Найти в Дзене
Градач

Почему Петербург — не Амстердам? Велосипедный транспорт без розовых очков

Велосипедный транспорт во многих городах мира стал неотъемлемой частью городской инфраструктуры, способствуя снижению нагрузки на дороги и улучшению экологической обстановки. Однако в Санкт-Петербурге, несмотря на усилия по развитию велоинфраструктуры, велосипед так и не стал массовым средством передвижения. Рассмотрим основные причины этого явления. Санкт-Петербург известен своим влажным и прохладным климатом, частыми дождями и продолжительной зимой. Все эти факторы не повышают привлекательность велосипеда как альтернативе автомобилю. Температурный режим. Среднегодовая температура воздуха в Санкт-Петербурге составляет около +5,8 °C. Зимние месяцы характеризуются средними температурами около −5,8 °C, а летние — около +18,8 °C. Такие температурные колебания создают определенные трудности для круглогодичного использования велосипедного транспорта. Осадки и влажность. Город известен высоким уровнем осадков, особенно в осенне-зимний период. Среднегодовое количество осадков составляет около
Оглавление

Велосипедный транспорт во многих городах мира стал неотъемлемой частью городской инфраструктуры, способствуя снижению нагрузки на дороги и улучшению экологической обстановки. Однако в Санкт-Петербурге, несмотря на усилия по развитию велоинфраструктуры, велосипед так и не стал массовым средством передвижения. Рассмотрим основные причины этого явления.

Климатические условия

Санкт-Петербург известен своим влажным и прохладным климатом, частыми дождями и продолжительной зимой. Все эти факторы не повышают привлекательность велосипеда как альтернативе автомобилю.

Температурный режим. Среднегодовая температура воздуха в Санкт-Петербурге составляет около +5,8 °C. Зимние месяцы характеризуются средними температурами около −5,8 °C, а летние — около +18,8 °C. Такие температурные колебания создают определенные трудности для круглогодичного использования велосипедного транспорта.

Осадки и влажность. Город известен высоким уровнем осадков, особенно в осенне-зимний период. Среднегодовое количество осадков составляет около 662 мм, при этом влажность воздуха достигает 78%. Частые дожди и повышенная влажность могут снижать комфорт и безопасность передвижения на велосипеде.

Снежный покров и гололед. Зимой в Санкт-Петербурге наблюдается устойчивый снежный покров, который сохраняется в среднем 118 дней в году. Максимальная высота снежного покрова достигается в феврале и составляет около 24 см. Кроме того, частые перепады температур приводят к образованию гололеда, что значительно усложняет передвижение на велосипеде и повышает риск травматизма.

Световой день. В зимний период продолжительность светового дня сокращается до 5 часов 51 минуты, что ограничивает время для безопасного передвижения на велосипеде. В условиях недостаточной освещенности и неблагоприятных погодных условий использование велосипеда становится менее привлекательным.

Ветровой режим. Санкт-Петербург подвержен воздействию сильных ветров, особенно в осенне-зимний период. Среднегодовая скорость ветра составляет около 2,2 м/с. Сильные порывы ветра могут затруднять управление велосипедом и снижать комфорт передвижения.

Такие погодные условия снижают привлекательность велосипеда как круглогодичного транспорта. По данным опросов, лишь 25% жителей города планируют использовать велосипед в зимний период.

Среднемесячная температура в Санкт-Петербурге. Источник: Википедия.
Среднемесячная температура в Санкт-Петербурге. Источник: Википедия.

Недостаточная инфраструктура

Хотя в последние годы в городе появились новые велодорожки, их протяженность и связность оставляют желать лучшего. Развитие велосипедной инфраструктуры в Санкт-Петербурге сталкивается с рядом значительных проблем, которые препятствуют широкому использованию велосипедов как средства передвижения.

Ограниченная протяженность и фрагментарность велодорожек. По состоянию на 2024 год, общая протяженность велодорожек в городе составляет 150,3 км. Однако этого недостаточно для обеспечения связной и удобной сети маршрутов, охватывающей все районы города. Многие велодорожки обрываются, не соединяясь между собой, что затрудняет передвижение велосипедистов и снижает привлекательность использования велосипеда для ежедневных поездок.

Велосипедная инфраструктура в Санкт-Петербурге устроена фрагментарно и не позволяет организовать сеть маршрутов, подходящих для ежедневных корреспонденций.
Велосипедная инфраструктура в Санкт-Петербурге устроена фрагментарно и не позволяет организовать сеть маршрутов, подходящих для ежедневных корреспонденций.

Отсутствие выделенных велополос на основных магистралях. На многих магистральных улицах и проспектах отсутствуют выделенные велополосы, что вынуждает велосипедистов делить проезжую часть с автомобильным транспортом, который по таким улицам движется со скоростью более высокой, чем по небольшим улицам. Это не только снижает безопасность передвижения, но и создает дополнительные препятствия для тех, кто рассматривает велосипед как альтернативу автомобилю или общественному транспорту.

