Дворцово-замковый комплекс в Несвиже является достоянием Белоруссии и вторым по посещаемости местом после Брестской крепости. Претерпев немало разрушений и разграблений, замок вновь и вновь восстанавливался силами не одного архитектора.
Дворцово-замковый ансамбль не раз подвергался переделке. Первый деревянный феодальный средневековый замок, появившийся еще в 1520 году, был перестроен в соответствии со староголландской фортификационной и архитектурной системой оборонительных сооружений Николаем Радзивиллом Черным, чтобы тот мог получить княжеский титул. Николай Черный приглашал для строительства замка знаменитых мастеров архитектуры из протестантских кругов, в частности из Голландии. Они и создали на несвижских землях великолепный образец архитектуры европейского Ренессанса. Годом основания каменного замка-дворца можно считать 1582 год, когда Николай Радзивилл Сиротка прибыл после продолжительной учебы за границей в Несвиж, изгнав из владений протестантов.
Николай Сиротка стремился обновить не только замок, но и весь город в целом, создать «в центре Сарматии настоящую Италию...»
По архивным данным, авторство проекта замка принадлежит итальянскому архитектору, монаху ордена иезуитов - Яну (Джованни) Марии Бернардони. Однако в Несвиже архитектор появился только летом 1586 года, поэтому у многих исследователей возникают сомнения по поводу авторства Бернардони. Исследователь Несвижского края Тадеуш Бернатович считает, что авторство проекта замка в Несвиже принадлежит одному из известнейших придворных архитекторов польского короля Стефана Батория, в частности, особое внимание историк уделяет некоему Рудольфино и Герцуло Росиньо. Другие исследователи говорят о том, что зодчим Несвижского замка был выходец из Франции. Что же касается Бернардони, то в архивах сохранились лишь его проекты внутренней отделки замка.
Стремясь создать мощное оборонительное сооружение по последнему «архитектурному» слову, Николай Радзивилл Сиротка уделил большое внимание обновлению фортификации замка, вокруг которого по староитальянской системе насыпали земляные валы, заменяющие каменные стены, вдоль построения вырыли глубокие рвы. На месте замковых башен соорудили низкие, но массивные бастионы, в которых располагалось оружие. Николай Сиротка большое значение придавал этим бастионам, так как они являлись мощным защитным элементом замка.
Следуя архитектурным правилам военного строительства начала XVII века, здание замка в плане имело форму квадрата. В книге «Владельцы старого Несвижа" Метельского есть описание дворца. " ...Сам дворец представлял из себя почти квадратное в плане, размером 43 х 38 локтей (25 х 23 м), трехэтажное здание, по углам которого стояли восьмигранные башни с бойницами. Вдоль длинных сторон здания располагались прямоугольные ризалиты размером 7 х 5,5 м...
... Вход в замок был организован в виде парадного крыльца с двумя лестницами, которые вели на второй этаж ризалита, расположенного на фасаде дворца, откуда открывался вход в сами княжеские помещения…».
В итоге, вся постройка с учетом не только основного здания дворца - центрального корпуса, но и стоящик рядом, практически примыкающих к основному зданию двух корпусов, образавывала так называемое кольцо. В правой части стоял корпус хозяйственного сооружения в два этажа, а с левой стороны находилось здание казарменного типа в три этажа и башней для наблюдения. В центре такого «кольца» находился главный парадный двор, южнее располагался второй двор хозяйственного назначения. Особо примечательно то, что в этом дворике находились специальные насыпные валы, в которых находились конюшни подземного типа, рядом с конюшнями находилась большая яма для медведей.
Второй дворик был небольшой по размерам с необычным названием - Интимный дворик. Предназначение этого укромного местечка, спрятанного между стенами замкового сооружения, было особым - тут князья Радзвиллы не раз делали предложения своим дамам сердца. Пройти в такой дворик можно было только по секретным подземным переходам. Напротив основного корпуса, симметрично, был выстроен каменный вход в виде башни с аркой, через который можно было попасть в тоннель, ведущий в парадный двор. Украшали замок башенки, расположенные по углам сооружения.
