-Ты ведь знаешь, что случается с маленькими девочками, которые не слушают взрослых? Знаешь, что за неповиновением следует наказание, да? Тебе же говорили родители, не надо ходить по заброшкам, может случиться что-то плохое…
Таня зажмурилась. Она думала, что будет весело побегать в недостроенном здании вместе с подружкой Настей. Думала попрыгать на лестнице без перил, залезть на крышу и только потом отправиться домой. Родители ведь на работе, они ни о чем не догадаются. Это только ее тайна, ее и Насти. А мамам и папам этого знать не стоит.
Но все пошло совсем не так с самого начала.
Подруги только подошли к заброшке, как заметили возле неё девочку, чуть постарше их самих. Представилась она Марфой.
Имя у неё какое-то… Да и не видели они эту девчонку никогда раньше. Ни в школе, ни во дворе. Может, в гости к кому-то приехала? Или заблудилась? И почему она здесь одна? А вдруг кто-то из друзей Марфы прячется неподалеку, чтобы напугать еще сильнее?
-…А если родители тебе все сказали, зачем вы сюда пришли? - театрально-загробным голосом спросила Марфа.
-Хватит нас пугать, Марфа. Ты же сама сюда пришла. Тебе, получается, можно, а нам нельзя? - Настя взяла за руку Таню и потянула за собой, - все, мы уходим.
-Хотите, я расскажу, почему этот дом бросили недостроенным? - вкрадчиво спросила Марфа, теребя в руках небольшой прутик.
-Денег нет, да? - тихо отозвалась Таня, ведь родители ей так и сказали.
-Тут произошло кое-что. Странное и страшное. Хотите знать?
Голос Марфы словно убаюкивал подруг. Они, не сговариваясь, подошли ближе и уселись рядом с новой знакомой прямо на бетонную плиту.
-Много лет назад на месте этой заброшки стоял частный домик. Совсем как те, что за пролеском, на другой стороне дороги. И жили в этом домике бабушка и внучка, назовем ее… Маша. Как-то к ним пришли двое мужчин. Они предлагали семье переехать, продать им свой дом. И деньги обещали хорошие. На них можно было бы купить уютную квартиру. Но бабушка была непреклонна…
МНОГО ЛЕТ НАЗАД
-…Да что мне за дело до вашего строительства? Вон, сколько земли, там свою многоэтажку возводите. И пусть глупые людишки туда селятся и живут, как муравьи. А у меня птиц полно! Как я их с собой заберу? Куда, в квартиру? - старуха выгнала гостей за ворота и собиралась закрыть за собой калитку, но один из мужчин остановил ее.
-Послушайте, это в ваших же интересах. Ваша хибарка на ладан дышит. А так внучке в наследство достанется нормальная недвижимость. Есть прекрасный семейный квартал недалеко отсюда. Там и школы, и больницы, и торговый центр. Все, что нужно подрастающей девочке. Как она сейчас добирается до школы? Пешком?
-Она не ходит в школу. У нее полно домашних дел. Мне за хозяйством смотреть тяжело. Так что это ее обязанность, - стиснув кулаки, прохрипела старушка.
В этот момент из-за сарая выглянула бледная девочка с длинными волосами. Она была одета в старое пальто, которое, похоже, досталось ей от бабки. На ногах огромные резиновые сапоги, а в руках грабли.
-Бабушка? – тихонько позвала девочка.
-Марш отсюда, Машка! - прикрикнула старуха.
-Я хотела сказать, что птиц уже покормила.
-Тогда иди банки мой! – не поворачивая головы, приказала бабка.
-Зачем вам банки? – глупо улыбнулся один из гостей, - осенние заготовки будут?
-Ага. Что-то вроде… Я домашнюю тушенку делаю. Птиц у нас много, я же сказала, - сверкнула глазами старуха, захлопнув калитку перед мужчинами.
А эти двое переглянулись и пошли обратно к машине. Возвращаться к руководству с плохими новостями никто из них не хотел. Место для строительства нового дома утверждено. Двигаться в сторону никак нельзя. Да и когда на кону миллионы, никто не будет брать в расчет странную семейку, проживающую здесь в старой хибаре.
-Я думал, все будет проще, - сказал один из мужчин, заводя машину, - ведь для них переезд это объективно лучший выход.
-Бабка сумасшедшая. Внучку в школу не пускает. Ты видел, какая девочка испуганная? Надо в опеку звонить. У меня там есть знакомый. Подсобит с этим. Ну и если бабка не захочет расставаться с внучкой, то переезд не минуем.
