Найти в Дзене

«Им очень нужен наставник»

Оглавление
Открытый источник
Открытый источник

Казахстан не оставляет усилий в борьбе с подростковыми суицидами.

В серии материалов мы попробуем с помощью специалистов в разных сферах (психологи, педагоги, медики и т.д.) внести свой вклад, чтобы помочь читателям увидеть возможные причины и признаки наступающей беды задолго до того, как она может случиться.

Сегодня мы поговорим о буллинге в школе. В Казахстане проблема подросткового суицида, связанного с буллингом, имеет неразрывную связь.

Завершенных суицидов среди подростков по стране в 2022 году было зарегистрировано 155 случаев, а за первые 6 месяцев 2023 года - уже 95. У девочек фиксируется больше попыток самоубийства, чем у мальчиков, однако завершенные случаи чаще происходят среди мальчиков, что согласуется с общемировыми гендерными различиями в суицидальном поведении.

Об основных причинах мы поговорили с психологом, педагогом, заместителем директора по воспитательной работе в школе Миланой Ишутиной (на фото).

Милана Ишутина/открытый источник
Милана Ишутина/открытый источник

- Когда в школе начинается буллинг?

- С начальной школы, самый пик - 11-13 лет, и потом обычно стихает. Дети это делают бессознательно. Они искренне удивляются, когда говоришь им, что это насилие.

- С чем связан пик именно в этом возрасте?

- Как раз в этом возрасте дети вступают в некую самостоятельную жизнь и начинают учиться строить отношения. При этом они все еще дети и очень зависимы от взрослых. Поэтому им очень нужен взрослый, который будет всегда рядом и обучать их. Причем, целенаправленно обучать науке отношений. Помните медведя Балу в Маугли? Детям нужен наставник, иначе они предоставлены сами себе, а разума еще нет.

- Такими наставниками являются в основном родители, верно?

- К сожалению, очень часто у детей много негативного опыта общения со старшими. Они сталкиваются в общении с родителями с неуважением в повседневной жизни. «Быстро кровать заправь», «Мало ли, что ты хочешь», «Молчи, когда старшие говорят» - знакомо? В итоге вместо радости и почтения ребенок начинает испытывать зависть, протест, неуважение, желание спорить, доказывать и т.п. И в сознании откладывается: «Я тоже хочу стать сильным взрослым, чтоб меня никто не унижал», - говорит Милана Ишутина. - Соответственно, при встрече со сверстниками вместо сотрудничества у детей возникает конкуренция - делят игрушку, друзей, место в классе, начинают хвастаться своими достижениями. А встречаясь с младшими, ребенок воспринимает их, как тех, кем можно командовать. Начинает насмехаться, травить и так далее.

Психолог уверена, что так возникает бесконечный круговорот трагичных и нездоровых отношений, которые передаются из поколения в поколение.

- Причина не в том, кого травят, а в том, кто травит. Это его крик о помощи, - продолжает психолог. - Важно донести до ребенка следующую мысль: когда другой человек проявляет агрессию, это необязательно ты сделал что-то не так. Это у него внутри много нехорошего накопилось. Если ребенок подвергался насилию, то, заняв позицию старшего или равного, он тоже будет проявлять насилие. Детство - это ролевые модели будущей жизни. Все, что ребенок проживает и проигрывает в детстве, это его тренировка, как вести себя во взрослой жизни.

- И потом травмированный дома ребенок идет в школу, где встречает учителя. Почему буллинг так распространен именно в школе?

- Есть три категории учителей: «училка-жертва», которая постоянно говорит что-то типа «вас много, а я одна», «сами виноваты», «сколько можно с вами разговаривать» и т.п., «училка-агрессор», которая сама травит, всячески их унижает, оскорбляет, угрожает и т.п., и есть «учитель-наставник», который обучает детей, направляет, держит руку на пульсе, помогает расти. Именно такой учитель и необходим детям.

Последствия буллинга для жертвы в школе серьезнее, чем последствия насилия в семье. Потому что семья также дает тепло, заботу и любовь. А подвергаясь насилию в школе, ребенок попадает в условия жесткой агрессии от людей, которым он абсолютно безразличен. При этом при буллинге травму получают все - и жертва, и свидетели, и насильник. Для насильника укрепляется понимание, что все отношения - это отношения насилия. Он по-другому просто не научился.