После войны со Швецией от замка остались практически только руины, и в 1726 году по указанию владельца Несвижского замка - Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки строение вновь было отстроено. Придворный архитектор Казимир Жданович спроектировал замок в барочном стиле, также ему принадлежит проект часовни, воплощенный в 1740 году. Архитектор предложил надстроить главный дворцовый корпус до четырех этажей и соединить с соседними постройками скульптурными вставками. Кроме того, каменные оборонительные бастионы заменили земляными насыпными укреплениями. Восьмигранные башни в концах здания были накрыты небольшими куполами. В возведении замка принимали участие и другие придворные архитекторы К. Спампани, М. Флорианович, М. Пелетти, А. Лоци, Л. Лутницкий.
В архивных источниках есть информация о том, что спроектированный Казимиром Ждановичем зал в 1747-1748 годах был расписан придворным художником Ксаверием Гесским, в помощниках у которого состояли художники Михаил Скжицкий и Миколаевский. Кроме того, Гесский в сотрудничестве с Леоном Лутницким декорировали зал портретами несвижских Радзивиллов. Немалый вклад в облагораживание замка внесли придворные художники Д. Хески, И. Бланк, Я. Фульхс, а также известный печатник, художник и гравер Томаш Маковский.
Супруга Михаила Радзивилла Рыбоньки Урсула Франциска Радзивилла явилась инициатором открытия в 1740 году в Несвиже придворного театра, вначале крепостного, затем профессионального, впервые на белорусских землях начал действовать стационарный театр Комедихаус, впоследствии ставший прпдворным.
В 1809 году реставрацию замка возглавил архитектор Михаил Цейзик, благодаря этому сохранилась часть старинного интерьера. Гонтовую кровлю заменили железной.
После очередного опустошительного налета на замок во время вайны с Наполеоном многие ценности были вывезены, дворец пришел в запустение. В таком состоянии замок простоял вплоть до конца XIX века. Очередному возрождению замок обязан XIV ординату Несвижа Антонию Вильгельму Радзивиллу и его жене француженке Марие Дороте де Кастелян де Талейран. При них замок вновь обрел прежний величественный облик. Благодаря инициативе княгини в замке сохранилось пышное убранство в стиле барокко, лепнина, позолота на стенах. Кроме того, Мария де Кастелян разбила вокруг дворца пять парков, которые сохранились по сей день: Замковый парк, Старый парк (Озерина), Новый или Марысин парк, Японский парк (Плинтовка) и Английский парк. Над планировкой парков работал местный садовод Андрей Постаремчик, под руководством которого в парке появились породы экзотических деревьев.
Следует прибавить, что благодаря усилиям Марии де Кастелян в замок Радзивиллов возвратились ценности из Эрмитажа, из-под Вильно (современный Вильнюс) вернулась часть оружейной палаты.
В 1945 году в Несвижском замке начал действовать санаторий. В 1960-х годах дворец вновь пострадал: при проведених парового отопления практически все кафельные печи и камины в замке были взорваны.
Лишь в 1998 году Несвижский замок вновь начали реставрировать, возрождать парки. В ночь с 24 на 25 декабря 2002 года центральный корпус Несвижского замка горел, после чего пришлось заново восстанавливать поврежденную пожаром часть дворца.
После двух мировых войн и пожаров замок был неоднократно реставрирован усилиями белорусских и приглашенных художников, архитекторов и реставраторов. Немало ценностей, вывезенных в «смутное», тяжелое время войн было возвращено замку, благодаря чему сегодня можно лицезреть «историю» рода Радзивиллов сквозь призму сохраненного достояния замка.
В 2005 году Несвиж отпраздновал большое событие: Национальный историко-культурный музей-заповедник вошел во всемирное наследие ЮНЕСКО.
Дворцово-парковый ансамбль в Несвиже несет в себе много загадок и тайн. Сама дворцовая постройка с внутренними убранствами в покоях отражает стиль не одной эпохи, начиная с Возрождения, затрагивая вычурное барокко, пряное-рококо и заканчивая архитектурными «вкраплениями» классицизма.
