Найти в Дзене

Дефектология: кто учит не таких, как все

19 ноября в мире отмечается Международный день дефектолога. Таких специалистов готовят не в каждом городе. Кто же такие дефектологи – специалисты, востребованность которых на рынке труда только растёт? Это люди, которые занимаются обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности. Работа дефектолога состоит в том, чтобы помочь детям раскрыть собственные возможности и способности, адаптироваться к социальной среде и максимально интегрироваться в общество, – рассказывает Елена Васильевна Скира, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ. 1. Олигофренопедагог работает с детьми с задержкой психического развития и с детьми, имеющими умственную отсталость различной степени тяжести. Он помогает таким детям развивать базовые навыки, коммуникативные способности, адаптироваться и социализироваться. 2. Сурдопедагог работает с детьми с нарушениями слуха. Он помогает детям адаптироваться к жизни со слуховым аппаратом, учит
Оглавление

19 ноября в мире отмечается Международный день дефектолога. Таких специалистов готовят не в каждом городе. Кто же такие дефектологи – специалисты, востребованность которых на рынке труда только растёт? Это люди, которые занимаются обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности. Работа дефектолога состоит в том, чтобы помочь детям раскрыть собственные возможности и способности, адаптироваться к социальной среде и максимально интегрироваться в общество, – рассказывает Елена Васильевна Скира, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ.

Какими бывают дефектологи?

1. Олигофренопедагог работает с детьми с задержкой психического развития и с детьми, имеющими умственную отсталость различной степени тяжести. Он помогает таким детям развивать базовые навыки, коммуникативные способности, адаптироваться и социализироваться.

2. Сурдопедагог работает с детьми с нарушениями слуха. Он помогает детям адаптироваться к жизни со слуховым аппаратом, учит жестовому языку, развивает речевые навыки и социальные компетенции.

3. Тифлопедагог занимается обучением и воспитанием детей с нарушениями зрения, включая слепых и слабовидящих. Он адаптирует учебные материалы под возможности ребенка, обучает чтению шрифта Брайля, ориентированию в пространстве и другим важным навыкам

4. Логопед работает над исправлением нарушений речи у детей. Занимается устранением дефектов произношения звуков, улучшением дикции, а при необходимости корректирует грамматические ошибки и улучшает письменную речь.

С какими категориями детей работает дефектолог?

Сегодня в специальном и инклюзивном образовании выделяют следующие категории детей с нарушениями развития:

  • дети с нарушениями слуха;
  • дети с нарушениями зрения;
  • дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • дети с поведенческими нарушениями;
  • дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Необходимые личные качества дефектолога

  • эмпатия;
  • толерантность;
  • внимательность;
  • обаятельность;
  • альтруизм;
  • педагогический оптимизм;
  • ответственность за выбранные приоритеты в работе и за полученный результат.
МГПУ – один из лучших вузов, в котором готовят дефектологов, не только в Москве, но и в России. Большинство выпускников направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» устраивается на работу по профилю.

Направления работы дефектолога

Диагностика – выявление особенностей развития ребенка для определения оптимальных методов коррекции.

Коррекционная работа – проведение занятий по развитию познавательных процессов, речи, моторики, социальных навыков и других аспектов, которые могут быть нарушены у ребёнка.

Консультирование родителей – обучение их методам взаимодействия с ребенком, поддержка семьи в процессе воспитания и обучения.

Совместная работа с другими специалистами – взаимодействие с психологами, логопедами, неврологами и педагогами для комплексного подхода к развитию ребенка.

Дефектологи разрабатывают индивидуальные образовательные программы, подбирают специальные методики обучения, применяют коррекционные технологии и играют важную роль в психолого-педагогической поддержке учеников и их семей.

Дефектологи работают с детьми младенческого и раннего возраста, с дошкольниками и школьниками, с молодыми людьми и взрослыми.

Профессиональные навыки дефектолога включают глубокие знания в области психологии, медицины и педагогики, а также владение различными методами диагностики и коррекции.

Дефектологи работают в различных учреждениях: детских садах, школах, центрах реабилитации. Могут они оказывать и частные услуги.

С праздником, коллеги! С нашими учениками непросто, но кто сможет помочь им, если не мы?