Товарищи, здравствуйте!
С вами Илья, стилист бутиков KOMILFO resale👋🏼
Сегодня вас ждёт ещё один урок фэшн-истории. Про бренд, который, я уверен, является не только синоним успешного успеха и богатого богатства, но и самым растиражированным в мире - Louis Vuitton.
История бренда уходит корнями в далекий 19 век. Но для начала, конечно, хочу сказать пару слов о его основателе.
Луи Виттон родился 4 августа 1821 года в деревне Анше, во Франции. Родители были крестьянами. Они погибли, когда мальчику было 13 лет. После чего он решил уехать в Париж, но не имея ни гроша за душой, отправился туда пешком.
Время в дороге заняло, прости господи, два года. Так как расстояние от деревни до Парижа составляло почти 500 километров. Ну и как я писал выше, не имея денег, ему приходилось делать длительные остановки и работать на фермах, в барах, гостиницах и далее по низкооплачиваемому списку.
Наконец-то Луи Виттон дошел до Парижа. Где, к удивлению, удача оказалась на его стороне. Ему удалось устроиться на работу подмастерьем к одному из лучших изготовителей сундуков и чемоданов. Обслуживавшему, к слову, королевскую семью.
На этой работе он провел 17 лет, каждый день набираясь опыта и заводя нужные знакомства с мастерами сопутствующих сфер, поставщиками и, чего греха таить, состоятельными клиентами. Так, в 1854 году Луи Виттон открыл собственную мастерскую.
«Надежно упаковываем самые хрупкие предметы. Специализируемся на упаковке мод», — гласила надпись на двери в ателье на улице Капуцинов.
Первым новаторским решением стало изготовление чемоданов имеющих плоский верх и низ. До этого они имели покатую форму, которая не позволяла ставить один чемодан на другой.
Четыре года спустя, в 1858 году, он совершает революцию в своей отрасли. Выпуская первый чемодан с каркасом из тополя и полотна с водонепроницаемой пропиткой.
Но будем честны, на одной идее не вывезти и не выжить, тем более в такой сфере. Имея поток постоянных заказов, ателье, как минимум, себя окупало. Но о крупной прибыли не было и речи. Однако, дела стремительно пошли в гору, когда чемоданы от Louis Vuitton приобрела для своего путешествия императрица Евгения, жена Наполеона 3. Стоит ли говорить, что весь бомонд Старого Света ринулся делать заказы. Полагаю, нет.
Луи, наконец-то начав зарабатывать, решает пойти ва-банк, потратив все заработанные средства на расширение ассортимента. Что, думаю, логично. Мастеров - уйма, а богатых пресытившихся клиентов на всех не хватит. Да и протекция императрицы не может быть вечной…
Вскоре в продаже появляются такие позиции, как кровать-багажник, чемодан-гардероб и замок с двумя пружинными застежками. Но самое главное - он решает забрендировать свой товар. С этого момента чемоданы оббиваются бежево-коричневой клеенчатой тканью с шахматным принтом.
Будучи предприимчивым, Луи Виттон подает прошение о патенте всего вышеперечисленного.
Следующие годы он провел за расширением бизнеса. Который, после смерти Луи в 1892 году, по завещанию, перешел к его сыну Жоржу.
Его первым решением на посту директора, стала защита интеллектуальной собственности и почтение памяти об отце. Обе задачи, с лихвой, смогла решить идея о создании логотипа. Так, в 1896 году, на шахматном принте появились инициалы основателя бренда - LV.
При Жорже производство было расширено, начало тому положила сумка Steamer. На рубеже 19-20 веков, передвижения на дальние расстояния могли занимать не только дни и недели, но и месяцы. Поэтому новая модель сумки изначально имела утилитарное значение. В ней хранили грязное бельё, скопившееся за время поездки.
Отмечу, что Steamer присутствует в постоянной линейке бренда и сейчас. Но, естественно, уже в формате страшно модного мужского рюкзака.
Ну а теперь, товарищи, бип-бип! Мы переносимся в начало 20 века, когда богатые мира сего начали менять конные экипажи на автомобили. По тем временам, наирасточительнейшую вещь. Так ещё и требующую смены всех чемоданов, ведь громоздкие сундуки не помещались ни в один салон.
Первыми на новую «проблему белых» отреагировали, конечно же, мастера ателье Louis Vuitton. Они создали сумку, которую можно было хранить внутри запасного колеса.
Спустя ещё несколько лет, а если быть точным, то в 1934, в ателье бренда поступил новый заказ от постоянной клиентки - Коко Шанель. Она хотела уникальную и ни на что не похожую сумку, так появилась модель Squire. Она же, в 1955 году, превратилась в Champs-Élysées, а уже в 1992 году приобрела форму всем известной нам модели Alma.
В 1936 году бренд перешел по наследству к Гастону Виттону, сыну Жоржа. Еще при жизни отца он много учился и работал в ателье, поэтому знал процесс создания каждой сумки от А до Я.
Ещё в 1930 году, во время обучения, он придумал мягкую сумку цилиндрической формы для путешествий - Keepall. Она была настолько популярна, что бренд выпустил её в нескольких размерах. И, кстати, продолжает выпускать до сих пор.
Как вы помните, Луи Виттону сопутствовала удача, посылая всевозможных покровителей. Так и Гастону повезло встретиться с той, кто вывела бренд Louis Vuitton на новый уровень. Ей стала безумно популярная на тот момент актриса Одри Хепберн, которая попросила его сделать очень-очень маленькую версию Keepall. Отказать ей, конечно же, он не мог.
