Найти в Дзене
Записки у изголовья

Воркута литературная: "Огни тундры В.В.Юхнина

Уважаемые читатели! Вначале хочу порекомендовать вам ещё двух людей, который рассказывают о Воркуте. 1. Сообщество ВКонтакте "РЕТРО-Воркута" – богатейший и интереснейший материал по истории нашего города. То, что делает его создатель С.Жаботинский, заслуживает только уважения и восхищения! https://vk.com/retro_workuta 2. Дзен-канал "За полярным кругом". Видео о сегодняшнем дне Воркуты. А теперь новая статья. *** Когда в конце 1980-х я прочитала роман коми писателя Василия Юхнина «Огни тундры», я была разочарована. Ну что это! Какие-то сплошные коммунисты и комсомольцы! Мы-то уже знаем, что Воркуту строили исключительно заключённые! А-ха-ха, какую ещё капусту они там выращивали? У нас-то, на вечной мерзлоте? Что-о? Герои живут в благоустроенных домах, даже с электрическим звонком? Ну ясно, советский писатель, лакировщик действительности… Прошли годы. И благодаря, например, сообществу РЕТРО-Воркута, я узнала, что в Воркуте (а точнее, на территории, относившейся к Воркуте) действительно в

Уважаемые читатели! Вначале хочу порекомендовать вам ещё двух людей, который рассказывают о Воркуте.

1. Сообщество ВКонтакте "РЕТРО-Воркута" – богатейший и интереснейший материал по истории нашего города. То, что делает его создатель С.Жаботинский, заслуживает только уважения и восхищения! https://vk.com/retro_workuta

2. Дзен-канал "За полярным кругом". Видео о сегодняшнем дне Воркуты.

А теперь новая статья.

***

Когда в конце 1980-х я прочитала роман коми писателя Василия Юхнина «Огни тундры», я была разочарована. Ну что это! Какие-то сплошные коммунисты и комсомольцы! Мы-то уже знаем, что Воркуту строили исключительно заключённые!

А-ха-ха, какую ещё капусту они там выращивали? У нас-то, на вечной мерзлоте?

Что-о? Герои живут в благоустроенных домах, даже с электрическим звонком? Ну ясно, советский писатель, лакировщик действительности…

Прошли годы. И благодаря, например, сообществу РЕТРО-Воркута, я узнала, что в Воркуте (а точнее, на территории, относившейся к Воркуте) действительно выращивали овощи. Хотя и было это трудно.

Захотелось перечитать забытый роман, который открылся мне с несколько другой стороны.

Роман этот классик коми литературы В.Юхнин создавал в 1942-1950 гг., а потом ещё и переработал в 1960 г. Я предполагаю, что тогда из романа исчезли упоминания о Сталине – и даже Сталинградская битва там именуется Волгоградской!

Василий Васильевич Юхнин (1907-1960)
Василий Васильевич Юхнин (1907-1960)

На данный момент я основываюсь на русском переводе Г.Максимова 1963 г., для которого, оказывается, роман был переработан ещё раз – и даже введены новые персонажи. Но уже нашла и заказала первое издание 1950 г. Когда придёт, возможно, проведу сопоставление.

Повествование охватывает 30-40-е годы ХХ века и имеет несколько сюжетных линий. Одна из них, с которой, собственно и начинается роман, это взаимоотношения старого оленевода Павла Ламбея с сыном Андреем. Они жители села Кырйыв (Прибрежное), я так понимаю вымышленного, где-то на Печоре. Да и фамилия Ламбей вымышленная: я не нашла её ни в списке коми, ни в списке ненецких фамилий. Зато нашла речку Ламбэйшор к юго-западу Воркуты – небольшой приток р.Лая, которая, в свою очередь, впадает в Печору.

Одежда и предметы быта коми-ижемцев.
Одежда и предметы быта коми-ижемцев.

Итак, вернувшись с зимних пастбищ, пастух Павел Ламбей узнаёт, что его сын покинул село и отправился с геологической экспедицией «к горючему камню». Старик возмущён и обижен: «Мой сын? Ушёл с чужими людьми? Без спросу? Без согласия своего отца?» И он отправляется вверх по Усе, вызывавшись отвезти почту в новый населённый пункт – Усть-Воркута.

