«Мастерская Фоменко» – волшебный театр Москвы, которому всегда везло. Невысокое минималистичное здание стоит на берегу самой Москвы-реки. И виды рядом с ним влекут к себе прохожих, а те обязательно обратят внимание на здание театра. Почему? Да потому что кажется, будто Москва-Сити строили специально для этого театра: небоскребы идеально центруются и нависают над входом в здание. Как бы намекая, что все современное, стильное ищет крепкий фундамент в искусстве.
И, в общем-то, история с Москва-сити – не единственная, где театру крупно везло. Может быть, потому что он был основан людьми, горящими своим творчеством, может быть, потому что они брались за самые острые и честные постановки с момента своего появления.
Первое поколение «фоменок»
Театр Фоменко рождался дважды. В первый раз труппа собралась в 1988 году и своего отдельного здания у них не было. В составе были только студенты ГИТИСа – без особого опыта, зато со свежим взглядом на игру. Набрал труппу избранных, как можно догадаться, Петр Фоменко. Это большой человек, который обожал экспериментировать. На его счету несколько успешных экспериментов с жанром трагического гротеска – и это в 70-е! Но даже если режиссер строго следовал стилю автора пьесы, он все равно добавлял свою нотку – доводил трагизм происходящего до пиковой болезненности восприятия.
Фоменко был мастером контрастов, сменяя комичное трагичным, ярко музыкальное сценами молчания – от сцены к сцене заставляя зрителя неотрывно смотреть спектакль и сопереживать. И для этой «неуравновешенности» идеально подходили молодые, ретивые, впитывающие знания, как губка, студенты. Петр Наумович сделал рискованную ставку на неопытную молодость – и сорвал джек-пот!
На момент, когда «фоменки» собрались на первую репетицию, режиссеру было 56 лет. Он уже успел поставить десятки спектаклей для московских и ленинградских площадок, создал спектакль для польского театра.
Воодушевленные студенты дневали и ночевали в репетиционной студии. И уже год спустя это дало первые крупные результаты. «Борис Годунов» был встречен публикой с восторгом. Дальше чередой шли спектакли, о которых говорят и по сей день: их награждали премиями, трупу приглашали на гастроли и охотно принимали на фестивалях. Среди спектаклей-триумфаторов: «Волки и овцы», «Приключение», «Игроки» и др.
В 1993 году стало понятно, что будущее театра нужно решать здесь и сейчас: студенты получили дипломы и должны были или покинуть курс Фоменко, или искать с ним вместе новое прибежище. Свое официальное название титулованная трупа получила без проблем: 27 июля постановлением правительства Москвы коллектив выпускников ГИТИСа стал называться Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко». Но театр оставался «бездомным»
Для артистов наступили новые времена: ушла цензура, приветствовались эксперименты. Театр как вид досуга стал статусным, но Фоменко не поддался пестрой моде 90-х – он сам создавал моду. Все его эксперименты вращались вокруг русской классики: он сам смотрел на нее влюбленными глазами и заставлял зрителей понять его чувства.
Свой дом и новые «фоменки»
Удивительно, но столь популярный театр долгое время не имел своего места обитания. Вплоть до 1997 года репетиции и выступление проходили, где получится. Однако в уже упомянутом году «Мастерской», наконец, выделили здание, но не то, с которым у зрителя сейчас ассоциируется «Мастерская».
До этого оно никогда не служило в роли театра, здесь находился кинотеатр с двумя скромными по размеру залами. Так что, прежде чем въехать в помещение, пришлось дождаться полной его реконструкции. Это заняло еще три года.
Эффект от торжественного открытия и первые впечатления от «одомашненности» быстро прошли. Стало понятно, что в столь стесненных условиях работать будет сложно: залы банально не вмещали количество желающих посмотреть постановку. Это заставляло частить с количеством спектаклей, артисты выматывались и уже не могли экспериментировать с чем-то новым.
Так что еще четыре года спустя специально для театра Фоменко создали чертежи нового здания. Что любопытно, далеко переезжать артистам не пришлось – его построили напротив старого здания. К слову, к этому моменту башни Москва-Сити строились вовсю. Так что позиционирование входа в театр на фоне колоссов не случайно 😊
Театр был уже зрелым, когда смог въехать в свежее, созданное специально для «Мастерской» здание. Труппа отметила свое 15-летие в еще пахнущих краской стенах.
А за год до этого, уже наблюдая из окон «кинотеатра», как строится их прибежище, артисты приняли первое свежее пополнение стажеров. Это было в 2007 году. В театре появились не только молодые актеры, но и режиссеры, которым дали зеленый свет на персональные постановки. Театр развивался и Фоменко с удовольствием наблюдал, как жадно молодые постановщики борются за репертуарное время.
В 2010 году, уже в новом здании, принималось решение о том, кто из стажеров после трехлетней практики войдет в основной состав труппы. И в этом же году был третий и на данный момент последний набор артистов. Таким образом сейчас в театре работают три поколения «фоменок».
Два года спустя после последнего набора Петра Наумовича не стало. Но взрощенный им театр продолжает жить и процветать. К слову, в старом здании театра все также, по старой памяти, периодически дают постановки.
Ближайшие постановки в «Мастерской Фоменко»
Все постановки на ноябрь, декабрь и далее можно найти в нашей подборке. Так что мы кратко пробежимся по репертуару, чтобы было понятно, чего ждать от театра.
Во-первых, «Мастерская» неизменно дает много классики: «Мастер и Маргарита», «Вишневый сад», «Сон в летнюю ночь», «Война и мир», «Бесприданница».
Во-вторых, радует современными постановками (о наших днях) и дерзит ставить альтернативные постановки по произведениям. Речь о «Сережа очень тупой», «Он был титулярный советник», «Двадцать третий».
Отдельно отметим, что 6 декабря покажут совершенно особенный спектакль «К 90‑летию Петра Фоменко. «Комедия о трагедии» – по мотивам репетиций режиссера постановки «Бориса Годунова», того самого из «бездомных» лет театра!
А уже с 7 декабря стартуют детские новогодние спектакли.
Спектакли и концерты на других площадках Москвы вы можете найти на нашем билетном сервисе Порталбилет. Множество концертов, удобный поиск, подборки и рекомендации. Просто купить, есть гарантия возврата. Приходите к нам, каждому подберем чем занять свой досуг.
Подписывайтесь на наш канал – впереди вас ждет много интересных новостей и полезных заметок!