопросами социальной справедливости и значимости гуманизма. Примером такого подхода может послужить серия романов Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», где автор изображает жестокий и несправедливый мир, где даже герои не всегда способны принимать правильные решения.

Сто в одном

-5

Фэнтези – это не просто жанр, это целый мир, в котором сливаются множество других жанров, образуя уникальные и захватывающие истории. В нём можно найти романтику, волнующие приключения, захватывающие битвы, мистические интриги, даже отголоски ужасов и научной фантастики. Этим можно объяснить и его популярность, так как здесь каждый читатель может подыскать сюжетные тропы, интересные именно для него.

Романтические нити пронизывают фэнтезийные миры особенно часто, создавая волнующие и неожиданные связи между героями. Это может быть запретная любовь между представителями разных рас или же магическая связь, одобренная судьбой, которая преодолевает все преграды. Романтика в фэнтези может быть нежной и деликатной, а может привести к эпическим поединкам за любимых. Прекрасные истории любви можно найти в уже упомянутых выше книгах Сары Маас «Королевство шипов и роз» и «Стеклянный трон», новеллах Дженнифер Арментроут и Ли Бардуго.

Конечно, ни одно фэнтези не обходится без битв. В фэнтези они отображают силу и мастерство героев, их бескомпромиссное стремление к победе и защите тех, кого они любят, то есть все главные сюжетные идеи. Это могут быть и эпические сражения с драконами и чудовищами, как в «Ведьмаке», и интриги и заговоры на политической арене, как в «Песни льда и пламени», или даже одиночные поединки не на жизнь, а на смерть. В фэнтези бои пронизаны магией и фантастикой, что лишь придаёт им ещё больший шарм.

Ужасы тоже иногда проникают в мир фэнтези, придавая напряжение и страх. Тёмные леса, запертые подземелья и древние руины могут скрывать невообразимые секреты и опасности. Мистические существа, зловещие проклятия и магические артефакты приводят героев к столкновению с нечеловеческими ужасами, требующими не только проявления силы, но и мудрости. Тут можно вспомнить работы Говарда Лавкрафта, особо преуспевшего в привнесении мрачных готических мотивов в свои произведения.

Даже фантастика находит своё место в мире фэнтези, добавляя в него новые измерения и возможности. Магические технологии, параллельные миры и космические путешествия становятся основой для захватывающих историй, которые привносят в жанр свежий взгляд и неожиданные повороты сюжета.

Сам жанр фэнтези делится на множество поджанров, каждый со своими особенностями и характером. Высокое фэнтези представляет миры, полные волшебства и приключений, с эпическими сюжетами и битвами за судьбу всего мира. Тёмное фэнтези углубляется в мистику и загадки, исследуя тёмные стороны человеческой природы и силы зла. Городское фэнтези переносит магию и волшебство в современные города, смешивая мистику с реальностью улиц и событий. Обратите внимание на книги Терри Пратчетта, Макса Фрая и Сергея Лукьяненко.

Фэнтези становится не просто жанром, а целой вселенной возможностей, где могут сливаться воедино все мыслимые и немыслимые истории, оживая под пером талантливых авторов и принося радость и вдохновение своим читателям. Современное фэнтези отличается от первоначальных представителей жанра более глубоким и актуальным подходом к созданию миров и персонажей. Оно разрушает старые стереотипы и использует свои истории как способ обсудить важные социальные проблемы и идеи. Фэнтези – не только развлечение, но и возможность задуматься над важными вопросами современного общества. Оно охватывает и объединяет многие поджанры, поэтому каждый сможет найти в нём что-то лично для себя.

Мы рады, что статья оказалась для вас интересной! Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм-канале "Книгоед".