Во время последней реставрации неоценимую помощь в восстановлении замка к открытию музея оказала дочь Альбрехта Радзивилла - Эльжбета Томашевская, предоставившая ценные фотографии интерьеров онца ХІХ — начала ХХ веков, на основе которых шла реставрация. Копии снимков представлены в экспозиции залов библиотеки и архива, оригиналы хранятся в архиве фотодокументов города Дзержинска.
Первыми гостей дворцово-паркового ансамбля встречают металлические въездные ворота, на которых установлен герб рода Радзивиллов, представляющий собой орла с расправленными крыльями и головой, повернутой налево. На груди птицы расположен щит с изображенными тремя охотничьими рогами трубами, повернутыми в противоположную сторону от головы орла.
Попасть во внутренний двор (Замковую площадь) дворцового комплекса, окруженного водяными рвами, земляными валами и бастионами можно через небольшой каменный мост и парадный вход.
Ворота украшает герб Радзивиллов.
Внутренний двор представляет собой довольно обширную прямоугольную площадку вымощенную камнем. На первый план предстает центральный фасад замка, справа и слева соединенный трехэтажные пристройками, в которых и расположены основные княжеские покои.
Для посетилелей в замке открыты тридцать выставочных залов.
Оставив вещи в гардеробе и поднявшись по "черной" лестнице на второй этаж гости попадают в
Княжеский зал (вестибюль)
Первоначально, еще при Николае Радзивилле Сиротке, это по мещение носило название «нижние сени с каморой» и было предназначено для приема гостей. Как правило, с улицы гости попадали именно в эту комнату, от которой отходили две боковые анфилады, ведущие к покоям князя и княгини. Восстановленный по имеющимся старым фотографиям, Княжеский зал как будто вводит посетителей в эпоху Возрождения благодаря массивным сводам, округлым элементам, размеренной симметрии.
Большая парадная лестница закрыта для посетителей. Но если "заглянуть за занавес", то это помещение впечатлит грандиозной росписью на сюжеты из античной мифологии. Со времен Николая Сиротки лестница несколько «дополнилась» только во второй половине XVIII века.
При реставрации было выявлена оригинальная роспись стен, оконных ниш - ветки пальмы и лавра, цветочный орнамент. В росписях стен представлены богини: победы - Ника, зари - Эос, мудрости - Афина.
Фотографию лестницы во всем ее великолепии нашла в свободном доступе во всемирной паутине.
Проходной зал, салон и спальня княгини относятся к так называемой «женской половине» дворца. Первоначально комнаты использовались как помещения для княжеских детей. В середине XVII века здесь находилась «девичья изба», а с середины XVIII века - кабинет и спальня княгини, украшенные картинами.
Воссозданный интерьер женской половины сформировался в конце XIX века. До наших дней сохранились оригинальные печи, камин и, частично, панели на стенах. Спальный гарнитур, представленный в экспозиции, был изготовлен специально для виллы Радзивиллов на Средиземноморском побережье.
Бывший салон княгини в XVII веке использовался в качестве передней женской половины. Современный вид бывшего зала княгини был воссоздан на основе имеющихся старых фотографий. Салон княгини оформлен в стиле неоклассицизма в мягких белых и голубоватых тонах с аккуратной лепниной, карнизами, панелями.
Сохранившийся камин украшен гербом Радзивиллов.
Посреди комнаты стоит довольно необычный предмет интерьера - кресло-близнецы, созданное специально для влюбленных пар, так как даже при ссоре у влюбленных, сидящих в этом кресле, есть все шансы примириться. Сидения соединены между собой таким образом, что отвернуться друг от друга практически невозможно.
Перейдя на "мужскую половину", гости попадают в Звездный зал
Это помещение упоминалось в архивных источниках как «нижняя столовая изба». B XVII веке комната была оборудована эркерами, а также отдельным выходом в Южную галерею. К середине XVIII века, в период ординации Михаила Казимира Рыбоньки и его жены Урсулы Радзивилл, помещение перешло в пользование княгини в качестве передней и стало именоваться Комната со звездой из-за причудливой лепнины на потолке в виде большой восьмиконечной звезды.
