Найти в Дзене
КиноTime

Что заставляет нас возвращаться к «Сумеркам» каждую осень

Осень – время, когда хочется завернуться в плед, сделать вид, что ты читаешь что-то умное, а потом все равно включить «Сумерки». Казалось бы, все уже выучили, как блестит Эдвард, как вздыхает Белла, но почему-то каждый год люди снова и снова включают этот вампирский марафон. На первый взгляд, эта вампирская сага не представляет ничего особенного: простая история любви, немного экшена, щепотка мистики, однако с момента выхода первого фильма прошло уже более десяти лет, а «Сумерки» продолжают оставаться частью массовой культуры. Попробуем понять, в чем магия. Начнем с очевидного. «Сумерки» – это фильм, который идеально сочетается с серым небом за окном. Холодно? Противно? Отлично, включаем Форкс – город, где солнце настолько редко появляется, что его, наверное, занесли в Красную книгу. Белла целыми днями ходит с таким выражением лица, будто не знает, зачем живет, и, знаете, в ноябре это странным образом находит отклик - осенью все мы немного Белла. «Сумерки» – это квинтэссенция серости и
Оглавление

Осень – время, когда хочется завернуться в плед, сделать вид, что ты читаешь что-то умное, а потом все равно включить «Сумерки». Казалось бы, все уже выучили, как блестит Эдвард, как вздыхает Белла, но почему-то каждый год люди снова и снова включают этот вампирский марафон. На первый взгляд, эта вампирская сага не представляет ничего особенного: простая история любви, немного экшена, щепотка мистики, однако с момента выхода первого фильма прошло уже более десяти лет, а «Сумерки» продолжают оставаться частью массовой культуры. Попробуем понять, в чем магия.

Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт в фильме "Сумерки" (2008), реж. Кэтрин Хардвик
Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт в фильме "Сумерки" (2008), реж. Кэтрин Хардвик

Меланхолия и дождливые леса: почему «Сумерки» идеально подходят для осени

Начнем с очевидного. «Сумерки» – это фильм, который идеально сочетается с серым небом за окном. Холодно? Противно? Отлично, включаем Форкс – город, где солнце настолько редко появляется, что его, наверное, занесли в Красную книгу. Белла целыми днями ходит с таким выражением лица, будто не знает, зачем живет, и, знаете, в ноябре это странным образом находит отклик - осенью все мы немного Белла.

«Сумерки» – это квинтэссенция серости и дождливой меланхолии, которая идеально перекликается с осенним настроением. Визуальный ряд фильма буквально создан для просмотра под звук дождя за окном: приглушенные цвета, мокрые леса, вечная сырость и мрачное небо. Форкс, место действия фильма, выглядит как город, который неизбежно вызывает желание закутаться в плед и провести день в размышлениях о бренности бытия. Весь этот визуальный фон формирует настолько сильную атмосферу, что он, возможно, и стал одним из главных факторов, почему фильм смотрят именно осенью: «Сумерки» становится не столько сюжетом, сколько фоном для ваших собственных размышлений о бренности бытия и меланхоличного настроения .

Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт в фильме "Сумерки" (2008), реж. Кэтрин Хардвик
Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт в фильме "Сумерки" (2008), реж. Кэтрин Хардвик

Тривиальный сюжет, который стал частью массовой культуры

На первый взгляд, сюжет «Сумерек» кажется банальным: девушка встречает загадочного парня, влюбляется, выясняет, что он вампир - и начинается драма. Однако эта простота – не недостаток, а, наоборот, сила фильма. «Сумерки» рассказывает универсальную историю о первой любви, которая, как известно, всегда слишком драматична, чересчур серьезна и кажется самым важным событием в жизни. Белла, главная героиня, – это буквально воплощение девичьей мечты: обычная девушка без особых талантов и выдающихся черт становится центром вселенной загадочного бессмертного вампира. Она не пытается быть лучше, умнее, красивее – она просто есть, и этого оказывается достаточно. Этот образ находит отклик у широкой аудитории, которая видит в Белле "девушку с соседнего подъезда", с которой легко себя ассоциировать.

Если честно взглянуть на сюжет «Сумерек», то он достаточно прост и местами даже наивен. Однако именно это делает его объектом не только любви, но и постоянных шуток. Диалоги, вроде «Лев влюбился в овечку» или «И давно тебе 17...?», стали мемами, которые сегодня знает каждый, даже не смотревший фильм. Эта легкость, это отсутствие претензии на интеллектуальную глубину – то, что заставляет быть «Сумерки» у всех на слуху . Можно включить фильм, посмеяться над нелепыми ситуациями, подколоть друзей цитатами, но при этом искренне насладиться простой историей.

Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт в фильме "Сумерки" (2008), реж. Кэтрин Хардвик
Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт в фильме "Сумерки" (2008), реж. Кэтрин Хардвик

Белла, Эдвард и Джейкоб: архетипы, которые покорили подростковый мир

Белла, Эдвард и Джейкоб – не просто персонажи, а архетипы, которые срабатывают с подростковой точностью. Белла – воплощение обычной девочки, которой не нужно прилагать усилий, чтобы завоевать любовь самого желанного и, что важно, самого трагичного мужчины. Её отсутствие харизмы становится ее сильнейшим качеством, потому что в ней нет ничего, что могло бы отпугнуть зрителя.

Эдвард – архетип таинственного и недосягаемого героя, который одновременно пугает и притягивает своей недоступностью. Он красив, загадочен, трагичен, и в его жизни есть тайна, которая делает его ещё более притягательным. При этом он мучается своей природой, постоянно страдая и боясь причинить боль. Это не просто романтический герой, а собирательный образ плохого парня с добрым сердцем.

Джейкоб – лучший друг, который всегда рядом, но так и остается в тени. Это типичный образ друга, который готов поддерживать, помогать и ждать, пока главная героиня поймет, что он – тот самый. Джейкоб, с его солнечной энергией и открытым характером, становится контрастом мрачного Эдварда, усиливая драму их любовного треугольника.

Осенний уют и неосмысленные проблемы: как «Сумерки» становятся безопасной драмой для взрослых

Осень – это сезон, когда люди естественным образом склонны к ностальгии и рефлексии. Это время, когда мы пересматриваем старые фильмы, перечитываем любимые книги и ищем что-то знакомое, чтобы согреться в холодные вечера. «Сумерки» стали таким ритуалом, потому что они дают зрителю возможность временно сбежать из реального мира в пространство, где главная драма заключается в том, выберет ли Белла вампира или оборотня. В мире, где наивная на первый взгляд сказка становится желанным островком простоты и беззаботности.

Возможно, одна из причин, почему люди так часто возвращаются к «Сумеркам», заключается в том, что это своего рода терапия. История Беллы и Эдварда полна драмы, но эта драма безопасна. Это не ваши проблемы на работе, не ваши неудачи в личной жизни – это что-то далекое, что можно наблюдать с комфортной дистанции. И пусть конфликт между блестящим вампиром и девочкой из школы кажется преувеличенным и нелепым, он позволяет отвлечься от реальных забот, погрузившись в мир, где единственная проблема – как признаться в любви существу из другого мира.

Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт в фильме "Сумерки" (2008), реж. Кэтрин Хардвик
Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт в фильме "Сумерки" (2008), реж. Кэтрин Хардвик