Благодарю чему, мир смог увидеть модель сумки, которая остаётся лидером продаж и по сей день - Speedy.
И спустя всего пару лет, в 1932 году, Гастон представил ещё одну модель - Noe. Первоначально задумавшуюся в качестве сумки для переноса шампанского. Пяти бутылок, если быть точным.
Поэтому, без преувеличения, можно сказать, что Жорж знал, что оставляет Модный дом в надежные руки.
Годы Второй мировой войны для Louis Vuitton, как и для многих французских брендов, тема больная. Сотрудничество с нацистским режимом оставило сильный отпечаток на репутации.
Более-менее Модный дом смог встать на ноги лишь в начале 1950 годов, во время появляния первых пассажирских авиакомпаний.
Как вы понимаете, сундуки и огромные сумки не годились для перелетов. Стояла задача создать что-то вроде ручной клади, которую можно взять с собой на борт самолета и не испытывать при этом дискомфорта.
Так, в 1966 году, бренд представил небольшую сумку цилиндрической формы - Papillon. Опять же, Гастону повезло, ибо на неё обратила внимание модель Твигги. Хватило одного её выхода, чтобы модель была распродана в следующие пару дней.
Гастон Виттон скончался в 1970 году, управление Модным домом взял на себя муж его дочери Анри Ракамье.
Он не был дизайнером, поэтому в годы его руководства бренд не смог удивить своих клиентов новыми моделями сумок. Вместо этого он сконцентрировался на открытии новых ателье и фабрик, а магазины Louis Vuitton появились во всех мировых столицах.
В 1984 году Анри принял решение вывести компанию на биржу. А в 1986 году Модный дом Louis Vuitton выкупил крупнейшую фирму по производству шампанского - Veuve Clicquot. Что позволило уже через год организовать слияние Louis Vuitton с Moët Hennessy. Так появился крупнейший в мире конгломерат - LVMH.
Следующим генеральным директором стал Ив Карсель. Человек, впервые не относящийся к семье Виттон.
В 1997 году Ив нанял креативным директором Марка Джейкобса, благодарю которому бренд перестал производить исключительно аксессуары. Первая коллекция прет-а-порте увенчалась успехом, положив начало новой вехе Модного дома с уже более чем вековой историей.
Отмечу, что Марк задержался в бренде на 16 лет. Именно при нём были выпущены культовые коллаборации бренда. Например, с художником Такаси Мураками в 2003 году.
Или коллекция с Яеи Кусамой, раскрасившей её в свой фирменный цветной горох.
Хочу отметить одну из рекламных кампаний Louis Vuitton при Марке, которая наделал много политического шума. Энни Лейбовиц сняла Михаила Горбачева сидящего в машине у Берлинской стены, с сумкой Keepall. Скандал разгорелся после того, как особо зоркие рассмотрели журналы выглядывающие из сумки. Если быть точнее, то заголовки в них. Но, думаю, для общего блага мы эту тему развивать не станем. Но сам факт, что лицом французской люксовой марки стал бывший глава СССР… очень!
Ну а дальше небольшая подборка фотокарточек с показов под руководством Марка Джейкобса:
Следующим, кто занял столь желанный пост стал Николя Жескьер. Во время его первого показа гостей завели в тёмное помещение, которое осветили лишь с выходом моделей. Каждому гостю вручили карточку с сообщением от дизайнера: "Сегодня новый день".
С первых коллекций Жескьера становится понятно, что дизайнер во многом настроен на коммерческий успех. Почти все новые аксессуары становятся хитами продаж, из которых можно отметить: мини-сундук Petite Malle, сумку Capucines и кроссовки Archlight. Также при нём в продажу поступает переосмысленная версия давно забытой модели Cannes.
Следом у руля модного дома встал Ким Джонс (тот, который сейчас главный в Dior). Будучи адептом расслабленного уличного стиля, он попытался «омолодить» бренд. Ему это удалось, но не сразу. Успех пришел лишь в 2017 году, когда под его руководством Louis Vuitton выпустил коллаборацию с Supreme. Поэтому, ну… короче, его руководство запомнилось одной лишь этой коллекцией.
В 2018 году пост креативного директора занял Вирджил Абло, который продолжил омолаживать бренд, привлекая новую аудиторию и объединяя моду haute couture и streetwear.
Первая коллекция Абло принесла Модному дому не только репутационные, но и финансовые потери. Все вещи из коллекции, посвященной Майклу Джексону, были сняты с продажи. Виной тому стал фильм «Покидая Неверлэнд», вышедший в прокат день в день с обновлением ассортимента бутиков во всём мире.
А дальше, признаться, уже не интересно. Без каких-то ВАУ эффектов прошли следующие годы работы Абло в бренде. Бренд стал привлекать самых популярных артистов, которые делали хорошую рекламу и продажи.
Но дальше стало хуже… креативным директором стал Фаррелл Уильямс. Я, признаться, не буду наступать себе на горло и пытаться придумывать приятные слова. Лучше относительно тактично промолчу.
Фотокарточки скажут всё за меня:
Подводя итог, хочу отметить, что Louis Vuitton - не просто бренд с «теми самыми» сумками. Все-таки это символ роскоши, качества и культуры. Уверен, что он будет оставаться актуальным в мире моды благодаря постоянным инновациям и быстрой адаптации к меняющимся условиям (как бы мне это не нравилось, но факт остаётся фактом).
А какая у вас любимая вещь от Louis Vuitton?
Обязательно делитесь в комментариях, и при личной встрече в бутике на Садовой или Малой Посадской!
Увидимся на следующей неделе!