По преданию, такая звезда символизировала плодородие и созидание, а также являлась одним из символов Вифлеемской рождественской звезды. В XIX веке зал был заново переоборудован и приобрел современный вид. Потолок покрыли позолотой, которая, оттеняя звезду, делала ее ярче, также была сооружена печь с прорисованным изображением герба «объединение родов» Радзивиллов - Вишневецких.
В первой половине ХХ века при управлении предпоследнего ордината несвижской линии Альбрехта Радзивилла, зал был переконструирован по основам неоклассицизма и официально стал именоваться Звездным, предваряя вход в покои князя.
Следующие две комнаты - Кабинет и спальня князя
Впервые кабинет упоминается в XVII веке, когда замок принадлежал ординату Пане Коханку, в качестве приемной для важных гостей. В инвентарной книге 1767 года содержатся сведения об интерьере комнаты, в которой находился большой шкафный камин, стены были отделаны кармазинным плисе в золоченных рамках.
Восемь светильников из никелированной меди освещали кабинет князя. С течением времени планировка кабинета не раз изменялась из-за того, что становилась временным покоем княгини или «пристанищем лазаретом" для тяжелобольных. Во второй половине ХІХ веке кабинет отошел в пользование чиновников управляющих князя Антония Радзивилла. Современный вид кабинета отвечает всем канонам неоклассицизма. Комната обставлена, исходя из воспоминаний дочери Альбрехта Радзивилла, который использовал этот покой в качестве кабинета, оборудованного большим деревянным письменным столом, удобным кожаным диваном, облицованной керамикой печью.
Оформление интерьера выдержано по правилам классицизма в строгих тонах и симметрии.
Центральное место в княжеской спальне занимает кровать XVII века, изготовленная западноевропейскими мастерами из ценных пород - лиственницы и эбенового дерева. В интерьерах комнаты сохранились оригинальные деревянные панели, лепнина, печи конца XIX века.
Великолепный Каминный зал, как и большинство других, воссоздан по имеющимся старым фотографиям, в том виде, в каком он был в конце ХІХ — начале ХХ веков.
Зал украшает ряд портретов династии Радзивиллов.
В середине XVII века зал был частью галереи, которая вела из дворца в «каменицу». В XVIII веке он использовался для демонстрации художественных произведений, здесь находились картины на различные сюжеты, скульптуры, портреты гетманов Великого Княжества Литовского. В конце XIX века зал приобрёл свой современный облик. Здесь часто проходили официальные приёмы и обеды. В Каминном зале сохранилось немалое количество оригинальных предметов интерьера, среди которых курульные кресла, большой камин ХІХ века, украшенный фамильным гербом, печи, панельная обшивка XVIII-XIX веков с инкрустацией, на которой нет ни одного повторяющегося узора.
В XVII веке Малая столовая зала использовалась в качестве комнаты для гостей. Позже она было украшено мозаикой и пприобреа представительские функции. Функции малой столовой зал стал выполнять в конце XIX века. Тогда же его стены были обшиты деревянными панелями и украшены портретами знаменитых представителей рода. Во времена последних Радзивиллов в этой комнате собиралась за столом княжеская семья. Свою функцию зал сохранил и в советский период. Он был одним из трёх столовых помещений санатория «Несвиж». Вместо портретов стены украшали нейтральные пейзажи.
Белый бальный зал, являющийся частью Каменицы, — гордость несвижского замка, обращает на себя внимание своей изысканностью, даже филигранностью деталей интерьера, выполненного в белых и мягких голубых тонах с ясным ощущением простоты, гармониии, симметрии форм.
В XVI - XVII веках зал был частью гостевых апартаментов. Приглашенный архитектор Ян Ельский в 1830-х годах отреставрировал декоративные элементы зала: лепнину, мозаики.
