Найти в Дзене
Bigcity.art

Что не так с новым сериалом «Преступление и наказание»

Новый сериал ждали все! Там ведь целая плеяда молодых звезд: Иван Янковский, Юлия Снегирь, Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Алёна Михайлова, плюс режиссёр зарекомендовал себя уже в других сериалах («Топи», «Внутри убийцы»), да и как испортить классическое произведение? Но вот мы посмотрели первые серии, и в голове единственная фраза: «Не верю». Разбираемся, почему «Преступление и наказание» не оправдало надежд. Причина № 1. Раскольников не герой нашего времени Герой — студент юридического факультета (в сериале он учится на бюджете), который бросает учёбу из-за отсутствия денег. Нужда — его постоянная спутница. Вместе с тем, работать Родион не хочет, потому что всё равно будут платить копейки. Конечно, и в XIX веке мотивация Раскольникова была непонятна: в романе даже служанка героя интересуется, почему тот не работает. Но сегодня, на фоне победившего капитализма и культа достигаторства, недоумение усиливается. У него нет проблем с документами, он здоров, ему помогают финансово мама


Новый сериал ждали все! Там ведь целая плеяда молодых звезд: Иван Янковский, Юлия Снегирь, Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Алёна Михайлова, плюс режиссёр зарекомендовал себя уже в других сериалах («Топи», «Внутри убийцы»), да и как испортить классическое произведение? Но вот мы посмотрели первые серии, и в голове единственная фраза: «Не верю».

Разбираемся, почему «Преступление и наказание» не оправдало надежд.

Кадр из сериала "Преступление и наказание"
Кадр из сериала "Преступление и наказание"

Причина № 1. Раскольников не герой нашего времени

Герой — студент юридического факультета (в сериале он учится на бюджете), который бросает учёбу из-за отсутствия денег. Нужда — его постоянная спутница. Вместе с тем, работать Родион не хочет, потому что всё равно будут платить копейки.

Конечно, и в XIX веке мотивация Раскольникова была непонятна: в романе даже служанка героя интересуется, почему тот не работает. Но сегодня, на фоне победившего капитализма и культа достигаторства, недоумение усиливается. У него нет проблем с документами, он здоров, ему помогают финансово мама и сестра. Где сочувствовать герою? В чём его внутренний конфликт?

Причина № 2. Визуальные штампы

Где-то мы это уже видели. Русскую хтонь и огромные стены, подчёркивающие своими размерами слияние маленького героя с бесконечным вечным, — почти в каждом фильме современного отечественного инди-кино.

-2

Говорящий стритарт — у Александра Ханта. Фланирование по Петербургу с многозначительным выражением лица — у Балабанова. Небрежность героя в одежде, ведь он не такой, как все, — у любого местного душнилы. Выстроить баланс на грани оммажа и штампа создатели сериала не смогли, всё-таки свалились во второе.

-3


Причина № 3. Не та эпоха

Сценаристы перенесли действие в XXI век, сохранив диалоги из XIX века. Это интересный приём, которым можно показать, что времена меняются, а проблемы остаются те же. Но здесь он не работает, потому что задачу сценаристы поняли слишком буквально.

-4

В итоге Свидригайлов бесится, что не может раздавить скорлупу целомудрия Дуни, Мармеладову, которого сбила машина, не могут вызвать скорую, потому что «у него нету страховки», и все поголовно заканчивают слова буквой -с.

Причина № 4

Просто плохое исполнение. Отвратительные монтажные склейки, ошибки по свету в операторской работе, непродуманный сценарий, провалившаяся претензия на постмодерн, а главное — некачественная режиссура, из-за которой даже талантливые актёры не раскрывают мотивов героев.

-5

Ладно, в сериале есть положительный момент. Это саундтреки. Особенно хорош кавер барнаульского музыканта Жени Трофимова на песню «Во французской стороне». А ещё к сериалу отдельную песню «Преступление и наказание» написал Антоха МС.

И ждём выхода второй части. Возможно, наше мнение поменяется.

Текст: Дарья Дякина