Недостаток велопарковок и сервисных станций. В городе ощущается нехватка оборудованных мест для безопасного хранения велосипедов, особенно вблизи станций метро, железнодорожных вокзалов, образовательных учреждений и офисных центров. Отсутствие достаточного количества оборудованных и подготовленным к климатическим реалиям Санкт-Петербурга велопарковок затрудняет использование велосипеда в качестве транспорта "последней мили". Кроме того, ограниченное количество сервисных станций для ремонта и обслуживания велосипедов снижает удобство и надежность их использования.

Низкий уровень интеграции с другими видами транспорта. Велосипедная инфраструктура слабо интегрирована с системой общественного транспорта. Отсутствие возможностей для перевозки велосипедов в метро, автобусах и электричках ограничивает мобильность велосипедистов и снижает привлекательность комбинированных поездок. В некоторых городах мира успешно реализованы проекты по оснащению общественного транспорта специальными креплениями для велосипедов, что способствует развитию велодвижения.

Проблемы с обслуживанием и содержанием велодорожек. Многие существующие велодорожки требуют регулярного обслуживания, включая ремонт покрытия, очистку от мусора и снега. Отсутствие систематического ухода за велоинфраструктурой приводит к ее постепенному разрушению и снижению уровня безопасности для пользователей. Особенно остро эта проблема проявляется в зимний период, когда велодорожки не очищаются от снега и льда, делая передвижение по ним практически невозможным.

Проблемы безопасности

Безопасность является ключевым фактором, влияющим на решение горожан использовать велосипед в качестве основного средства передвижения. В Санкт-Петербурге существует ряд проблем, связанных с безопасностью велосипедистов, которые препятствуют развитию велотранспорта.

Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием велосипедистов. Согласно данным ГИБДД, в 2020 году в Санкт-Петербурге было зафиксировано максимальное количество ДТП с участием велосипедистов за всю доступную историю наблюдений. После некоторого снижения числа велоДТП в 2019 году, в 2020 году оно снова выросло. В целом за семь лет наблюдается долгосрочная тенденция к росту, однако динамику нельзя назвать однородной: увеличение в 2015, 2018 и 2020 годах сменялось резким сокращением в 2016-17.

Удельный вес ДТП с участием СИМ в зависимости от объекта улично-дорожной сети, на котором зарегистрировано происшествие. Источник: https://rosacademtrans.ru/simstat2010/?ysclid=m3o54miqi1402325102
Удельный вес ДТП с участием СИМ в зависимости от объекта улично-дорожной сети, на котором зарегистрировано происшествие. Источник: https://rosacademtrans.ru/simstat2010/?ysclid=m3o54miqi1402325102

Отсутствие выделенных велополос и велодорожек .На многих улицах города отсутствуют выделенные велополосы, что вынуждает велосипедистов передвигаться по проезжей части вместе с автомобильным транспортом. Это увеличивает риск столкновений и создает дополнительные опасности для всех участников дорожного движения. Кроме того, существующие велодорожки часто обрываются, не обеспечивая безопасного и удобного передвижения.

Обособление друг от друга участников дорожного движения, передвигающихся с различной скоростью и с применением различных транспортных средств это важное условие обеспечения безопасности дорожного движения.

Недостаточная видимость и освещенность. В темное время суток и в условиях плохой видимости (дождь, туман) велосипедисты становятся менее заметными для водителей автомобилей. Отсутствие достаточного уличного освещения на некоторых участках дорог усугубляет эту проблему, повышая риск ДТП.

Низкий уровень культуры вождения и взаимоуважения на дорогах. Взаимодействие между водителями автомобилей и велосипедистами часто сопровождается конфликтами. Некоторые водители не учитывают присутствие велосипедистов на дороге, не соблюдают безопасную дистанцию при обгоне, что создает опасные ситуации. С другой стороны, некоторые велосипедисты нарушают правила дорожного движения, что также повышает риск аварий.

Отсутствие образовательных программ и информационных кампаний. Недостаток информации о правилах безопасного поведения на дороге как для велосипедистов, так и для водителей автомобилей приводит к недопониманию и конфликтам. Отсутствие образовательных программ, направленных на повышение осведомленности о правилах дорожного движения, особенностях, присущих различным видам транспорта, таким как наличие "мёртвых зон" грузовых автомобилей усугубляет проблему.

Культурные и социальные факторы. В отличие от европейских городов, где велосипед давно стал частью городской культуры, в Санкт-Петербурге он все еще воспринимается больше как средство для отдыха, а не как полноценный транспорт. Многие жители предпочитают личный автомобиль или общественный транспорт, считая их более удобными и престижными.

Заключение

Велосипедный транспорт — это не только удобный способ передвижения, но и ключевой элемент устойчивого развития городской среды. Опыт северных городов, таких как Копенгаген и Осло, показывает, что при наличии соответствующей инфраструктуры и культурных изменений велосипед может стать востребованным транспортом даже в суровых климатических условиях. Инвестиции и стратегическое планирование, направленное на создание связной и безопасной велосети, охватывающей все районы города, может значительно повысить безопасность всех участников дорожного движения.

Важно помнить, что вкладываясь в развитие инфраструктуры для велосипедистов, мы на самом деле вкладываемся в безопасность всех участников дорожного движения.

Читайте также:

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это позволит алгоритмам "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации других каналов, которые пишут на те же темы!