Но через неделю знакомый из опеки принес неутешительные новости. Внезапно нагрянувшая проверка не нашла ничего плохого и хоть чуть-чуть подозрительного. Бабушка встретила незваных гостей с улыбкой, накормила курником и напоила сладким чаем. Рассказала, что внучка Машенька на домашнем обучении из-за болезни. Но в школу она иногда наведывается, чтобы контрольные сдавать и в библиотеку.
Сама же старушка имеет неплохую пенсию и еще очень бодра, так что с ребенком она справляется на отлично. Да и Маша довольная, спокойная и умненькая девочка.
-Не верю, что прицепиться не к чему! А даже если и так, то можно что угодно за уши притянуть. Я же тебе сказал, что деньгами не обижу, надо просто устроить так, чтобы девочку забрали. Временно! Пока мы свои дела с бабкой порешаем, пусть эта Машенька в приюте поживет.
-Ну… Это не в моих силах. Ты же знаешь, какой у меня начальник, - знакомый из опеки только пожал плечами, - идейный. Он бесплатно готов работать, лишь бы все лучшее детям. Прости! Тут без меня.
-Да эта бабка ведьма какая-то… Что она в чай твоим людям подмешала? Я видел своими глазами, как она с внучкой разговаривает. Там, наверняка, и побou, и нaказанuя, и еще может что похуже… Ну, ладно. С этим не сложилось, я что-то другое придумаю.
И придумал. Отправил к бабке свою секретаршу. Ведь женщине легче найти общий язык с таким персонажем. Но старуха снова не стала слушать. Сказала категоричное нет и отправила гостью за порог.
-А что я еще могу? На крайности не хотелось бы идти, - мужчина из строительной компании опять обсуждал проблему с помощником.
-Можно устроить кое-что. Только это не совсем… правомерно. Однако сразу поставит мозги на место.
-Без криминала, - решительно отказался мужчина, - хотя… Что конкретно ты имеешь в виду?
-Старуха говорила, что у них кур много. Живут птицы, наверняка, в небольшом сарайчике, из которого вышла девочка. Он стоит поодаль от дома. Я, конечно, не специалист, но в случае чего… в случае чего огонь не должен на сам дом перекинуться.
-Напугать хочешь их? Мол, смотрите, что можем… Ну а потом снова к ним, да? Дескать, птички ваше тю-тю, ай-ай-ай, нам очень жаль. Но теперь-то будет сподручнее переехать.
Так и решили. И сразу нашелся один парнишка, который за небольшое вознаграждение обещал все устроить в лучшем виде. Темной, ветреной ночью он прокрался в сарай. Потревоженные птицы хлопали крыльями и копошились на своих местах.
Чтобы не устраивать сильный шум, парнишка не включал фонарик, двигался медленно и плавно. Он аккуратно разложил на полу пропитанные розжигом тряпочки и только потом зажег спичку. Пламя осветило птиц и… испуганное лицо Маши.
-Что вы делаете? – прошептала девочка, поднимаясь на ноги.
-А ты? – выдохнул парень и спичка погасла.
-Я тут сплю. За своими птицами смотрю. Бабушка утром тушенку будет делать. А мне их так жаль, хочу рядышком побыть…
Парень снова потянулся за спичкой. Он точно помнил, что огонек от первой осветил не только Машу и но пернатых. Но это были не курицы. Эти птицы черные.
Зашипела сера на спичке, огонек взметнулся вверх. Парнишка неслышно ахнул. Вокруг него были большие, блестящие вороны. Их глаза-бусины сердито смотрели на непрошенного гостя. От неожиданности парень выронил спичку. Она упала и тут же занялся большой огонь.
Парень успел выскочить из сарая и, боясь, что его лицо видела Маша, подпер дверь толстой деревяхой, валявшейся рядом.
Птицы каркали так громко, что, казалось, проснулся весь город. Маша кричала и пыталась открыть дверь. Но пламя было быстрее ее.
Бабка, выбежавшая на крик внучки, помочь не смогла. Она сама надышалась дымом, и врaчи были бессильны.
Так что очень скоро на месте странного дома, где вместо кур держали ворон, началась стройка.
Рабочие, правда, рассказывали бригадирам, что тяжело дело идет. Птиц очень много. Они, совершенно не боясь людей, садятся на технику, даже нападают, царапая острыми когтями оранжевые каски рабочих. Бывало, что птицы медленно, очень неестественно, идут вслед за кем-то. Будто преследуют, загоняют в угол, а там налетают целой стаей.
Несчастныe случаи стали здесь не редки.
