Продолжаем разбор сериала по роману Анны Богинской "Жить жизнь"на предмет манипуляций, влияния и обретения власти над жертвой
разбор первой серии читайте тут
разбор второй серии здесь
Серия 3 - шаг третий: турбулентность
Сцена дома у Анны, когда Матвей делает её внешности, а точнее лицу Анны комплимент и говорит, что оно, то есть лицо, идеально, как пособие для пластических хирургов. На что главная героиня спрашивает:
- Поэтому ты меня выбрал?
- Я думал ты меня выбрала
Этот тоненький прием, который можно приписать к газлайтингу, и который раскачивает состояние жертвы. "Ты красивая, идеальная, но не я тебя выбрал, а ты меня выбрала". Анна, которая думает, что и он тоже выбрал её, раз он здесь, начинает терять уверенность в происходящем при таких фразах, а её уже и до этого эмоционально начали раскачивать и выбивать опору (писала об этом про разборе прошлой серии). Такой прием - это попытка вызывать сомнение в своем состоянии, чтобы жертвой было проще манипулировать.
Сцена в машине - это пример того, как манипулятор вызывает у жертвы чувство вины. Конфликт происходит на пустом месте. Возвращаясь к эпизоду на кухне, мы видим, что Матвей наблюдает Анну уже в рабочем состоянии, подходит к ней и с позиции власти и состояния «ты моя» прижимает её к столу, что Анне явно не нравится. Но тут нет причин, чтобы её обвинять в чем-либо. Сидя в машине Матвей закидывает удочку, что девушка опять что-то сделала не так, разгоняет её внутреннюю историю, чтобы она начала сомневаться в себе и своих действиях.
Фраза Матвея "как будто ты не со мной, а где-то ещё или с кем-то ещё" - это прям вброс в уязвимость Анны. Так как Матвей состоит в клубе и у него есть сведения об Анне, то он знает про бывшего мужа, понимает состояние главной героини и я думаю нарочно говорит именно эту фразу, чтобы жертва подумала, что по ней читается то, что она вспоминает мужа, и чтобы начала себя винить в этом. Резкий уход из разговора, оборвать диалог и уйти - это тоже манипуляция. Сильный прием, который оставляет жертву без ответов в подвешенном состоянии и догадках что происходит. И именно тут начинаются мысли "А что я сделала не так? Что со мной не так? Все из-за меня? Я виновата, надо быть лучше". И эти мысли отлично сделают всю работу за манипулятора.
И, конечно, мы видим последствия этой тактики Матвея. Главная героиня начинает переносить работу, нервничать, забывать обещания, нарушать правила дорожного движения. Так и в жизни происходит, когда на нас воздействуют разными техниками манипуляций, то в какой-то момент всё и сразу начинает рушиться, начинаются постоянные ошибки, ссоры и разбитое состояние. Человек теряет контроль над собой (опять же внимание на сцену с телефоном, который она разбивает штопором).
Обратите внимание, как Матвей зовет Анну на свидание на вейксерфе. Он пишет как ни в чем не бывало, как будто они не ссорились и все было хорошо. Хороший пример как реализуют эмоциональные качели.
Типичные мысли жертвы, которая попала на крючок манипулятора "я хочу узнать, что у него в голове" - именно это и говорит Анна своему другу Косте, сидя в такси. Она уже отодвигает совет Кости бежать, ей это неинтересно.
Под конец серии у нас разворачиваются две сцены. Первая - где Анна решает прижать Матвея, чтобы вывести его на откровенный разговор. И сцена где она обсуждает случившееся с другом Костей.
Когда в ресторане Матвей в момент неприятных и не нужных для его вопросов влезает в конфликт с мужчиной за соседним столиком - это такой ход, чтобы избежать решения проблемы, выяснения отношений, ненужных откровенностей. Для того, чтобы красиво увернуться от вопросов жертвы манипулятор может эмоционально реагировать на какие-то вещи или людей вокруг, может начать бить по столу, возможно даже нанося себе небольшие раны, чтобы переключить внимание жертвы на себя и вызвать к себе сочувствие, страх за состояние, доказать, что она ему нужна. Обратите внимание как Анна целует Матвея после того, как охранник их выгнал. И дальше никакого диалога не происходит. Неудобные вопросы забыты и разговор закончен. И как точно подмечает друг Костя в диалоге с Анной, ее спровоцировали на близость в ресторане и отсутствием секса подпустили ещё ближе, укрепляя мысли главной героини, что она Матвею не для секса, ему важнее ее состояние и серьезные отношения.
В этой серии мы видим то, что часто происходит с людьми в реальной жизни. Очень важно замечать, когда человек рядом заставляет вас сомневаться в своем состоянии, устраивает ссору и обвиняет на пустом месте, пропадает, вновь появляется, и в это время у вас внутри множество вопросов без ответов, все сыплется из рук и сильное желание узнать, а что же хотят от меня, что у человека в голове и зачем он все это делает. Если это уже происходит, то надо бежать, либо бежать придется потом, когда будет еще сложнее это сделать. Не надо пытаться такого человека переиграть и разгадать - что вам это даст в конечном результате?