Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Казанские власти делают ставку на Новую Портовую

Оглавление

Уже два года реализуется проект реновации сложной территории. Чиновники надеются, что пространство будет точкой притяжения бизнеса и туристов.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Новая Портовая — один из самых больших проектов реновации промышленных зон, на который большие надежды возлагают власти Казани. Первый этап начался в сентябре 2022 года. Площадь территории около 300 гектар, что предполагает большое количество разных собственников участков.

Почему Портовая?

По словам директора института развития города Казани Алексея Горбунова, столица Татарстана ассоциируется с водой. Длина набережных в городе — 56 километров. При этом на берегу Казанки оборудовано всего восемь процентов зон, на берегу Волги — менее одного процента. В связи с этим благоустройство набережных — одно из направлений, над которым сейчас работает институт.

Второе направление — развитие туристических связей с помощью речного вида транспорта. Начальник отдела концептуальных разработок института развития Казани Гюзель Юлдашбаева рассказала, что они работают над концепцией водной инфраструктуры столицы и разрабатывают точки притяжения для речного транспорта. Для этого необходимо включать набережные в жизнь города.

Автор фото: Пресс-служба группы компаний «СМУ-88»
Автор фото: Пресс-служба группы компаний «СМУ-88»

- Когда мы анализировали историю и поднимали исторические справки, и по Новой Портовой, мы узнали, что она будоражила умы архитекторов многие поколения, — отметил Горбунов.

Причины такого внимания — виды, интересная территория и перспективы развития. На набережной в Новой Портовой протяженностью 12 километров можно обеспечить выход к реке. По словам главного архитектора
Ильсияр Тухватуллиной, Новую Портовую делают в едином стиле, начиная с градостроительных решений и заканчивая благоустройством.

Ключевые объекты инфраструктуры

Самый главный элемент, любимый объект Тухватуллиной — элеватор. Главный архитектор Казани мечтает о создании в сооружении большого международного студенческого кампуса, совмещенного с бизнес-инкубатором.

— Чтобы они там и жили, и учились, и стартапы свои первые запускали, — отметила спикер.

Казанские власти планируют построить еще и музейно-выставочное пространство мирового уровня около Ново-Татарского кладбища. По прогнозам Тухватуллиной, даже если эти только два объекта будут воссозданы, Казань привлечет огромное количество туристов. Спикер отмечает, что портовые всегда являлись точкой, где встречались разные энергии.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

- Там, где есть портовые, города всегда сильные и энергичные, поэтому мы не могли не обратить внимания на эту территорию, - рассказала собеседница.

Такие пространства с долгой историей после реновации развиваются быстрее. В пример Тухватуллина привела улицу Столбова, где ранее располагался большой рынок. После того, как там построили первые жилые комплексы, бизнес заинтересовался территорией. То же самое пророчат Новой Портовой.

В центре территории главный архитектор видит появление высокого акцента, который станет деловым центром. Место планируют украсить уже имеющимися объектами инфраструктуры. Краны станут арт-объектами, напоминающими о глобальной истории этой промышленной зоны. Большое внимание уделят развитию парусного спорта. Появится марина и детская парусная школа.

Город в городе

Пока архитекторы мечтают и разрабатывают концепции, исполком города думает, как соединить Новую Портовую и центр города. По словам главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани Альберта Салихова, Новая Портовая станет новым большим районом, который должен присоединиться к Казани. На территории соотношение жилье/бизнес будут почти наравне.

Что касается бизнеса, наверное, многие знают, что Казань сейчас работает над концепцией устойчивого развития, пишем новую историю. Сегодня объявлены различные конкурсы для бизнеса, когда 50% город Казань готова компенсировать на различные траты. Здесь возможно создать первый район, когда весь район был бы в рамках концепции устойчивого развития. Смотря на бизнес, если давать бизнесу в сторону экологии смотреть, то здесь можно будет диктовать условия, что в этот район может заходить только тот бизнес, который уже работает по принципам ESG, — заметил глава района.

Автор фото: Пресс-служба группы компаний «СМУ-88»
Автор фото: Пресс-служба группы компаний «СМУ-88»

Еще одна задача города — привлечь на территорию как можно больше туристов. По итогам прошлого года столицу Татарстана посетило четыре миллиона гостей. Директор комитета по развитию туризма Дарья Санникова отмечает, что благодаря развитию района появится возможность преодолеть порог в пять миллионов посетителей. В этом году приоритетным направлением стала Старо-Татарская слобода. На данный момент турист задерживается на территории около часа, в будущем планируется увеличить это время до пяти часов.

- Если они будут соединены с центром и Новой Портовой, то появится много новых туристических маршрутов. Боремся со стереотипом того, что порт — недоступный и грязный, — рассказала Санникова. — Очень много туристов будут ехать из Китая и Индии, потому что им важны речные просторы.

Комитет по туризму большое внимание уделяет разнообразию кафе и ресторанов, поскольку Казань призвана гастрономической столицей. Этот титул был придуман Санниковой три года назад, в течение которых Санкт-Петербург не один раз пытался оспорить присвоение статуса. Теперь Казани необходимо доказать, почему именно она стала гастрономической столицей. Санникова призывает рестораторов обратить внимание на территорию Новой Портовой, поскольку это первое, что будут посещать туристы.

Управляющий партнер компании Perfect RED, полномочный представитель Российской Гильдии управляющих и девелоперов в Татарстане Елена Стрюкова отметила, что для коммерции важны лишь хорошие помещения. Большинство застройщиков пытаются распродать коммерческие помещения, 34% сдают в аренду и лишь самые хитрые — два процента — пользуются и тем, и другим. Последняя идея заинтересовала «СМУ-88».

Генеральный директор «СМУ-88» Наиль Галеев рассказал, что недавно началось строительство дамбы и первого этапа набережной. По прогнозам застройщика, в течение трех или четырех лет вся необходимая инфраструктура появится.

Автор материала: Алина Камалютдинова