📍Египет, Сирия
А у нас новый рекорд!
Самая дорогая в мире лампа продана на ноябрьском аукционе Bonhams по цене 5,1 млн фунтов.
С середины 1800-х г. лампа принадлежала французскому коллекционеру Charles Schefer.
В 1906 г. она стала частью коллекции армянского аристократа Boghos Nubar Pasha, сына первого премьер-министра Египта. С тех пор она передавалась в его семье из поколения в поколение. Кстати там лампу считали просто красивым элементом декора и использовали как вазу для сухих цветов.
Редкость, хрупкость и высокое качество этого предмета в сочетании с впечатляющим происхождением делают его одним из самых важных образцов исламской стеклянной посуды.
Такие масляные лампы из эмалированного стекла использовали в мечетях мамлюкского султаната XII-XVI в. Они считаются одними из самых технически совершенных, образцы высочайшего качества производства стекла и эмали Египте.
В частности, сотни подобных стеклянных светильников украшали мавзолеи, медресе, помещения дворца, престижных зданий.
Но главное – мечети, например, знаменитую мечеть султана Хасана, поэтому чаще всего их так и называют «светильники для мечетей».
Лампы должны были ярко сиять, освещая божественный свет Бога и верховную власть султана, которому дали божественное разрешение на правление.
Первоначально эти лампы содержали небольшой стеклянный сосуд, обычно блюдце или трубку, в котором хранилось масло и фитиль.
Потом лампы начали меняться, получили расширяющееся горлышко, широкий шарообразный корпус со стеклянными ручками.
С их помощью она могла подвешиваться к потолку на металлических цепях. Поверхность сосуда стали украшать цветной эмалью (изготовленной из измельченного цветного стекла) красного, синего, зеленого, белого и золотого цветов. Вдоль горлышка и корпуса стали располагать арабские надписи, в том числе аяты из Корана, а также имя и титулы султана.
Например, можно найти такую надпись:
Аллах – свет небес и земли,
подобие его света подобно фитилю,
в котором горит огонек,
свет в стакане,
который подобен сверкающей звезде.
Исламское эмалированное и позолоченное стекло было самым ценным видом исламской стеклянной посуды, оно производилось почти исключительно в Египте и Сирии времен Айюбидов и Мамлюков XIII и XIV в. Стеклодувы объединили технологии выдувания стекла, которые использовались со времен Римской империи, с новыми техническими достижениями в области эмалирования и позолоты.
Стеклодув сначала собирал массу расплавленного стекла на выдувной трубке, придавая ей нужный размер и форму. Пока стекло было ещё податливым, его переносили на специальный железный стержень, чтобы можно было добавить доп. элементы. Как раз ножку и ручки. Далее художник-декоратор добавлял надписи и узоры. Он смешивал золото и эмали со связующим веществом (гуммиарабик), нанося его на сосуд кисточкой или тростниковым пером.
Сложность заключалась в процессе обжига. Чтобы золото и эмаль расплавились и соединились со стеклянной поверхностью, их необходимо было нагревать при высоких температурах. Средневековые эмали имели такую же или более высокую температуру плавления, чем стекло, а это означало, что эмальщики рисковали деформировать саму лампу в процессе обжига. Да и каждый цвет имел разные химические свойства, требующие разной температуры обжига.
На старинных лампах можно отыскать медальоны с гербом (символом) султана Хасана — круглым щитом, разделенным на три части и надписью «Слава нашему господину султану». По размерам и сложности отделки светильники для мечети султана Хасана были одними из самых грандиозных стеклянных сосудов, изготовленных при мамлюках.
Иногда попадаются цветы лотоса.
Они встречаются не только на стеклянных светильниках, но и на других материалах: лепнина фасадов, изделия из металла или резных дверях. Дело тут вот в чем. Начиная с XIII в., вторжения монголов в Западную Азию привели к опустошениям, но одновременно способствовали расширению торгового и культурного обмена с Восточной Азией.
Они отражают возникший интерес в мамлюкском искусстве к Новым китайским формам.
Чем сложнее форма и больше размер, тем риск дефектов выше. Кроме того, мастера могли экспериментировать с новыми узорами и техниками, включая более широкую цветовую палитру и наложение цветов один на другой, это ещё больше усложняло процесс обжига.
На заказ султана шли лампы высотой 38-42 см, при этом большинство ламп – 24-29 см.
Добавим богатую эмаль и цветовую гамму, рисунок с обеих сторон (на внутренней тоже), получаем свидетельство не только высочайшего мастерства изготовителя, но и информацию о статусе заказчика.
Мои личные фотографии из Эрмитажа, Каирского музея цивилизаций, остальные – фото аукционного дома, материалы музея www.smarthistory.org
#лампа #ислам #африка #мечеть #мамлюки #исламскоеискусство #стекло #стекляннаялампа