"Лирическое отступление"
Как приливала к сердцу
Вся кровь в груди моей,
Когда в меня вперялись
Лучи твоих очей!
Мне долго непонятен
Был их язык немой…
Искал его значенья
Я с страхом и тоской…
Вдруг все сомненья пали
И страх навек затих…
Мой ангел, всё я понял
В один блаженный миг!
Иван Тургенев — Разгадка
Вступление
Для тех людей, кто увлекается изучением отечественной литературой, не секрет, что Иван Сергеевич Тургенев как прозаик нашел себя чуть позже, а начинал он как раз таки с поэзии. Вдохновившись Пушкиным, юный барин, а он как раз-таки барин, так как выходил из рода дворян, кому принадлежало тысячи крепостных душ, сочинял прелестные лирические произведения, конечно же, недотягивая до уровня тамошних поэтов.
Тяжелое, а точнее в суровой строгости проведенное детство, как клеймо отпечаталось во взгляде и стане еще молодого Ивана Сергеевича, что сильным напором изливалось в его творчестве. И вот он писатель. Вот Белинский случайно натыкается в журнале на очерк Тургенева под названием "Хорь и Калиныч" из цикла "Записок охотника" и подмечает, что Иван Сергеевич имеет великую возможность в точности отображать действительность крепостного права со всеми ее последствиями на представлении народа так такового. А дальше большие произведения как "Рудин", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети" и так далее.
Переезд за границу, общение с великими французскими писателями того времени - все это уже другая жизнь, не русская. Находясь вдали от отчизны, Тургенев продолжает писать о России. Собирает образы для своих романов, вносит в их уста свои воззрения на тему того, как его страна должна развиваться. Откровенные западнические идеи Потугина из "Дыма", "что еще недостаточно говорит!", - писал Иван Сергеевич Герцену.
Все это - лишь не многое, что можно сказать во вступлении этой статьи, посвященной великому нашему классику, но главное, что нужно осознать нам - это, что Иван Сергеевич Тургенев за всеми его переменами в жизни, не переставал любить еще кое-что, кроме Полины Виардо, а именно свою родину, даже находясь очень-очень далеко от нее.
"Записки охотника" и "Муму" - противники крепостного права
Иван Сергеевич еще с детства, насмотревшись на жестокое, а иногда даже бесчеловечное отношение к крестьянам, объявил себя ярым противником крепостного права в России. В своей ранней прозе он изобличал суровую действительность жизни крепостных и то, как дворяне, люди имеющие власть над чужой жизнью, распоряжаются как душе угодно, совершенно не заботясь нравственными мотивами.
"Записки охотника" - это сборник рассказов, очерков, где Иван Сергеевич в каждом отдельно взятом произведении вмещает целый мир пороков и умиротворений. Крестьяне у него говорят как философы, даже если их слова редки, то это всегда либо размышления о Боге, судьбе и предназначении, либо о тягостях жизни и ее трудностям. Дворяне, наоборот, кажутся в большинстве своем куда скучнее и неинтереснее. Их разговоры, занятия по своей сути однообразны, что очень сильно обидело тогда реальных дворян. но Иван Сергеевич был невозмутим.
Добил он всех своим рассказом "Муму", не лишенным сентиментальных ноток. Для большинства это не более чем как рассказец из школьной литературы, который произвел впечатления лишь на моменте утопления собачки. Перечитывая уже спустя некорое время. в более-менее осознанном возрасте, в диву даешься из-за того, как это написано. Видно, что Тургенев постепенно нарабатывает писательский навык и "Муму" - это произведение, написанное с особой изысканностью.
Литературная форма индивидуально подходит для каждого вида читателя. Тут есть и описание пейзажей, и психологические портреты дворян с крестьянами, а также философические размышления. Но самая важная вещь, которая присутствует в "Муму" - это жизнь, смерть и любовь. Именно это и делает данный рассказ классикой на все времена.
Лично я считаю, что "Муму" не нужно давать в школьной программе так рано. Пятый-шестой класс - это не то время, когда можно понять весь драматизм этого рассказа. Вот вам интерактивный метод, чтобы лучше понять к чему я веду. Постарайтесь оказаться в полной тишине прямо сейчас. Секунд десять-пятнадцать так побудьте. Вот. Еще. Вот так погибла Муму.
Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки... Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас, и когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги.
Отрывок из рассказа "Муму"
И вот вопрос. Как понять эти строки тогда, сидя за школьной партой? И как понять их сейчас?
Итоги
В конечном счете, хочется сказать, что творчество Ивана Сергеевича Тургенева многогранно и обширно. И за одну маленькую статью не описать всего того масштаба. Да и идей очечь много остается после прочтения... В процессе написания было решено поделить это осознание творчества Тургенева в несколько частей. Поэтому ждем и лелем мысль о последующих статьях.
Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия.
Последние строки рассказа "Лес и степь"