Здравствуйте! С вами Михаил Акимов.
В комментариях к своим предыдущим статьям я видел, что читатели часто упоминали Булата Окуджаву. Кто-то намекал, кто-то впрямую говорил, что нужно написать о нём. Что ж, я решил это сделать.
Первая трудность: какой контент включить в статью? Хотелось бы взять и эту песню, и ту… Решил так: чаще всего читатели упоминали «Грузинскую песню («Виноградную косточку в тёплую землю зарою») и «Ваше благородие». Решил, что эти две включу обязательно, остальные – на своё усмотрение.
Я уже как-то писал, что мы в нашем дворе брали друг у друга магнитофонные записи, чтобы послушать. Вот так к нам и пришёл Булат Окуджава среди, пожалуй, десятка других исполнителей песен под гитару. Про некоторых мы не знали, кто это (в том числе, и Галича, Городницкого), а вот как-то получилось, что Окуджаву знали. И голос его узнавали, и манеру игры.
В то время самыми популярными у нас были «За что ж вы Ваньку-то Морозова?», «Чёрный кот», «Девочка плачет», «Вы слышите, грохочут сапоги» и другие.
Время шло, появлялись новые песни Окуджавы и сразу становились любимыми. Я помню, какое впечатление произвела на меня «Песня красноармейца» из кинофильма «Кортик»:
А пуля точно знает, кого она не любит,
Кого она не любит – в земле сырой лежит…
Впрочем, песня из «Бронзовой птицы» «Ты гори, гори, мой костёр» нравится не меньше.
Но если говорить о его песнях к фильмам, то здесь все рекорды популярности бьёт «Ваше благородие». Благодаря тому, конечно, что фильм «Белое солнце пустыни» в нашей стране – один из любимейших. Наверняка многие пересматривают его не раз и не десять.
Но и многие ошибаются, считая Окуджаву автором и музыки, и слов. Музыку к песне написал Исаак Шварц.
Мне тоже нравится «Госпожа Удача», хотя у меня с ней сплошные непонятки. Если с «девятью граммами» всё ясно, то я и по сей день не понимаю, почему герою не везёт в смерти (а зачем надо-то, чтобы ему в ней повезло?); почему «черти» клянутся на крови – не, этого образа я не понимаю.
Но воспринимаю песню, как-то целиком, не вдаваясь в подробности, и это меня устраивает.
Ваше благородие, госпожа Удача
Музыка – И. Шварц, слова – Б. Окуджава.
Грузинская песня
Музыка и слова Булата Окуджавы.
В этой песне тоже полно достаточно туманных образов. Меня устроила версия, что Дали (Дали Цаава, девушка-студентка, подарившая Окуджаве томик своих стихов) напомнила барду древнюю грузинскую покровительницу животных Дали, вот отсюда и появились в песне белый буйвол, синий орёл и золотая форель.
У каждого на эту песню своя реакция, меня не очень беспокоит туманность образов, я как-то воспринимаю её в едином образе светлой грусти.
Есть у меня и любимая песня Окуджавы. Это – «Пожелание друзьям». Наконец-то, песня Окуджавы, которая мне понятна!
Думаю, сейчас она особенно актуальна. Такие идеальные пожелания, абстрагированные от нашего мира, могут проникнуть в души людей, уставших от постоянной чернухи, которую ТВ мощными зарядами посылает с экрана. Сериалы, в которых постоянные герои – бандиты, и идёт ежеминутная пальба. Друг от друга эти фильмы отличаются только тем, что на этом канале стреляют справа налево, а на другом – слева направо. Может, и есть какие-то другие отличия, но лично я их усмотреть не смог.
И вот среди этого беспредела вдруг зазвучит «Пожелание друзьям»…
В тот период, когда мы с Константином Капраловым работали над нашим караоке-проектом, я поручил ему написать фонограмму этой песни. Он не разделил моего энтузиазма в отношении «Пожелания» и на мою фразу «Это вообще шедевр будет!» сказал, что, по его мнению, это маниловщина.
Я считаю, что он просто глянул поверхностно, не постигнув главной сути. А она, на мой взгляд, в том, что поэт решил показать, каким МОЖЕТ быть наш мир. И, в общем-то, ничего сверхъестественного для этого не нужно. А надо просто отдавать ту любовь, которая есть в душе каждого из нас, не стыдиться её, показывать хотя бы близким людям.
