На выставке в московском Музее космонавтики, посвященной 110-летию В. Н. Челомея, можно было увидеть и редкие материалы, связанные с деятельностью ГИРД - Группой изучения реактивного движения, исследовательской и конструкторской организацией, созданной в 1931 году и занимавшейся разработкой ракет и ракетных двигателей. Сами ГИРДовцы расшифровывали аббревиатуру как "группа инженеров, работающих даром".
Но энтузиазм был столь велик, что на первых порах они готовы были трудиться, не получая зарплаты; лишь в 1932 году появилось финансирование. ГИРД существовала до 1933 года, затем начались преобразования и переименования.
А еще позже - аресты.
Фактический организатор и лидер ГИРД, Фридрих Артурович Цандер (1887-1933) не дожил до самых мрачных времен - он скончался от туберкулеза. На выставке был стенд и витрины, посвященные его деятельности.
В других витринах выложены документы, связанные с арестами и допросами наших выдающихся ракетостроителей - С. П. Королёва и В. П. Глушко.
Дело Королёва
Хочется просто показать эти документы.
Дело, в общем, известное, но оно совсем иначе воспринимается, когда видишь эти пожелтевшие бумажки, произведенные тупой и безрассудной системой.
Текст приговора закрытого заседания суда с подписями "тройки" во главе с Ульбрихтом (наверное, где-то еще есть улицы, названные в честь этого "деятеля").
"Королев являлся участником антисоветской террористической и диверсионно-вредительской троцкистской организации"....
10 лет заключения с конфискацией всего личного имущества и 5 лет поражения в правах; "приговор окончательный и обжалованию не подлежит".
Откуда взялись эти безумные и фантастические обвинения? Чем они могли быть подкреплены?
А тут коллеги постарались. Доносчики и лже-эксперты на Руси никогда не переводились. 20 июля 1938 года был выпущен подготовленный в НИИ-3 акт технической экспертизы, подписанный комиссией в составе А. Г. Костикова, Л. С. Душкина, А. Н. Дедова и М. П. Каляновой, в котором излагались сведения о «вредительской деятельности» В. П. Глушко и С. П. Королёва.
На выставке этот замечательный документ не был представлен, но матчасть неопровержима.
Королёв после ареста.
Лагерь в Колыме.
Но Королёв не сдавался. В 1940 году он написал длинное заявление, адресованное наркому внутренних дел Л. П. Берии.
Самое удивительное - начало. Не "товарищ нарком, случилась ужасная ошибка", а "Советские самолеты должны иметь решающее превосходство над любым возможным противником по своим лётно-тактическим качествам" - и т.д.
Королёв думал не о себе, а о деле и об интересах страны. Хорош "вредитель"!
К счастью, наверху нашлись люди с мозгами, более пригодными для использования по назначению, нежели мозги винтиков системы, подписывавших ордер на арест и приговор, "не подлежащий обжалованию".
И система... разжала челюсти. Было решено освободить Королёва досрочно.
Интересно, что одно из ходатайств направила знаменитая лётчица Валентина Гризодубова как депутат Верховного совета (даже в те времена некоторые депутаты вступались за заключенных, просто удивительно).
Дальнейшее мы знаем.
Королёв - создатель советской космонавтики, обеспечивший СССР первенство в космосе на долгие годы.
А если бы его сгоряча расстреляли, что было тогда вовсе не редкостью? Или если бы он сгинул на Колыме?..
Дело Глушко
Аналогичный сюжет в том же 1938 году развивался в судьбе Валентина Петровича Глушко.
Из Википедии:
Во время следствия Глушко неоднократно били дубинками и плетьми, сделанными из проводов со свинцовой изоляцией; как и многие другие подследственные, он вынужден был подписать «чистосердечное признание» о том, что якобы участвовал в антисоветской организации и занимался вредительской работой в оборонной промышленности.
Глушко дали восемь лет исправительных лагерей.
Правда, в 1940 году Глушко был переведен в "шарашку" - конструкторское бюро 4-го Спецотдела НКВД, и вплоть до 1944 года трудился по специальности, хотя и на положении заключенного спецтюрьмы, находившейся в Казани. В созданном в 1942 году КБ-2 Глушко стал главным конструктором, а в ноябре того же года туда перевели Королёва. Труды подневольных изобретателей оказались настолько успешными, что Берия обратился в 1944 году к Сталину с ходатайством о досрочном освобождении со снятием судимости ряда самых выдающихся специалистов, среди которых были Королёв и Глушко.
Но полной реабилитации пришлось добиваться уже после смерти тирана.
Дело было пересмотрено в 1956 году, приговор отменен "за отсутствием состава преступления".
Все эти факты давно известны. Но, когда видишь подлинные документы, они производят особо сильное впечатление.