В Древнем Риме существовала жёсткая сегрегация женщин в общественных мероприятиях, рабочей силе и политике. Они не могли голосовать, занимать политические должности и во многом рассматривались как имущество своих отцов или мужей. Кроме того, они могли посещать общественные мероприятия только со своими мужьями или рабами и никогда не посещали их самостоятельно.
Контроль над женской жизнью в древнеримском обществе распространялся и на их личные привычки, включая даже столь простую вещь, как употребление вина. Казалось бы, даже несмотря на то, что римское общество в значительной мере почитало роскошь, алкоголь и разного типа наслaждeния.
Однако такой запрет действительно существовал и был не просто нормой морали, а реальным строгим законом, нарушение которого могло стоить женщине жизни.
Но почему?
Ответ на этот вопрос мы сейчас постараемся подобнее раскрыть в нашей новой статье:
Какой женщиной должны была быть идеальная римлянка в глазах общественности?
Идеальная римлянка должна была быть примерной дочерью, умелой хозяйкой, заботливой матерью и покорной супругой. Её основными обязанностями были управление домашним хозяйством, воспитание детей и полное подчинение сначала своему отцу и брату, а затем своему мужу и сыновьям, следуя их указаниям и поддерживая во всех делах.
Какой бы богатая римлянка не была, поскольку она не могла голосовать или баллотироваться на какую-либо политическую должность, то значит не могла и играть какой-либо роли в общественной жизни государства. Конечно, в действительности некоторые жены или близкие родственники видных мужчин (или даже императоров) могли иметь политическое влияние на своих мужей или сыновей за кулисами и иметь возможность оказывать реальную, хотя и неформальную, власть.
Но важно отметить, что статус женщин в Древнем Риме не оставался неизменным, а постепенно эволюционировал.
Например, в период Римской империи женщины получили значительно больше прав и свобод, чем могли бы рассчитывать, например, в Греции или в ранний период Римского царства. Уже тогда римские женщины имели право наследовать финансовое состояние своей семьи и распоряжаться им по своему усмотрению, чего большую часть римской истории им было запрещено.
Тем не менее даже в эпоху наивысшего расцвета Римской Империи ни одна женщина не могла быть равной мужчине. Социальные и правовые рамки оставались чётко очерченными, подчёркивая исключительное доминирование мужчин во всех аспектах жизни.
Так откуда мы знаем, что римским женщинам было запрещено пить вино на законодательном уровне?
Историки ссылаются на труды римских авторов, таких как Плиний Старший, который в своей «Естественной истории» пишет, что употребление вина женщиной официально считалось преступлением по римскому праву и могло караться смepтной кaзнью.
Сохранилось также несколько древних римских свидетельств, подтверждающих строгость подобных наказаний.
- Например, в одном из документов описывается случай, когда римлянка, украв ключи от винного погреба и напившись, была жестоко наказана своим мужем. Он запер её в том же погребе без еды на несколько недель, что конечно же привело к её гuбeли. Римское общество полностью оправдало действия мужчины.
- Ещё один пример рассказывает о женщине, зaбuтoй нacмepть пaлкoй своим супругом за употребление бокала вина. Такие меры считались допустимыми и даже одобряемыми с точки зрения общественной морали.
Контроль за соблюдением запрета доходил до абсурда: на семейных собраниях родственники могли поцеловать женщину в губы, чтобы проверить, не пахнет ли от неё вином. Эту практику также упоминает Плиний Старший в своей «Естественной истории».
Интересно, что Плиний в своих трудах использует слово temetum, при упоминании вина, а не привычное латинское vinum.
На самом деле temetum — это более древний термин, который первоначально означал алкогольный напиток из сброженной рябины (sorbus aucuparia). Позже это слово римляне стали использовать для обозначения виноградного вина, изготовленного из дикого винограда.
Но это лишь небольшое лирическое отступление.
Вернёмся к основной теме и рассмотрим причины столь строгих запретов
В значительной мере на это табу повлияла греческая культура, где традиционные вакханалии и культ Диониса создавали угрозу общественному порядку, ну и самое главное — приводили к чрезмерно раскованному женскому поведению.
Греки, столкнувшись с менадами — фанатичными поклонницами Диониса, — видели в вине причину женской непокорности. Менад изображали как одурманенных женщин, постоянно покидавших свои семьи, погружавшихся в пляски и устраивавших вакханалии. Чтобы сдержать такое негативное женское поведение, греки ввели ограничения на употребление вина женщинами, а римляне унаследовали этот подход и даже создали для этого законодательный запрет.
Конечно же в первую очередь данный запрет был частью политики, направленной на создание в римском обществе «целомудренных и послушных жен и дочерей».
Римляне считали, что вино несёт прямую опасность женскому организму: оно якобы обладало абортивными свойствами, могло затуманивать "слабый" женский разум и подталкивать их к неподобающему поведению, включая супружескую нeвepность.
Однако, несмотря на формальные запреты, жизнь знатных римлян часто шла вразрез с законами.
Званые ужины с изысканными блюдами и алкоголем были важной частью демонстрации богатства и политических связей, на которые приглашали и женщин. Многие мужчины закрывали глаза на эти законы, если только не искали способа обвинить свою жену в прегрешении, чтобы развестись с ней.
Последний зарегистрированный развод из-за нарушения винного запрета произошёл в 194 году до нашей эры. Что стало с этой женщиной после нам неизвестно.
Также стоит отметить, что такие строгие ограничения существовали преимущественно в ранние периоды римской истории. С развитием Империи и отходом от жёсткого патриархата эти запреты постепенно исчезли. Импортные вина и другие напитки стали доступными, и женщины перестали сталкиваться с подобными ограничениями.