- Так как же бороться с этим явлением, как защитить наших детей от этого зла?

- Ответ и прост, и сложен одновременно. Только счастливый человек не сделает кому-то плохо. Только человек, у которого интересная, яркая, насыщенная позитивными событиями жизнь, может подарить радость другим, дать поддержку, заботу, принятие. И человека никто не может сделать счастливым извне. Это большая, но очень интересная внутренняя работа каждого. Поиск себя, своего места в жизни, раскрытие предназначения, талантов, размышления о своем личном вкладе в этот мир. Такие мысли наполняют изнутри и дают направление к новому пониманию смысла жизни. Перейти на новые рельсы воспитания и отношения к ребенку очень непросто. Психологи говорят, что этот процесс может занять долгие годы, но результат стоит того.

Педагог поделилась принципами и инструментами для разрешения ситуации травли в классе. Что мы можем с этим делать?

1. Взять полную ответственность. Быть внимательными к любому проявлению травли, в первую очередь, со своей стороны. Старший - это тот, кто защищает, наставляет, помогает, поддерживает. Ребенок, которого травят, не может самостоятельно справиться с ситуацией и не несет за нее ответственности.

2. Проблема травли в школе не решается в кулуарах. Это проблема всего класса, и решать ее нужно всем вместе. Обычно весь класс знает о травле, и кто-то присоединяется к агрессорам, кто-то является молчаливым свидетелем, иногда может появиться спасатель. Поэтому все вместе решают эту проблему. Важно говорить детям, что это недопустимо, что в нашем классе этого не будет, что травля - это болезнь, насилие, казнь, и мы должны это искоренить.

3. В классе каждый берет на себя ответственность. Например, если дети говорят: «А мы ничего не делали, просто смеялись, потому что было смешно». Но смешно, весело, это когда всем весело, если одному в этот момент совсем не весело, это уже не шутка, не игра, а насилие.

4. Рассказываем про законодательную базу.

5. Поговорить с агрессором наедине, скорее всего, у него много боли. И для него это так же опыт другого общения со взрослым.

6. Ни в коем случае не делить детей на виноватых и невиноватых, занимать стратегию, что каждый может совершить ошибку, главное, что мы вместе учимся и можем друг другу помогать.

7. Никто не имеет права причинять вред другому человеку. Объясняем детям разницу между «ябедой» и «ответственным, осознанным человеком».

8. Отдельно разговаривать с жертвой. Доносить мысль, что причина не в нем. Он может быть самим собой и не обязан ни под кого подстраиваться, при этом уважать других.

9. Привлекать родителей, но не жаловаться, а помогать им, учить строить отношения с детьми. Вместе ищем способы, даем инструменты. Родителям агрессора также объяснять, что их ребенок тоже страдает. Ситуации травли обсуждаются вместе со всеми родителями класса, это боль всей семьи класса.

10. Следить за своим поведением. Порой сам учитель может провоцировать травлю, выделяя минусы ребенка.

Признаки, что ребенок подвергается травле

- Звоночек для родителей: возвращается из школы в плохом, подавленном настроении;

- приносит из школы испорченные личные вещи: разорванный рюкзак, порванные тетради или учебники, сломанные ручки и карандаши и т.п.;

- без желания идет в школу, часто пропускает занятия, в том числе по болезни;

- оказывается в школе в одиночестве;

- демонстрирует признаки аутоагрессии (причинение вреда самому себе: режет руки, прижигает сигаретой и т.д.), становится очень нервным и закрытым;

- отказывается участвовать в общих школьных/классных мероприятиях;

- стал хуже учиться без видимых причин;

- если рассказывает о своих проблемах во взаимоотношениях с одноклассниками, то использует следующие выражения: «часто пристают», «все задевают», «давно доводят» и т.п.

Только цифры

По данным Министерства здравоохранения РК, в Казахстане 17,5% детей время от времени подвергаются буллингу, 6,8% опрошенных подростков 2-3 раза в месяц испытывают травлю и запугивание со стороны окружающих, 14,1% детей в возрасте 11-15 лет признались, что сами участвовали в буллинге по отношению к сверстникам. Такие данные были получены в результате национального исследования по оценке и мониторингу поведения школьников в отношении своего здоровья и благополучия, проведенного Национальным центром общественного здравоохранения данного министерства.

Продолжение следует.

Карлыгаш НУРАЛИЕВА