Найти в Дзене
AFRIKARIA

Лампа за 5 миллионов

📍Египет, Сирия

А у нас новый рекорд!

Самая дорогая в мире лампа продана на ноябрьском аукционе Bonhams по цене 5,1 млн фунтов.

-2

С середины 1800-х г. лампа принадлежала французскому коллекционеру Charles Schefer.

-3

В 1906 г. она стала частью коллекции армянского аристократа Boghos Nubar Pasha, сына первого премьер-министра Египта. С тех пор она передавалась в его семье из поколения в поколение. Кстати там лампу считали просто красивым элементом декора и использовали как вазу для сухих цветов.

-4

Редкость, хрупкость и высокое качество этого предмета в сочетании с впечатляющим происхождением делают его одним из самых важных образцов исламской стеклянной посуды.

Такие масляные лампы из эмалированного стекла использовали в мечетях мамлюкского султаната XII-XVI в. Они считаются одними из самых технически совершенных, образцы высочайшего качества производства стекла и эмали Египте.

-5

В частности, сотни подобных стеклянных светильников украшали мавзолеи, медресе, помещения дворца, престижных зданий.

-6

Но главное – мечети, например, знаменитую мечеть султана Хасана, поэтому чаще всего их так и называют «светильники для мечетей».

Сейчас на фото светильники, конечно, современные, но можно представить общий вид
Сейчас на фото светильники, конечно, современные, но можно представить общий вид

Лампы должны были ярко сиять, освещая божественный свет Бога и верховную власть султана, которому дали божественное разрешение на правление.

-8

Первоначально эти лампы содержали небольшой стеклянный сосуд, обычно блюдце или трубку, в котором хранилось масло и фитиль.

-9

Потом лампы начали меняться, получили расширяющееся горлышко, широкий шарообразный корпус со стеклянными ручками.

-10

С их помощью она могла подвешиваться к потолку на металлических цепях. Поверхность сосуда стали украшать цветной эмалью (изготовленной из измельченного цветного стекла) красного, синего, зеленого, белого и золотого цветов. Вдоль горлышка и корпуса стали располагать арабские надписи, в том числе аяты из Корана, а также имя и титулы султана.

Например, можно найти такую надпись: 

Аллах – свет небес и земли,

подобие его света подобно фитилю, 

в котором горит огонек,

свет в стакане, 

который подобен сверкающей звезде.

Исламское эмалированное и позолоченное стекло было самым ценным видом исламской стеклянной посуды, оно производилось почти исключительно в Египте и Сирии времен Айюбидов и Мамлюков XIII и XIV в. Стеклодувы объединили технологии выдувания стекла, которые использовались со времен Римской империи, с новыми техническими достижениями в области эмалирования и позолоты.

Стеклодув сначала собирал массу расплавленного стекла на выдувной трубке, придавая ей нужный размер и форму. Пока стекло было ещё податливым, его переносили на специальный железный стержень, чтобы можно было добавить доп. элементы. Как раз ножку и ручки. Далее художник-декоратор добавлял надписи и узоры. Он смешивал золото и эмали со связующим веществом (гуммиарабик), нанося его на сосуд кисточкой или тростниковым пером.

Сложность заключалась в процессе обжига. Чтобы золото и эмаль расплавились и соединились со стеклянной поверхностью, их необходимо было нагревать при высоких температурах. Средневековые эмали имели такую же или более высокую температуру плавления, чем стекло, а это означало, что эмальщики рисковали деформировать саму лампу в процессе обжига. Да и каждый цвет имел разные химические свойства, требующие разной температуры обжига.

-11

На старинных лампах можно отыскать медальоны с гербом (символом) султана Хасана — круглым щитом, разделенным на три части и надписью «Слава нашему господину султану». По размерам и сложности отделки светильники для мечети султана Хасана были одними из самых грандиозных стеклянных сосудов, изготовленных при мамлюках.

Иногда попадаются цветы лотоса.

-12

Они встречаются не только на стеклянных светильниках, но и на других материалах: лепнина фасадов, изделия из металла или резных дверях. Дело тут вот в чем. Начиная с XIII в., вторжения монголов в Западную Азию привели к опустошениям, но одновременно способствовали расширению торгового и культурного обмена с Восточной Азией. 

-13

Они отражают возникший интерес в мамлюкском искусстве к Новым китайским формам.

Чем сложнее форма и больше размер, тем риск дефектов выше. Кроме того, мастера могли экспериментировать с новыми узорами и техниками, включая более широкую цветовую палитру и наложение цветов один на другой, это ещё больше усложняло процесс обжига.

-14

На заказ султана шли лампы высотой 38-42 см, при этом большинство ламп – 24-29 см.

-15

Добавим богатую эмаль и цветовую гамму, рисунок с обеих сторон (на внутренней тоже), получаем свидетельство не только высочайшего мастерства изготовителя, но и информацию о статусе заказчика.

-16

Мои личные фотографии из Эрмитажа, Каирского музея цивилизаций, остальные – фото аукционного дома, материалы музея www.smarthistory.org

#лампа #ислам #африка #мечеть #мамлюки #исламскоеискусство #стекло #стекляннаялампа