Конфликтология – это достаточно молодая наука, которая рассказывает о причинах появления споров и ссор. Она предполагает возможные пути развития конфликтов, но самое главное – учит их избегать, нивелировать последствия или направлять силу распрей в нужную для себя сторону.
Наука основывается на конкретных теоретических позициях и принципах, знать которые важно не только специалистам данной отрасли, но и обычным людям для решения задач в процессе коммуникации с окружающими.
Содержание
Принципы
Все принципы науки можно разделить на две группы – общенаучные (фундаментальные), присущие многим отраслям науки, и специальные (частнонаучные), определяющие конфликтологию как самостоятельную единицу научного поля.
Общенаучные принципы
К первой группе относятся следующие принципы:
- Детерминизма. Простыми словами: любое действие имеет свои причины, а также следствия, которые могут возникнуть или не возникнуть.
- Развития. Все течет и все меняется – эта фраза применима и к конфликтологии. Все споры так или иначе претерпевают изменения, могут затормаживаться, а могут катиться по склону вражды как снежный ком.
- Объективности. Так как мы говорим о науке, здесь не может быть субъективных точек зрения, личных или групповых интересов, конфликтолог выступает своего рода медиатором, третьей – незаинтересованной – стороной, долг которой разобраться в ситуации и предложить пути решения проблемы.
- Конкретности. Здесь учитывается, в какое время, при каких обстоятельствах происходит спор, экономика, политика, влияющие или не влияющие на конфликт – все внешние факторы влияния.
Эта группа принципов используется во многих отраслях науки, поэтому они носят довольно общий характер.
Частнонаучные принципы
Ко второй группе принципов можно отнести:
- Преемственность. Один ученый обязательно должен учитывать опыт предшественников, их теории, методы и способы решения конфликтных ситуаций при своей самостоятельной работе.
- Эволюционизм. При изучении споров нужно также принимать во внимание эволюцию этих самых конфликтов, их характеристики, формы и этапы развития в общем и частном значениях.
- Личностный подход. Конфликтолог хоть и выступает объективной стороной в споре, но все же помнит, что в любой ссоре участвуют люди, имеющие свои потребности и мысли. Для успешного разрешения спора необходимо учитывать эти моменты.
Работа конфликтолога – поистине филигранные, отточенные и выверенные движения, балансирующие между теоретическими и практическими подходами и воинствующими людьми.
Цели и задачи
Основные цели науки можно определить как изучение всех возможных вариаций конфликтов, создание их системы, а также системы для прогнозирования, разрешения и профилактики споров.
Основной задачей конфликтологии можно назвать обучение людей экологичному и безопасному для всех сторон выходу из спорных ситуаций.
Методы
Как и другие науки, конфликтология имеет свои методы для сбора необходимых данных и решения задач. Равно как и принципы, методы также делятся на общие и частные.
Общие
Есть несколько общих методов для сбора необходимых данных для работы конфликтолога.
Структурно-функциональный
Заключается в том, чтобы разделить весь конфликт на составляющие части и разобрать их в отдельности, при этом представить, что процесс замер и не развивается.
При таком подходе можно заметить то, что обычно скрыто от любопытного глаза – причины ссоры, ее границы, участников, имеющих непосредственное отношение, и стоящих в стороне.
Процессуально-динамический
Дополняет предыдущий метод, поскольку конфликт никогда не статичен, и с его помощью можно определить основные стадии на данный момент времени.
Типологизация
Позволяет отнести конфликт к одной из групп (например, профессиональный или семейный).
Прогнозирование
Как следует из названия, его задача – предотвратить появление нового спора. Прогнозирование может быть как ближайшим, так и на долгий срок, а также иметь промежуточный характер.
Зачастую все эти методы применяются специалистами одномоментно.
Частные
Частных методов много, описать их все будет затруднительно, мы указали лишь самые распространенные, с которыми вы наверняка хотя бы раз встречались в своей жизни.
Наблюдение
Стороннее участие в споре, при котором лицо, выступающее конфликтологом, стоит как бы над участниками и «примеряется» в возможных методах и способах разрешения ситуации.
Анализ
В ссорах участвуют двое (или больше) лиц, поэтому важно разобраться в состоянии каждого из ссорящихся, их мыслях, целях и желаниях.
Беседа
Исследующий выступает интервьюером, задающим нужные вопросы и пытающимся расположить к себе собеседника.
Анкетирование, тестирование
Массовый метод, в котором могут участвовать большие группы людей, отвечающих на конкретные вопросы. Затем полученные данные анализируются и составляется план по разрешению спора.
Моделирование
Может иметь формат деловой игры, в которой участники «играют» в конфликт и сами предлагают пути его решения, а также может быть реализован при помощи компьютерных программ.