Одним словом:
Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить…
Так природа захотела.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить.
Б. Окуджава. Я пишу исторический роман
Мой родственник Николай про эту песню сказал так:
- «Друг другу потакая» - не очень-то хорошая фраза. Но следующая всё покрывает и исправляет!
А я изложил то, что в этой песне увидел я.
Пожелание друзьям
Музыка и слова Булата Окуджавы. Фонограмма – Константин Капралов. Караоке – Михаил Акимов.
Песня «Чёрный кот» - это из 60-х, из нашего двора. Очень она нам нравилась, а фраза про лампочку просто смешила. Потому что такое и в нашем дворе было: мы не раз слышали, как соседи на повышенных тонах разговаривали о том, что кто-то на что-то никак деньги не сдаёт. А моя мама, услышав, как мы поём эту песню, в конце рассмеялась и сказала:
- Это точно про Егоровых!
Но нам, конечно, песня нравилась не этим. Сам рассказ про кота и отношение к нему жителей тоже вызывало смех. Я не помню у нас таких подъездных котов, но этого кота из песни мы очень хорошо представляли! Ведь Окуджава рассказал про него всё.
Эту песню решил выставить не в караоке, а в своём исполнении. Ну, типа, время – назад, и я снова её пою. Как когда-то в нашем дворе.
Чёрный кот
Музыка и слова Булата Окуджавы.
Бонус
Сегодня в качестве бонуса решил представить вам более свежую песню, чем выставляю обычно. Хотя песню 1995-го года свежей назвать трудно. Это я о песне «Гранитный камушек».
Претензий в адрес автора – Владимира Воленко – было много. Причём, как к словам, так и к мелодии. Музыканты «Божьей коровки» исполняли проигрыш, в котором многие услышали явное сходство с проигрышем из песни Криса Ри The Road to Hell. Хитрые Коровки после этого немного изменили проигрыш.
Но если вопрос плагиат/не плагиат в музыкальном плане решился легко, то споры вокруг авторства песни растянулись не на одно десятилетие. Воленко, в общем-то, не скрывал, что не сочинил, а аранжировал народную песню, но скоро она перестала быть народной, ибо вроде как отыскали настоящего автора.
Им якобы был оленевод, поэт и музыкант, житель Якутии Андрей Громов, и сама песня в его варианте называлась «Песня оленевода».
К спорам подключились учёные-филологи, профессору Варваре Белолюбской удалось отыскать в одном из журналов текст Андрея Громова, опубликованный в конце 80-х. Конечно, он очень отличается от текста Воленко, но всё же некоторые слова и обороты совпадают почти дословно:
За деревней шум деревьев, ветра вой,
На тебе платочек нежно-голубой,
Не ходи к нему на встречу, не ходи,
У него гранитный камешек в груди.
Он полюбит и разлюбит через час,
Он заглянет в глубину девичьих глаз,
Он слова любви красиво говорит,
Только каменное сердце не болит.
Однако (как говорят в Якутии), ну и дела!
Но это проблемы тех, кто претендует на авторство. А нам-то какая разница, кто написал, главное – песня хорошая!
Вот и будем её петь!
Гранитный камушек
Музыка… гм… народная (или Владимира Воленко), слова Громова-Воленко. Словом, единственное, что можно сказать точно: караоке сделал Михаил Акимов. Автор фонограммы – тоже неизвестен!
Светлана Дьяконова: Большое спасибо Михаилу за работу! А у нас сегодня есть юбиляр. Это Introvert.
И поздравление хочу начать... с его же стихотворения:
В День Рождения...
Загадаю, в свой День Рождения,
не игрушку, не вещь, не желание.
Мне важнее ко мне отношения,
уважение, вера, внимание.
Я прошу только самую малость,
чтобы слышать могли мы друг друга.
И ценили хоть то, что осталось,
в этой жизни, другой ведь не будет.
© Виктор Мелехин (Introvert) 2020-11-19
Мне показалось, что эти стихи перекликаются с тем, что нам оставил в наследство Булат Окуджава.
Виктор, с юбилеем вас! Пускай творчество и оптимизм ещё долго будут с вами! Здоровья, любви, бодрости!