В последнее время «синдром самозванца» (далее – СС) превратился в некую ментальную эпидемию. Его «вирус» охватывает всё более широкие слои населения. И в такой же прогрессии растет число тех, кто жаждет помочь нам избавиться от скоропостижно нагрянувшего недуга.
Простыми словами этот синдром можно описать как сомнение в своих силах, чувство вины и страх, что о некомпетентности узнают окружающие. Это ощущение может появиться, когда человек делает что-то новое для себя, и преследовать годами, несмотря на восхищение или одобрение окружающих. (По материалам интернет-источников)
Но откуда он берется? На какой почве бурным цветом расцветает сегодня этот СС? Что в нем – правда, а что вымысел, миф? При каких обстоятельствах человек, прежде живший спокойно и радостно, вдруг обнаруживает у себя наличие СС? Как — если бы человек, всю жизнь считавший себя здоровым, вдруг прочел медицинскую энциклопедию, в которой обнаружил у себя симптомы некоего заболевания, и решил, что он действительно страдает этой болезнью.
Здесь надо сразу определиться в понятиях, чтобы различать два вида СС.
Первичный – когда состояние самозванца формируется еще в детстве в результате родительских установок, так или иначе проявляясь уже в ранней юности, а далее – на протяжении всей жизни. То есть, истинный СС является серьезной психологической проблемой, корни которой лежат за пределами непосредственных профессиональных обязанностей человека.
В этом случае СС в разных формах дает о себе знать не только в профессиональной сфере, но и в сфере личных отношений, пусть и отчасти, косвенно.
Мы же поведем речь о «вторичном СС», когда вполне себе уравновешенный, оптимистичного склада человек, не имеющий прежде никаких серьезных проблем при социализации, вдруг уже в относительно зрелом возрасте начинает испытывать ранее не свойственное его типу личности состояние. И это вообще сбивает его с толку.
СС – это некое состояние человека, при котором он субъективно переживает себя лишенным неких прав. Прав на что-то в самом широком смысле. Прав обладать каким-то предметом, свойствами характера, качествами личности (быть смелым или лидером); прав находится в каком-то месте, быть в центре внимания, то есть обладать вниманием, обладать способностями к выполнению какой-то деятельности и получать за это признание и вознаграждение.
Таким образом, СС возникает как результат некорректного, неэкологичного вступления человека в социальные отношения, в отношения с другими людьми. Но почему же и в какой момент эти отношения становятся неэкологичными и даже травмирующими для человека, предлагающего обществу свои услуги, результаты своего труда или творчества?
Есть мнение, что СС возникает у человека, когда тот начинает осваивать новые сферы знаний и навыков. И будто бы – возникает с неизбежностью. И к этому уже все привыкли. Но нельзя путать с «синдромом самозванца» в его строго понимаемом смысле слова – естественное для таких случаев волнение человека, его переживания и мысли «Справлюсь ли я? Получиться ли у меня?». Человек, у которого в сознании с детства не заложена мина замедленного действия под названием «синдром самозванца», в состоянии справиться с такой ситуацией без дополнительных усилий и помощи со стороны, по мере повышения своих компетенций.
Однако, как показывает практика, справиться со «вторичным синдромом» оказывается совсем непросто. Проходят недели и месяцы, а человек, освоивший новые скилы, все никак не решается приступит к работе и назначить своему труду достойную цену.
Здесь необходимо сделать отступление, но – по существу дела. Речь пойдет о СС прежде всего среди фрилансеров. Почему? Отвечаю.
Работая офлайн, в трудовом коллективе, являясь частью системы, человек несет ответственность только за определенную часть работы по созданию итогового продукта. К примеру, корреспондент журнала отвечает за текст, верстальщик – за верстку. У редактора – своя сфера обязанностей. У курьера, доставляющего журнал подписчику – своя. Значительная часть работников, принимающая участие в создании продукта, при таком внутреннем разделении труда, не взаимодействует непосредственно с заказчиком или конечным потребителем, не принимает серьезных решений, не разрабатывает бизнес-стратегии.
А фрилансер уже сам создает свой продукт и сам ищет заказчика на этот продукт, причем заказчик как правило является уже конечным, а не опосредованным потребителем созданного продукта. И реализация своего продукта предполагает для фрилансера непосредственное личное общение с заказчиком-потребителем. И — личную ответственность за созданный им продукт.
Поэтому, когда люди начинают осваивать новые профессии, навыки, они зачастую оказываются под давлением двойного стресса: во-первых, вторгаясь порой в совершенно новую, чуждую им область знаний, и соответствующей им практической деятельности, а во-вторых, оказываясь перед необходимостью лично взаимодействовать с заказчиком и потребителем в одном лице (что, зачастую является также не освоенным прежде делом).
Еще одно важное обстоятельство, которое делает область фриланса благодатной почвой, на которой пышным цветом произрастает «вторичный» синдром самозванца – это то, что удаленные профессии выглядят заманчиво и многообещающе благодаря своей обманчивой доступности. Ведь что нужно для их освоения? Компьютер, толковый онлайн-курс (чтобы не аферисты, значит), некоторые вложения и желание покорить вершины. К тому же, сейчас широко тиражируется утверждение, будто каждый человек может освоить практически любую профессию.