По дороге Павел Калистратович останавливается у охотника Виктора Попова – выходца с Ижмы, который в голодном и тяжёлом 1919 г. пытался уйти с семьёй в Сибирь. Но никто, и сам Ламбей в том числе, не помог перебросить его через Урал. Попов остался на Усе и…

Здесь В.Юхнин излагает версию, которая мне, например, знакома с детства. Коми охотник Попов случайно обнаружил на реке Воркуте «чёрный горючий камень». Будучи человеком бывалым, он знал, что этот камень нужен, например, для паровозов. Попов отвёз образцы угля «в ближний сельсовет» – в селе Петрунь, чтобы находку отправили в Москву. Самому Ленину! А «через десяток лет/…/ к нему однажды явились геологи: «Ну, Виктор Яковлевич, покажи нам своё богатство»…»

В реальности этими геологами были руководитель Ухто-Печорской комплексной экспедиции 1930 г. Н.Н.Иорданский и его подчинённый, прораб партии 24-летний Георгий Александрович Чернов (сын профессора Александра Александровича Чернова, ещё в 1924 г. обосновавшего существование залежей каменного угля на Печоре).

Здесь мы ступаем на территорию жарких споров, которые длятся до сих пор.

Дело в том, что с конца 1930-х годов первооткрывателем воркутинского угля действительно считался В.Попов. Но в 1946 г. в борьбу за это звание вступил Георгий Чернов. Никаких сведений о «чёрном камне» Попов ему, по его словам, не давал, экспедицию сопровождать вверх по течению реки Воркуты отказался и даже ничего не сказал о находящихся там скалах (хотя и предупредил о порогах на реке Юнь-Яга). И уголь – лучший в стране коксующийся – Чернов нашёл самостоятельно.

Г.Чернов обращается к министру геологии И.И.Малышеву и даже вроде бы к самому И.В.Сталину. Ему дают орден Трудового Красного Знамени, правда, без указания – за какие заслуги. И, может быть, главное: легенда о простом коми охотнике, открывшем богатства своего края и обратившемся к Ленину, продолжает жить. И в 1947 г. Попову дают орден Ленина (высшую награду страны!), и именно за открытие воркутинского угля.

Сам В.Я.Попов за звание первооткрывателя особо, кажется, не цеплялся. Он продолжал промышлять охотой. Награждён был медалью за участие в строительстве Северо-Печорской железной дороги (1943), орденом Трудового Красного Знамени за освоение Печорского угольного бассейна, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945), медалью «За успехи в социалистическом сельском хозяйстве» (1956). Вырастил пятерых сыновей (четверо из них погибли на фронте) и двух дочерей, воспитывал многочисленных внуков… Его дважды избирали депутатом городского совета, он был почётным гостем многих официальных мероприятий. Три улицы в Воркуте носили его имя – одна в городе, ещё две в посёлках Комсомольском и Сейде. От комбината «Воркутауголь» В.Я.Попов в 1949 г. получил в подарок дом в Сейде, на берегу р. Усы, где и жил с семьей до последних лет жизни (пишут, что сейчас ещё сохранились развалины этого дома). И если в 1958 г. улицу Попова в Воркуте почему-то переименовали в улицу Мира, то в 1959 г. в посёлке Рудник появилась стела с надписью: «В 1919 году сын коми народа охотник Попов Виктор Яковлевич нашел здесь каменный уголь».

И тут в 1960-е гг. не то «революционерка А. Потапова, свидетель гражданской войны в крае», не то «историк В.Попова» обратилась с запросом в Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. И получила ответ: «На ваше обращение от 14.08. сего года ЦПЛ ИМЛ при ЦК КПСС сообщает, что документальными сведениями о присылке Поповым В.Я. образцов угля из бассейна р. Печоры в Совет Народных Комиссаров В.И. Ленину он не располагает».

К сожалению, те, кто пишет об этом важнейшем факте, не указывают источника информации и, как видите, даже не сходятся в имени разоблачительницы.

