Найти в Дзене

Системы налогообложение продавцов на маркетплейсах

Системы налогообложения на маркетплейсах представляют собой важный аспект современного бизнеса, особенно в условиях глобализации и цифровизации торговли. В последние годы наблюдается значительное увеличение объема операций на таких платформах, что, в свою очередь, приводит к необходимости пересмотра подходов к налогообложению как для продавцов, так и для покупателей. Продавец на маркетплейсе может быть самозанятым, индивидуальным предпринимателем и обществом с ограниченной ответственностью. С самозанятыми работают не все площадки. Им можно продавать только товары собственного производства, к тому же у них есть ограничения по доходу – до 2,4 млн рублей в год. Индивидуальный предприниматель – оптимальный вариант для новичков. Многие продавцы предпочитают вести бизнес как ИП: не нужен устав, необязательно нанимать бухгалтера для ведения бухучета, проще сняться с учета в случае закрытия бизнеса. Общество с ограниченной ответственностью – статус юридического лица. У ООО больше возможностей

Системы налогообложения на маркетплейсах представляют собой важный аспект современного бизнеса, особенно в условиях глобализации и цифровизации торговли. В последние годы наблюдается значительное увеличение объема операций на таких платформах, что, в свою очередь, приводит к необходимости пересмотра подходов к налогообложению как для продавцов, так и для покупателей.

Продавец на маркетплейсе может быть самозанятым, индивидуальным предпринимателем и обществом с ограниченной ответственностью.

С самозанятыми работают не все площадки. Им можно продавать только товары собственного производства, к тому же у них есть ограничения по доходу – до 2,4 млн рублей в год.

Индивидуальный предприниматель – оптимальный вариант для новичков. Многие продавцы предпочитают вести бизнес как ИП: не нужен устав, необязательно нанимать бухгалтера для ведения бухучета, проще сняться с учета в случае закрытия бизнеса.

Общество с ограниченной ответственностью – статус юридического лица. У ООО больше возможностей для масштабирования бизнеса, но в то же время накладывает больше ответственности. Штрафы и санкции для юридических лиц в случае нарушений выше, чем для индивидуальных предпринимателей.

Из налоговых режимов для торговли на маркетплейсах подходит: налог на профессиональный доход (с ограничениями) (НПД), общая система налогообложения (ОСНО), упрощенная система налогообложения (УСН).

НПД платят самозанятые или в некоторых случаях могут платить ИП. Этот налоговый режим подходит для микробизнеса, но при работе с ним продавцы могут продавать на маркетплейсе только товары собственного производства.

Ставка НПД – 4%, так как маркетплейс — это посредник между продавцом и покупателями-физическими лицами.

УСН доступна как для ИП, так и ООО. По ней можно продавать товары собственного производства и заниматься перепродажей.

Упрощенная система налогообложения бывает двух видов: УСН «Доходы» (предприниматель платит 6% с дохода), УСН «Доходы минус расходы» (предприниматель платит 15% с разницы между доходами и расходами). Ставки могут быть уменьшены законами субъектов РФ.

У УСН есть свои ограничения: УСН подходит предпринимателям со штатом до 100 человек и оборотом не выше 199 миллионов рублей в 2024 году. Если доходов или сотрудников больше, можно применять только основную систему налогообложения (ОСНО).

ИП на ОСНО платит все "классические" налоги и взносы: НДФЛ со своих доходов, НДС, страховые взносы за себя.

Если у ИП есть работники, то с их зарплаты (иных выплат) он перечисляет НДФЛ как налоговый агент, а также платит страховые взносы как работодатель.

ИП на ОСН платят и другие налоги, если у них есть какие-либо особые операции или объекты обложения. Например, налог на имущество, транспортный налог, акцизы.

ООО на ОСНО платит НДС и налог на прибыль, перечисляет НДФЛ и платит взносы за своих работников. ООО на ОСНО платят и другие налоги, если у них есть какие-либо особые операции или объекты обложения (налог на имущество, транспортный налог, акцизы).

На патентной системе продавать товары на маркетплейсах нельзя. Патент предназначен только для оффлайн-продаж.

Автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН) не могут применять те, кто работает по посредническим договорам. Поэтому она была не применима к торговле на маркетплейсах. Однако с 2025 года продавцам на АУСН разрешили торговать на маркетплейсах. С 1 января 2025 года компании и ИП на АУСН смогут работать через посредников, а значит, и на всех популярных маркетплейсах. Маркетплейсы смогут подключиться к системе ФНС и передавать данные о поступлениях в налоговую для автоматического расчета налога.

Упрощенная система налогообложения считается наиболее выгодным вариантом для торговли на маркетплейсах. Особой популярностью пользуется УСН «Доходы», так как при ее применении нет необходимости подтверждать расходы документами. Это актуально для предпринимателей, которые приобретают товары на китайских онлайн-площадках.

Основные направления налоговой политики на маркетплейсах включают определение рабочего порядка налогообложения доходов, получаемых от онлайн-продаж, а также внедрение механизмов контроля за соблюдением налогового законодательства. Многие страны уже начали внедрять особые правила, направленные на упрощение налогового учета для предпринимателей, работающих на таких платформах. Это может означать как фиксированные ставки налога на прибыль, так и специальные упрощенные системы, позволяющие минимизировать административные затраты.

Важно учитывать, что эффективная налоговая система должна сочетать в себе интересы государства в получении налоговых поступлений и поддержку предпринимательства, способствуя развитию электронной торговли и созданию конкурентных условий на рынке.