На новой Тихоокеанской железной дороге при обкатке полотна произошел сход состава. Оба машиниста живы, сообщает телеграм-канал «Вахта инфо». Эту железную дорогу длиной более 500 км проложили от Эльгинского каменноугольного месторождение в Якутии к порту на берегу Охотского моря за два года. Однако эксплуатант потерял уже четыре локомотива – а это уникальные российско-американские тепловозы.
ЧП произошло 12 ноября. В ООО УК «Эльга» на вопрос, что послужило причиной схода, тестировался ли ранее этот участок полотна, РЖД-Партнеру пояснили:
«Тихоокеанская железная дорога (ТЖД) в эксплуатацию не запущена. Об официальном запуске движения на ТЖД мы сообщим дополнительно».
В происшествии пострадал тепловоз ТЭ8-001, который производился группой «Синара» совместно с американской General Electric.
Ранее в блогах распространили информацию о том, что первый поезд по железной дороге прошел 30-31 октября. Он состоял из тепловоза ТЭМ14, двух пассажирских вагонов сопровождения и 20 полувагонов, груженых углем.
Построила новую железную дорогу компания УК «Эльга», которой принадлежит Эльгинское каменноугольное месторождение в Якутии. Дорога ведет к порту на берегу Охотского моря.
Тихоокеанская железная дорога имеет одну колею, шпалы деревянные, ее протяженность – 531 км, а с учетом разъездов и станций — 626 км. Предполагаемый суточный трафик — 18 пар грузовых поездов.
Проект предполагал устройство одной промежуточной станции и 18 разъездов. Расчетный парк подвижного состава — 15 локомотивов и 1200 вагонов. После введения в действие Тихоокеанской железной дороги на ней будет занято 1,5 тысячи сотрудников. Параллельно железной дороге проходит технологическая автодорога.
Уникальный локомотив
В 2012 году Людиновский тепловозостроительный завод выпустил 15 тепловозов ТЭ8. Это магистральный грузовой односекционный 8-осный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока и кузовом капотного типа.
Локомотив оборудован современной силовой установкой SuperSkid производства General Electric (США). Тепловоз обладает следующими техническими характеристиками: конструкционная скорость 100 км/ч, мощность 2460 кВт. Он может работать по системе многих единиц.
Все тепловозы принадлежат ООО «Эльга-Транс», которой принадлежит не только железная дорога от месторождения к берегу Охотского моря, но и линия от месторождения Эльги к станции Улак Байкало-Амурской магистрали протяженностью 360 км. Именно на этой линии были потеряны еще три ТЭ8 в прошлые годы.
В ноябре 2020 года поезда столкнулись лоб в лоб на одном из разъездов из-за того, что внук дежурной по станции ошибочно перевел стрелку. Осторожно, на видео ненормативная лексика.
Тогда разбились четвертая и седьмая машины.
12-й тепловоз был поврежден в феврале 2011 года в результате столкновения поездов на станции Улак.
Однако ЧП с ТЭ8 – не самые крупные на линии. Летом 2021 года два грузовых поезда, ведомых локомотивами столкнулись лоб в лоб на 51 км от станции Верхний Улак. Погибли обе локомотивные бригады – четыре человека. Дым от лесных пожаров не дал спасателям быстро долететь до места столкновения поездов.
Собственник железной дороги причиной столкновения назвал сердечный приступ машиниста. Однако СМИ писали о многочисленных нарушениях в управлении железной дорогой.
Например, «РЖД Партнер» напоминает, что в конце 2020 года произошло еще одно ЧП – при маневрах в погрузочном пункте на 317 км железной дороги произошло столкновение состава и маневрового локомотива. В результате был смертельно травмирован составитель поезда, а тепловоз сошел с рельсов.
Сложности на железнодорожной линии Улак – Эльга возникли уже на этапе строительстве – тогда смыло мост.
Новая линия к берегу моря
Тем не менее, сейчас функционируют две линии. Эльга – Улак и Эльга – порт Эльга.
Предложение о строительстве линии необщего пользования от угольного месторождения в Якутии до берега Охотского моря в Хабаровском крае впервые публично прозвучало в июле 2021 года на совещании в правительстве России, когда обсуждалась модернизация Байкало-Амурской магистрали. Год спустя стройка уже стартовала.
По первоначальному плану, который инициатор проекта УК «ЭЛСИ» представила в Минтранс России, строительство должно было вестись пять лет – с 2023 по 2027 год, а ввод в эксплуатацию был намечен на 2028-й. Однако инвестор решил ускорить процесс и запустить железнодорожную ветку и новый порт к концу 2024 года.
«За полгода возведено два четырехпролетных железнодорожных моста, к середине лета планируют построить третий. Они считаются одними из самых сложных сооружений, но работы не прекращались даже зимой, когда стояли 60-градусные морозы», – писала в июне 2023 года «Российская газета».
Железная дорога как воздух была нужна компании, которая входит в первую тройку российских угледобывающих предприятий по объему добычи и транспортировки сырья.
Как сообщили в правительстве Республики Саха (Якутия), до 2020 года объем производства на Эльге составлял около пяти миллионов тонн, после изменений в управленческой политике произошел рывок: в 2022-м уровень добычи превысил 20 миллионов тонн, а к 2025 году предприятие хочет выйти на добычу 45 миллионов тонн.