В середине XVIII века VIII ординат Несвижа Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька перепланировал его, и покой приобрел парадный вид. Новая реставрация и отделка зала, проведенная в конце ХІХ века «превратила» интерьер зала в образец неоклассицизма. В 1882 году инициативу по реставрации замка, и, естественно, Бального зала взяла на себя Мария Дорота де Кастелян, которая старалась восстановить вид покоя по уцелевшим изображениям. Интерьер уже отреставрированного Бального зала дополнил позолоченный салонный мебельный гарнитур, декорированные тканью стены, белые гипсовые скульптуры.
Позже он использовался как светский салон, где также проходили музыкальные и театральные вечера. Название «бальный» закрепилось за залом в начале прошлого века. В советское время он был одним из трёх столовых помещений санатория. До наших дней сохранились оригинальные колонны из искусственного мрамора, панели на стенах, лепнина.
По воспоминаниям Эльжбеты Томашевской, зал, в первой половине ХХ века, именовался Бальным. В этом помещении единственное, что не подверглось разрушению во времена войн — это панели, лепнина, колонны коринфского ордера.
Классические очертания залу передают симметрично расположенные предметы интерьера: зеркала, над каждым из которых находится радзивилловский герб, печи, на месте которых ранее, по «свидетельству» сохранившихся фотографий, располагались белые каменные бюсты. Теперь в зале представлены копии бюстов Радзивиллов: Антония и напротив - его близкой родственницы, на месте которой, по-видимому, должен был быть утерянный «облик» Марии Дороты. На правой стороне стены находится портрет молодого ордината Несвижа — князя Доминика Радзивилла - и это единственное, что нарушает симметрию зала. По центральной линии Бального зала располагаются великолепные золоченые люстры, а также привезенные на заказ антикварные позолоченные часы.
Судя по небольшой площади, Бальный зал был рассчитан на небольшую компанию. Как правило, бал начинался с полонеза - польского торжественного танца, на котором танцевали преимущественно гости почтенного возраста. Затем молодежь танцевала более интимный танец - вальс, пока остальные гости отдыхали. Третьим обязательным танцем была польская мазурка. В наши дни в Бальном зале нередко устраиваются костюмированные балы.
Предназначение Гетманского зала было в так называемой демонстрации воссоединения двух древних магнатских родов - Радзивиллов и Вишневецких, союз которых начал процветать, начиная с правления Николая Радзивилла Сиротки, женившегося на Эльжбете Евфимии Вишневецкой. Затем эту «традицию» продолжил потомок князя - Михаил Радзивилл Рыбонька, взяв в жены Франциску Урсулу Вишневецкую. Некоторое время зал даже назывался «залом Вишненецких». Гетманский зал был украшен художественной росписью и портретами Радзивиллов, Вишневецких, а также гетманов Великого княжества Литовского.
Союз Радзивиллов-Вишневецких отражен на объединенных гербах, расположенных на потолке и над входными дверями.
Во время войны с французами портреты из зала были спешно вывезены в Россию. Спустя полвека, Мария де Кастелян Радзивилл создала на месте этого зала большую библиотеку, а в начале ХХ века помещение стало использоваться в качестве Охотничьего. Современный вид Гетманского зала соответствует канонам неоклассицизма. В оформлении зала отражена военная тематика, также он используется в качестве конференцзала.
Назначение помещений, носящих название Коллекционные кабинеты "Слуцкие пояса", постоянно менялось. Долгое время здесь находились жилые комнаты для гостей дворца, затем - комнаты княгини. Позже эти помещения приобрели представительские функции. Здесь висели гобелены и батальные картины, которые должны были демонстрировать воинские достижения Радзивиллов, величие рода и его приближенность к монархам. После войны 1812 года комнаты, как и весь дворец, приши упадок и были отремонтированы только в конце XIX века. Сегодня здесь экспонируется коллекция кунтушовых понсов слуцкого типа.
Рядом расположен один из самых больших залов дворца - Золотой зал. Во времена ординации Николая Радзивилла «Сиротки» этот зал именовался «столовой избой», где располагалось большое количество портретов как самих Радзивиллов, так и союзных родов - Шидловецких, Воловичей, деятелей Речи Посполитой. В конце XVII века, как упоминалось в архивных данных, в зале имелись всего лишь глазурованная печь, пара дверей из дуба и белый панельный потолок. При ІХ несвижском ординате Кароле Станиславе Радзивилле помещение реконструировали: более чем на метр увеличили высоту потолка, который вместе со стенами был украшен причудливыми изысканными узорами, обработанными сусальным золотом, от чего и пошло новое название.