Конфликт: польза или вред
Многие считают, что спор несет только разрушения, но на самом деле все не так однозначно, и даже из конфликтной ситуации можно вынести позитивные выводы.
Польза в том, что возникший спор подсвечивает актуальную проблему, которую нужно решить. В таком аспекте стороны могут высказать свои мысли, умозаключения, желания, которые при правильном подходе можно учесть и удовлетворить, решив тем самым проблему.
Как ни странно, конфликт может объединять людей по принципу их мировоззрения и видения такой ситуации. Спор подталкивает людей к постоянному развитию вслед за развитием общества и изменением внутренних и внешних факторов влияния – политической, экономической, социальной повестки дня.
Конфликт также может иметь «минусовые» последствия – моральную опустошенность, снижение работоспособности, возрастающее недовольство своим положением, соперничество, желание добиться победы любой ценой.
Если с этим не работать, то польза спора может оказаться ничтожно малой по сравнению с негативными его последствиями.
Польза науки для человека
В мире, где постоянно происходят столкновения интересов людей, невозможно обойтись без основ конфликтологии. Поэтому предлагаем небольшой алгоритм, созданный по принципам науки, который поможет вам отстоять свои интересы и обойтись «малой кровью» в споре.
Предмет спора
Для начала необходимо классифицировать спор, чтобы понять, какими путями его можно разрешить.
Бывают антагонистические конфликты, при которых либо нельзя прийти к консенсусу, либо это допустимо.
Также существуют естественные и искусственные споры. Первые развиваются как бы сами по себе, какие-то ситуации (внутри коллектива или внешние факторы) подталкивают людей к распрям. Вторые, напротив, имеют неестественную природу, т. е. их появление нужно какой-либо из сторон.
Конфликты можно разделить на открытые и латентные (скрытые). В первых все очевидно – вам предъявляют претензию, высказывают недовольство, ставят ультиматум, во втором случае все происходит скрытно, исподтишка, и вы не понимаете, откуда «растут ноги» у этой ситуации.
К классификации можно подойти и с точки зрения закона и норм морали: одни споры регулируются какими-либо нормами, другие – нет.
Решение многих вопросов проистекает как раз из типологизации конфликта: например, вас не устраивает, что в установленное законом «время тишины» сосед сверху громко включает музыку или решает сделать ремонт.
В этой ситуации вы можете пойти несколькими путями: попробовать договориться мирно, воззвать к исполнению закона самостоятельно или с помощью правоохранительных органов.
Взвесить «за» и «против»
Перед началом активных действий необходимо тщательно продумать все варианты развития событий. Учесть риски и возможности вступления в активную фазу конфликта, определить для себя вектор своих действий и принять возможные последствия.
Обратимся к примеру с громким соседом. Какие варианты вас могут ждать?
- Быстрое отступление – сосед не любит конфликты или не желает фигурировать в списке отработанных заявлений у участкового, поэтому прекращает шум и не повторяет ситуацию впредь).
- Быстрое поражение – соседу откровенно наплевать на комфорт, его не заботит появление участкового на пороге собственной квартиры или он будет игнорировать постановления суда, если вы пойдете на крайние меры.
- Выгода – сосед соглашается с вашей позицией, что его деятельность нарушает покой других домовладельцев, уменьшает громкость музыки до такого предела, который вам не слышен, или переносит ремонтные работы на более подходящее время.
- Неудача – сосед вновь соглашается с вашей позицией, предпринимает определенные меры, но музыка все равно слышна в вашей квартире или он меняет перфоратор на ручную пилу.
При таком анализе возможных вариантов развития событий вы сможете определиться со своей главной целью ведения переговоров и понять, какой результат может быть достигнут.
Выбор тактики
Существует несколько типов ведения конфликтов, разработанные еще в ХХ веке американскими психологами.
Игнорирование или избегание
Тактика подходит, если тема спора для вас имеет крайне низкое значение и не влияет (или ничтожно мало) на вашу жизнь. Например, вы отдыхаете в заведении, где к вам подходит человек в нетрезвом виде и пытается завязать диалог, при этом его поведение похоже на агрессивное.
Лучшим решением в такой ситуации станет вежливый отказ (попросту – игнорирование), и если такой человек не настроен на конфликт, то он быстро покинет ваше общество и станет развлекаться без вас.
Уступки
На примере с громким соседом представим, что нарушитель покоя – это вы. Наверное, в такой ситуации вы понимаете, что работать перфоратором в 22:30 по московскому времени – плохая затея: соседи будут жаловаться, искать справедливость, особо активные обязательно сообщат участковому о нарушении закона.