В.Я.Попов скончался 30 января 1961 г. от сердечной недостаточности, прожив 81 год. До последних дней он ходил на охоту и умер, собираясь на промысел. А в 1972 г. со стелы, установленной на Руднике, убрали доску с его именем.

Виктор Яковлевич Попов. Фото с сайта газеты "Моя Воркута"
Виктор Яковлевич Попов. Фото с сайта газеты "Моя Воркута"

Потому что в 1970 году Министерство геологии СССР повторно признало Георгия Чернова единственным первооткрывателем месторождения воркутинских углей, геологу вручили диплом и значок «Первооткрыватель месторождения». Он дожил до 102 лет, тоже награжден медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1946), орденом Трудового Красного Знамени (1946) – за открытие Воркутинского месторождения, медалью «За трудовую доблесть» (1951) за обоснование нефтеносности Большеземельской тундры. К 100-летнему юбилею геолога Владимир Путин удостоил его ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, его именем названы улицы в Нарьян-Маре, Усинске, Ухте, а также средняя школа в Воркуте.

Георгий Чернов в 1924 г. Фото с сайта журнала "Регион". сhttps://ourreg.ru/2024/09/04/kamen-pretknovenija/
Георгий Чернов в 1924 г. Фото с сайта журнала "Регион". сhttps://ourreg.ru/2024/09/04/kamen-pretknovenija/

И всё же славу первооткрывателя он делит со своим отцом, Александром Александровичем, который теоретически (хотя и на базе геологических изысканий) обосновал возможность существования Печорского угольного бассейна. И памятник в Воркуте установлен Чернову-старшему…

-6

Если честно, я сторонница компромиссного варианта. Мог Виктор Попов обнаружить на берегу реки «чёрный камень» и сообщить о нём в сельсовет? Конечно! Уголь на Севере находили с 19 века!

Мог ли председатель сельсовета отправить посылку в Москву? Запросто! Кстати, в семье Поповых долгое время вроде как хранилась квитанция о получении этой посылки.

А мог и не отправить. Или посылка могла не дойти. Или архив потерял «неинтересный» документ о её получении…

С 1921 г. Печорский район исследует Александр Александрович Чернов, и в 1924 г. приходит к выводу о существовании на Севере больших залежей каменного угля. В 1930 г. в ходе экспедиции Чернов-младший открыл воркутинское месторождение. И не просто нашёл несколько кусочков угля, а определил его высокое качество, количество пластов, их мощность – это называется научным открытием.

…Вот как далеко мы отклонились от романа В.Юхнина. А между тем в нём Павел Ламбей уже плывёт в лодке по реке Воркуте и вдруг слышит сзади «шум каравана пароходов и барж». На них множество народу, полно всякого груза. И вот уже он видит, как в устье Воркуты эти баржи разгружаются. А рядом построены небольшие бараки, раскинуты палатки и вырыты землянки. Постукивает дизель-мотор небольшой электростанции.

Пристань Воркута-Вом в 1934 г. Фотография из фондов Воркутинского музейно-выставочного центра. Увы, более ранних фотографий нет.
Пристань Воркута-Вом в 1934 г. Фотография из фондов Воркутинского музейно-выставочного центра. Увы, более ранних фотографий нет.

«Павел Калистратович вспомнил, как на этом месте два года назад он удил рыбу».

Если два года назад здесь ещё ничего не было, значит, действие романа начинается в 1932 г. Приметы этого времени:

- поступление большой партии заключённых (одни пишут -- 100 человек, другие -- 1000; возможно, партий было несколько);

- узкоколейки от Рудника до пристани ещё нет (её начали строить как раз в 1933 г.);

- на Руднике ведутся буровые работы по закладке первой шахты.

Вообще же сведения об этих первых партиях заключённых скудны и противоречивы. Обычно пишут, что первый отряд рабочих на Воркуте в 1931 г. состоял из 43 человек, руководили им заключённые геолог Н.Н.Инкин и топограф А.А.Волошановский. В то же время сам Н.Н.Инкин вспоминает: «К наступлению холодов нас уже было 350 человек».

