Найти в Дзене

Злую тучку наказали, «Ты плохая», – ей сказали

Продолжаем разговор о насилии. В центре внимания сегодняшней статьи – его психологическая форма. Насилие – это модель поведения домашнего агрессора. Проявления абьюза могут быть разными. Необязательно наносить побои, чтобы унизить близкого человека. Достаточно психологических методов. Действуют они не менее разрушительны. Коварство психологического насилия состоит в том, что жертва не всегда осознаёт давление в семье, и постепенно увязает в токсичных отношениях. В каких формах они проявляются, рассказывает Ильмира Рифкатьевна Шикула, профессор ИЭУиП МГПУ, доктор юридических наук, академик РАЕН, член экспертного совета комитета ГосДумы РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Доминирование. Абьюзеру важно чувствовать себя главным в доме, несмотря, а чаще вопреки отсутствию у него лидерских качеств. Поэтому насильник принимает решения за других членов семьи, указывать им, что делать, и ожидать беспрекословного подчинения. Он может обращаться с членами семьи как со сл

Продолжаем разговор о насилии. В центре внимания сегодняшней статьи – его психологическая форма. Насилие – это модель поведения домашнего агрессора. Проявления абьюза могут быть разными. Необязательно наносить побои, чтобы унизить близкого человека. Достаточно психологических методов. Действуют они не менее разрушительны. Коварство психологического насилия состоит в том, что жертва не всегда осознаёт давление в семье, и постепенно увязает в токсичных отношениях. В каких формах они проявляются, рассказывает Ильмира Рифкатьевна Шикула, профессор ИЭУиП МГПУ, доктор юридических наук, академик РАЕН, член экспертного совета комитета ГосДумы РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства

Доминирование. Абьюзеру важно чувствовать себя главным в доме, несмотря, а чаще вопреки отсутствию у него лидерских качеств. Поэтому насильник принимает решения за других членов семьи, указывать им, что делать, и ожидать беспрекословного подчинения. Он может обращаться с членами семьи как со слугами, ребёнком или даже собственностью.

Унижение. Чтобы доминирование было абсолютным, насильнику мало самому быть главным. Ему нужно, чтобы окружающие (члены семьи) чувствовали себя ненужными, неполноценными. Это гарантия того, что человек не сбежит из токсичной ситуации. Чтобы добиться своего, насильники применяют оскорбления, выговоры, пренебрежительное обращение при посторонних. В результате жертва страдает от низкой самооценки и чувствует бессилие.

Угрозы. Это еще один способ гарантировать, что жертва не сбежит. Спектр применяемых инструментов широкий – от убийства и самоубийства до жалоб в официальные инстанции, которые якобы разлучат жертву с детьми.

Запугивание. Это те же угрозы, но в частично воплощённом виде. Эти действия призваны показать: «Слушайся, иначе последствия будут ужасны». В некоторых случаях абьюзеру достаточно угрожающего взгляда или жеста, чтобы привести жертву к повиновению. В более тяжёлых ситуациях он может швырять и ломать вещи (особенно ценные для жертвы), мучить домашних животных или наказывать детей, выкладывать на виду вещи, которые используются для истязания жертв.

Изоляция. Запрет на общение с внешним миром значительно снижает вероятность того, что о семейном насилии станет известно кому-то ещё. Поэтому абьюзеры запрещают своим жертвам встречи со знакомыми, а порой и работу с учёбой. Любой контакт с внешним миром у жертвы может произойти только с разрешения насильника. Эта стадия говорит о том, что абьюз зашёл слишком далеко.

Отрицание и перекладывание вины. Абьюзеру нужны объяснения своего же поведения. Причины его он ищет в неудачных днях, и нередко виноватой в этой тяжести оказывается жертва. Вред от своих действий насильники отрицают или на словах минимизируют его последствия.

Единственный способ выйти из абьюзивных отношений – разорвать их.