Проще всего извиниться, согласиться с тем, что вы не правы и пойти на уступки – перенести ремонтные работы на одобренное законом региона время.
Конкуренция
Такая тактика работает, если вы четко знаете, что правда на вашей стороне, и можете противостоять оппоненту, приводя весомые аргументы. Так, в случае с соседом, вы сможете опереться на норму конкретного закона, воззвать к разуму, дать человеку шанс на исправление или обратиться за поддержкой к органам власти.
Примирение
Именно так можно назвать тактику, при которой обе стороны остаются довольными принятым решением, идут друг другу на уступки и в ходе переговоров приходят к консенсусу.
Сотрудничество
Высший пилотаж ведения конфликтов, при котором воинствующие стороны объединяются для решения более глобальных проблем. В качестве примера можно привести организацию, в которой сотрудник недоволен перечнем должностных обязанностей и предъявляет претензии отделу кадров или юридической службе.
Впоследствии враги могут стать «друзьями», обратившись с коллективным прошением к руководству о пересмотре должностной инструкции и приведении ее в соответствие с уровнем заработной платы или характеру работ.
Тактики могут существовать как по отдельности друг от друга, так и объединяться в ходе течения спорной ситуации.
Переговоры
Основа экологичных споров сегодня – это правильно проведенные переговоры, решающие большинство проблем.
Для эффективного общения подготовьтесь, вооружитесь информацией, аргументами, старайтесь использовать не обвинения вроде «Ты плохой, а я хорошая!», а говорить так называемыми «Я-сообщениями».
Например, в ситуации с семейным конфликтом можно высказать что-то вроде: «Я чувствую себя дискомфортно, когда не понимаю причин обиды на себя. Мне важно проговаривать со своим партнером все важные моменты, знать, что на душе у каждого, чтобы вовремя разрешить проблему».
Согласитесь, такая фраза не обидит партнера и настроит его на совместное решение проблемы в спокойном тоне.
Лучшие книги по конфликтологии
Для наиболее полного погружения в тему статьи предлагаем вам список книг, которые позволят вам расширить инструменты влияния на мнения людей, а также результативно и минимальными потерями выходить из конфликтных ситуаций.
Михаил Литвак «Психологический вампиризм. Учебное пособие по конфликтологии»
Книга рассчитана на людей, профессионально связанных с разрешением конфликтных ситуаций, но также будет полезна и тем, кто хочет выстраивать в социуме грамотные взаимоотношения с минимальными потерями для себя.
Генри Клауд, Джон Таунсенд «Искусство трудного разговора»
Каждый рано или поздно сталкивается с интересами другого человека, которые мешают реализовать свои. Для разрешения таких щекотливых ситуаций быстро и безболезненно необходимо иметь определенные навыки. Эта книга расскажет вам о методиках построения диалогов с людьми и предоставит их возможные сценарии.
Наталья Гришина «Психология конфликта»
Фактически – это хрестоматия, собравшая в себе мнения как отечественных, так и зарубежных авторов, их взгляды на конфликтологию, понимание природы споров и путей их решений. Книга подходит как для любознательного читателя, желающего расширить свой кругозор, так и для практиков и студентов психфака.
Лучшие курсы по конфликтологии
Для тех, кому недостаточно прочесть книгу и вычленить оттуда методы и способы, подходящие именно вам, предлагаем вам ознакомиться с популярными курсами по теме.
«Управление конфликтами» от Skillbox
Обучение длится 2 месяца в онлайн-режиме, материалы остаются у вас навсегда. Стоимость курса 5 827 рублей в рассрочку на 6 месяцев.
«Конфликтология и управление конфликтами» от 4brain
Курс для тех, кто ценит свое время, но при этом желает вынести из уроков максимум пользы. Включает 5 уроков, 8 упражнений, много пользы и практики – и все это за беспрецедентные 990 рублей.
«Практическая психологическая конфликтология» от Национальной академии дополнительного профессионального образования (НАДПО)
Курс, предназначенный для тех, кто хочет сменить профессию или получить дополнительные «корочки». Длительность 640 часов, преподаватели с опытом работы более 10 лет, диплом о профессиональной переподготовке. Стоимость обучения 24 500 рублей, также доступна рассрочка 2 450 рублей в месяц.
Подобные курсы от ведущих образовательных организаций помогут вам качественно улучшить свою жизнь, а некоторым – изменить профессиональную деятельность и стать отменным специалистом в области конфликтологии.
Заключение
Конфликтология – это наука о спорах, причинах их появления, типизации и методах решения «острых» ситуаций. Изучить дисциплину рекомендуется всем руководителям, а также людям, которые по роду профессии обязаны часто и много общаться с самыми разными людьми.