Сотрудник Воркутинского музея Ф.Колпаков пишет: «Под руководством Инкина заключенный буровой мастер Митрофан Иосифович Чепигин в августе 1931 года пробурил первую разведочную скважину на Руднике. Донецкие шахтеры Правиков и Андреев прошли трехметровый шурф и вскрыли один пласт. Затем были вскрыты еще три угольных пласта. 20 августа была заложена штольня. К концу года из нее извлекли 1176 тонн угля. Была сооружена печь, на которой проводились пробные выжиги кокса».

В 1932 гг. на Воркуте (во всех лагерных пунктах) было, по данным разных исследователей, от 1202 до 3000 заключённых, и 350-382 вольнонаёмных.

Там же, в Усть-Воркуте, старик попадает на митинг, где выступает начальник строительства Яков Петрович Семёнов. Видимо, это условно-собирательный образ. Начальником Усинского отделения Ухтпечлага, к которому относилась Воркута, в 1932 г. был К.И.Матвеев, сведений о котором мне найти не удалось. В отличие от других начальников, которые... были заключёнными.

Первый начальник Рудника – Григорий Александрович Кузбасов (осужден в 1929 году по статье 58-7 на 5 лет лагерей).

Волошановский Андрей Андреевич (горный инженер, осужден в 1928 г. по ст. 58-10 УК РСФСР на 7(10?) лет лагерей. Освобождён 10 апреля 1932 г.)

Позже, в 1935-36 гг., начальником Воркутинского рудоуправления был Некрасов Александр Евдокимович (осужден в 1928 г. по ст. 58-7,11 УК РСФСР на 8 лет лагерей; переведён на положение колонизованного, награждён утвержденным ЦИК СССР нагрудным значком «Ударник-ухтинец»).

Пишут, что "начальником воркутинской шахты" был Лямин Ипполит Михайлович (в 1928 г. осужден по ст.58-7,11 на 5 лет лишения свободы; в 1930 г. срок заменен ссылкой на тот же срок, освобождён из-под стражи 7 мая 1931 г.) – но более конкретных сведений нет: Лямин в основном работал в Ухте.

Ни о каких заключённых и чекистах в романе нет ни слова (неТ, потом появится один бывший заключённый). Книжный Семёнов – персонаж, кажется, даже не собирательный, а абсолютно вымышленный. Он руководит Воркутой на протяжении всего романа, хотя на самом деле начальники за это время неоднократно менялись. Да и характер его не запоминается, это персонаж-функция: мудрый руководитель, который заботится обо всех.

Ну а Павел Ламбей, поднимаясь на лодке вверх по реке Воркуте, встречает группу геологов. Возглавляет её «человек преклонных лет» – профессор Кембрийцев Анатолий Степанович, «известный всей стране геолог-энтузиаст, посвятивший свою жизнь изучению недр дальнего Севера».

Фамилия подчёркнуто вымышленная (кембрий – геологический период). Прототипом Кембрийцева не может быть Н.Н.Иорданский, которому в 1932 г. было 32 года; к тому же он в тот год открыл Янгарейское каменноугольное месторождение (довольно далеко от Воркуты). По возрасту подходит 61-летний А.А.Чернов, но он к тому времени уже не работал в экспедициях. В общем, опять вымышленный персонаж. Да, кажется, что из подлинных людей в романе действует только В.Попов...

И наконец происходит встреча старика Ламбея с сыном Андреем. И встречаются они там, где закладывается первая воркутинская шахта. Увидев рядом с Андреем юную медсестру Надю Смоленскую (из Смоленска, надо же какое совпадение), отец, вместо того чтобы порадоваться за сына, решает: «Увезти, быстрее увезти отсюда Андрея!» И ведь добивается своего, заявив: «Не пойдёшь – отрекусь навеки! Слышишь? Прокляну!..»

Но на протяжении всего романа отец и сын Ламбей будут возвращаться в Воркуту. Собственно, каждый важный этап развития заполярного города будет показан именно глазами старого оленевода...

***

Что ещё правда, а что вымысел в романе Василия Юхнина - единственном романе о Воркуте? Об этом в следующих статьях.