С одной стороны, а почему бы и нет? Мы – существа достаточно универсальные. Рождаемся с широким набором способностей, наклонностей и дарований. Упорство, труд и современные методики позволяют сегодня освоить практически любую специальность и род деятельности. Хотите стать писателем – пожалуйста, хотите дизайнером интерьера – милости просим! Астрологом, психологом, женским коучем, видеоинженером, рилсмейкером, заполнителем карточек интернет-магазинов – всего не перечесть.
Ведь, если кратко сформулировать, любой вид деятельности от игры на виолончели или танца живота до составления бухгалтерского отчета или визуализации интерьерных дизайн-проектов сводится к набору определённых действий по заранее заданному алгоритму. Воспроизводи эти действия, соблюдая алгоритм. Не хватает идей – тренируй насмотренность и «кради, как художник»…
Воодушевленные на первых порах, мы достаточно быстро продвигаемся в освоении новых специальностей, навыков. Но рано или поздно, СС неизбежно нагоняет нас и превращает нашу жизнь в страдание. Поэтому в рамках курса практически любой школы независимо от того, чему там учат, обязательно встретится целый раздел и специально отведенные часы, где специально привлеченные эксперты и спикеры объясняют, как преодолеть СС на пути дальнейшего погружения в профессию. И необходимость введения таких разделов показывает серьезность и масштабность проблемы.
Но там ли мы видим ее решение?
Может быть, решение этой проблемы заключается в том, что в значительной части случаев нет никакого «синдрома самозванца»? А наше внутреннее самоощущение, что мы – не на своем месте (самозванцы) объясняется тем, что мы действительно пытаемся заняться не своим делом? Но в том, что «это дело – не наше» – нет ничего унизительного для нас, ничего обесценивающего, ничего такого, с чем нужно было бы бороться, что нужно было бы преодолевать, ломая себя через колено!
Мы как-то забыли очевидную истину – в нас заложена от рождения склонность и способность к определенному виду деятельности. Разный рост, разная степень музыкального слуха, разная физическая конституция, разный темперамент. Тело порой больше нас «знает», в каком виде и наборе движений ему хочется реализоваться. Это называется «желание» и «хотение».
— Хочешь рисовать? – Нет, я хочу погонять в футбол. – Тебе купить конструктор? — Нет, ма! Купи мне вон ту книжку!
В детстве с этим было очень просто разобраться. Мы выбирали по принципу – нравится или не нравится. И даже если при определенных обстоятельствах у нас не было возможности выбирать, у нас было сформированное виде эмоций отношение к будущей специальности.
Но сегодня нас отучают слышать себя и считаться с собой в этом смысле. Мы стали игнорировать это важное обстоятельство, не принимать во внимание элементарные моменты профориентации, того, что раньше было очевидно и факультативно. Что у каждого человека есть сильные и слабые стороны, есть способности и влечение к какому-то определенному виду трудовой деятельности (а не ко всем, которые только существуют в этом мире). И что счастье самореализации и удовлетворение от трудового процесса – есть сумма всех этих векторов. И что, если мы хотим трудиться или творить плодотворно, эффективно и с удовольствием – нам нужно развивать свои сильные стороны и задатки, заниматься тем, к чему лежит душа.
И с этой точки зрения не нужно бороться с «синдромом самозванца», потому что он может указывать нам, что мы идем не по своему пути. И что хорошо бы сойти с не своей дороги, пока не включатся такие защитные механизмы, как лень, прокрастинация, страх белого листа, белого холста или белого экрана. Многие все же остаются на не своём пути, потому что иное считают проявлением слабости.
Но я все же возьму на себя ответственность утверждать: для того, чтобы признать, что вы занимаетесь не тем, чем должны и не тем, чем хотите на самом деле – тоже нужна большая смелость, честность, сила характера.
И если вы перестанете оперировать термином «синдром самозванца», просто уберете его из употребления, а честно себе признаетесь в своих чувствах, то в этой формулировке и будет заключаться решение. Вы не на своем месте? Так ищите тогда своё! То есть, выход из проблемы там, где – вход в неё. Ищите своё дело. Свою зону комфорта. То, что вас «зажигает», не смотря ни на какие трудности. То, что вас не пугает, а привлекает неодолимо.
Конечно, в любом случае выбор – как поступать – остается за вами. Может, вам как раз нравится бороться с «синдромом самозванца» и преодолевать его! Тогда – боритесь, не отказывайтесь. И не отступайте.
Но в любом случае стоит использовать такой инструмент, как самопознание.
Астролог Павел Андреев сказал: «Не надо искать свою нишу. Сначала найдите себя, и тогда ниша сама найдёт вас». Попытайтесь понять, кто вы, чего вам хочется на самом деле, к чему вас тянет. И тогда вы поймете все остальное.