И вот однажды на стройку наведался мужчина, который когда-то видел здесь старый дом и говорил, уговаривал его хозяйку съехать. Он с довольным видом обошел все, собрал вокруг себя народ и громко и отчетливо сказал:
-Ничего странного и сверхъестественного не происходит. Птицы как птицы. Обыкновенные вороны. А вы люди! Не они должны нападать на вас, а вы на них. Камнем их, понятно? Арматуриной! В цемент!
На этих словах в воздух поднялась стая ворон. Они будто ждали, притаившись где-то неподалеку. С громогласным карканьем птицы обрушились единой массой на оратора. Строители бросились врассыпную.
Через полчаса на месте говорящего не осталось даже следа. Ни костoчки, ни капельки крoви, ни ниточки. Ничего не было. Будто и не было этого человека вовсе.
А вороны, рассевшись на деревьях, технике, земле, строительных плитах, хищно и сыто поглядывали на испуганных людей.
Кто-то бросил в стаю камень. Но ни одна птица не пошевелилась. И лишь спустя время на том месте, где стоял несчастный, показалась полупрозрачная фигура девочки. Ее печальные глаза оглядели птиц, и она поманила их за собой. Вороны взлетели в небо и будто бы подхватили с собой призрачную девочку.
***
Марфа торжествующе посмотрела на испуганных подружек, продолжая вертеть прутик в руках. Девочки переглянулись, и Настя, откашлявшись, сказала:
-В черном-черном городе жили черные-черные птицы… Ты такими сказками первоклашек пугай. Мы уже вышли из этого возраста.
-Ворон тут до сих пор много, - загадочно улыбнулась Марфа, - после того случая они никуда не делись. Продолжали нападать. Поэтому пришлось прикрыть стройку. Теперь здесь заброшка, где все так же живут черные птицы… Говорят, что того мужчину так и не нашли. Однако тут часто видят ворон, которые выискивают косточки в развалинах и складывают их в кучки.
-А ты откуда это все знаешь? – Тихо спросила Таня.
Марфа лишь загадочно улыбнулась, убрав длинные волосы за спину.
Таня и Настя снова испуганно переглянулись и перевели взгляд на недостроенный дом. На глаза им попалась большая черная птица. В ее клюве была кость. Ворон сидел на втором этаже, в оконном проеме. Когда он заметил любопытных подруг, то спланировал прямо к ним. Приземлился рядом с Марфой и положил кость рядом с ней.
-Что-то странное происходит на этой заброшке, вам не кажется? – Марфа протянула руку и погладила птицу по блестящим перьям.
Таня и Настя вскочили с места и бросились подальше от стройки. Вернуться сюда они захотят еще не скоро, если вообще захотят. Марфа поднялась на ноги и потянулась. Ворон громко каркнул и повернул голову.
-Ловко, как обычно. Пугать детей у тебя получается лучше всего. Нарассказывала им сказок- страшилок и довольная.., - произнесла птица, - что, косточки затекли в таком маленьком теле?
Марфа обернулась вокруг себя, щелкнула пальцами и превратилась в молодую девушку с пышными рыжими волосами.
-Ох, ну а как еще? Говорят им родители, говорят. А толку? Все равно ходят и ходят! Руки, ноги ломают. Да и нарваться в этих заброшках можно на кого угодно. Так что мои придуманные истории очень к месту!
-А так ты их интерес только подогреваешь, - недовольно прокаркал ворон.
-Ничего… Если сюда ходить продолжат, чтобы с признаком встретиться, то хоть аккуратными будут. Тихонечко, медленно… Орать, носиться между арматурин не станут. Ну… как бы дань уважения погибшей… Так что спасение детей у меня получается лучше всего… Ладно, что у нас там по списку?
-На другом конце города гаражный кооператив закрыли уже полгода как. Сами гаражи стоят, никто их не трогает. Подросткам очень полюбилось это место. Но вот собак там расплодилось… Вчера двух пареньков оттуда увезли. Одного покусали, второй ногу сломал, когда с крыши навернулся, убегая от псов.
-Живы хоть? - Марфа тревожно посмотрела на ворона.
-Псы не знаю… Мальчишки в порядке. Родители зато на кoрвалолe вторые сутки…
-Тогда летим!
Марфа вытянула руку с веточкой перед собой, топнула ногой и щелкнула пальцами. И маленький прутик тут же превратился в добротную метлу. Девушка ловко уселась на неё и поднялась в воздух. Следом за ней летел её верный помощник. Ну а через пару минут силуэт ведьмы растворился в прохладном вечернем воздухе.
~~~
НАВИГАЦИЯ КАНАЛА