В зале какое-то время располагались вдоль стен радзивилловские "сокровища" - металлические рыцарские доспехи. В конце ХІХ века после наполеоновской войны зал вновь реконструировали.
С тех пор интерьер покоя отвечает требованиям эпохи позднего барокко: позолоченная расписная лепнина, ощущение пространства благодаря высоким потолкам, помпезность, золоченный карниз, «монументальные» пилястры.
Нынешний интерьер восстановлен в стиле XVIIII века.
Начало коллекционированию минералов, часть которых представлена в Коллекционных кабинетах «Минералы», «Нумизматика и фалеристика», положил Михаил Радзвилл Рыбонька в начале XVIII века. Коллекция настолько была необычна и разнообразна, что часть ее по просьбе иезуита Томаша Жебровского была передана в учебный кабинет. Нумизматическую коллекцию собирали практически все поколения радзивиловского рода.
В середине XVII века комнаты были частью жилых и парадных апартаментов княгини с довольно скромным интерьером - изразцовая печь, деревянный стол, стул. Позже использовались как парадные залы. Стены были частично покрыты золотом, украшены картинами и гобеленами. В описаниях XIX века, когда дворец переживал упадок, фиксируется гнилой паркет, повреждённый камин и другие разрушения. К концу того же века комнаты были частично отремонтированы, но практически не использовались.
В первой половине XVIII века Охотничий зал использовался в качестве проходного к часовне. В конце того же века было переоборудовано в портретную галерею гетманов Великого княжества Литовского.
Как и в других помещениях замка, реконструировали интерьер, опираясь, прежде всего, на фотографии, предоставленные Эльжбетой Радзивилл. На некоторых фотографиях ее отец князь Альбрехт с семьей изображен в этом зале на фоне охотничьих трофеев, добытых незадолго до съемки.
Все Радзивиллы славились своим особым пристрастием к охоте. Теперь в Охотничьем зале, находящемся на третьем этаже основного корпуса, размещается галерея снимков хозяев замка на охоте, а также чучела медведей, глухарей, куропаток. В специальных оружейных шкафах хранятся оригиналы немецких и французских охотничьих ружей.
Помимо этого, в зале располагается бильярдный стол фирмы Brunswik, сделанный в 1896 году. Бильярд был любимым занятием Радзивиллов. Во время Второй мировой войны, когда немецкие войска спешно отступали, была попытка вывезти и этот стол, но спас экспонат, как ни странно, его немалый размер, не позволявший вынести стол через двери.
В Коридоре, ведущем в Театральный зал, представлены копии театральных машин, которые использовались в XVIII веке.
В 1746 году княгиня Франтишка Урсула Радзивилл поставила свою первую пьесу «Остроумная любовь». С этой даты берёт начало история придворного театра. Первые спектакли играли под открытым небом, а в 1748 году во дворце был оборудован специальный зал с подвижной сценой. Местными художниками-мастерами Николаевским, Гесским, Скшицким зал был расписан в стиле классицизма с вкраплениями элементов рококо.
В 1784 году в этом Театральном зале прошёл бал с участием короля Станислава Понятовского, после чего он стал называться Королевским. Княгиня неоднократно ставила тут свои пьесы, а также переведенные пьесы западных драматургов. При князе Радзивилле Пане Коханку театр значительно был расширен. Ныне помещение представляет собой великолепный светлый просторный зал с изысканной лепниной на потолке. В зале стоит белый рояль чешской фирмы PETROF. Театральный зал служит для проведения торжественных мероприятий.
Из следующей небольшой комнаты, украшенной красными полотнищами и "орлами" Радзивиллов, мы попадаем в
Арсенал замка
По архивным данным, арсенал был создан на рубеже XVI-XVII веков, и помещение использовалось поначалу в качестве мастерской по созданию оружия. Несвижская людвисарня (оружейная мастерская, в которой изготавливали огнестрельное оружие и артиллерию) для обороны замка отливала пушки, которые славились не столько своим превосходным боевым качеством, сколько художественным оформлением.
Начиная с конца XVI века при князе Николае Радзивилле Сиротке для замка было отлито около двух-трех десятков пушек. Во время шведского вторжения арсенал подвергся практически полному уничтожению, и лишь в XVIII веке общими усилиями он был восстановлен. Современный арсенал представляет относительно небольшую коллекцию оружия, среди которого имеются копии пушек, отлитых в людвисарне: «Цербер» и «Виноград», и огнестрельное оружие: пистолеты, ружья, мушкеты, частично рыцарские доспехи, военные барабаны, гаковницы.
Небольшая тёмная комната представляет собой своеобразный выставочный зал. Здесь представлена единственная сохранившаяся люстра из замка, предметы несвижских мануфактур, а также вещи, найденные комиссией, работавший в усыпальнице Радивиллов.
На одной из стен зала представлен фото отчёт о работе комиссии в 2016-2017 годах. Было вскрыто 11 саргофагов (всего в усыпальнице 70 саргофагов), индентифицированы 8 тел и извлечено 99 предметов, среди которых одежда, обувь, награды.
На одной из стен представлены труменные портреты. Их заказывали специально и своей формой они напоминали форму гроба.
Помимо отдельных молельных часовенных помещений для князя и княгини, в замке имеется более крупная Часовня, созданная придворным архитектором К. Ждановичи по инициативе набожного Михаила Радзивилла Рыбоньки. Она расположена в Восточной галереи.
В 1758 году в центральной части мраморного алтаря располагалась копия чудотворной иконы Божией Матери Лоретанской. Стены часовни частично сохранили старую мозаику.
В часовне и сейчас проводятся службы.
На втором этаже замка находятся Залы частных коллекций
В описаниях середины XVII века на втором этаже восточной галереи упоминается коридор, который соединял комнаты княгини с так называемым «круглым залом», который позже был включен в объём часовни.
В середине XVIII века коридор был расширен до современного объёма, тогда же появились три комнаты, которые использовали в качестве детских. В конце XIX века в этих помещениях работала бухгалтерия Главного управления радзивилловских имений. Сегодня залы используются для демонстрации коллекций стекла, серебра и фарфора.
Несвиж имеет большую ценность как архитектурный и исторический памятник, так и уникальный природный уголок. Национальный историко-культурный заповедник «Несвиж» офи- циально был основан после распада Советского Союза 2 июля 1993 года. И только в 1997 году комплексу присваивается статус музея-заповедника. Начавшийся в это время процесс очередной реставрации замка завершился лишь в июле 2012 года. Главной деятельностью музея-заповедника является собирание и сохранение коллекции, на основе которой ведется научно-исследовательская работа, а также просветительская деятельность, проведение не только выставок, но и организация представлений, «возрождающих» историческое прошлое Несвижа. Культурно-массовые мероприятия, среди которых наибольшей популярностью пользуются костюмированные балы, выступления различных коллективов, а также театрализованные представления, например, «Пане Коханку» или «Путешествие Радзивилла Сиротки в Италию», рассказывающие об истории замка в арт-форуме «Театр Уршули Радзивилл», проводятся не только в стенах самого замка, но и на парковой территории.
Музейное достояние Несвижа, конечно, не восполняет весь «арсенал» прошлого, когда в замке находились роскошные оружейная, золотая, мраморная, гетманская, библиотечная, картинная, портретная галереи, из которых в двух последних насчитывалось более тысячи художественных полотен, в библиотеке - более двадцати тысяч изданий. Не менее ста пятидесяти портретов насчитывалось в радзивиловской картинной галерее, часть из которой была расформирована в музеи Беларуси, а остальные нашли свое место в польских, российских, литовских музеях.
Несвижский дворцово-парковый ансамбль - это уникальное место с многовековой историей ординации Радзивиллов. Музейные реликвии замка хранят в себе память о годах расцвета и упадка в жизни Несвижа и его хозяев.