Найти в Дзене
Книгоник

Марсель Пруст | В сторону Свана | В поисках утраченного времени

"В сторону Свана/Сванна" (или "По направлению к Свану") - первая книга (из семи) в цикле "В поисках утраченного времени" французского писателя-модерниста Марселя Пруста, впервые изданная в 1913 году.

Книга представляет собой роман, в котором писатель не линейно описывает события детства главного героя, всплески эмоций и историю любви друга семьи, Свана.

Многие считают этот роман автобиографическим, но, как утверждал, Владимир Набоков, это "книга в книге", и герой - вымышленный, как и другие персонажи. Я не решаюсь противоречить этому писателю, да и мысль его мне понятна и, даже кажется правильной (об этом подробнее в лекции Набокова об этом романе).

Сюжет здесь нет смысла пересказывать, потому что не в нём вообще дело, да и его почти нет.

Читать эту книгу - будто плыть по течению потока сознания автора, его внутреннему миру, миру ощущений и восприятий. Он описывает случайные ассоциации, минутные психологические состояния с большой тщательностью. Используя всё это Пруст с философской точки зрения объясняет психологию человека. Он производит свой анализ, опуская, казалось бы, самые важные события в жизни человека, а акцентирует внимание на второстепенном: на каких-то эмоциях и впечатлениях, на зрительном или слуховом восприятии.

Здесь не ощущается течение времени, многие годы будто бы стираются, а некоторым отдельным мгновениям посвящается львиная доля времени. Лишь по умозаключениям героев, их "взрослению" можно понять хронологию событий.

Пруст стирает грани времени, он строит свой роман, основываясь на том, что впечатление - один из главных критериев истины, и что всё главное находится в сознании человека. Многочисленные чувственные образы и субъективное восприятие деталей внешнего мира складываются в настоящие картины художников-импрессионистов. И хоть взгляды эти по истине субъективны, но каждый найдёт в романе Пруста то, что живо откликнется в душе.

Писатель будто бы воскрешает прошлое, когда воспроизводит какие-то прошедшие события, дополняя их различными ощущениями. Воспоминание о запахе, вкусе, тактильном восприятии - всё это придаёт особый объём и полноту воспоминаниям.

Кто влюбится в собачий зад,
В нём розы чует аромат.

Это работает и в обратном направлении. Думаю, многие не раз, почувствовав какой-то особый для себя аромат, казалось бы, давно утерянный на просторах памяти, вспоминали события/человека, с ним связанного.

Почему вообще Марсель Пруст уделял столько внимания "утраченному времени"? Над своим главным циклом писатель начал работать, когда уже вёл затворническую жизнь из-за тяжёлой формы астмы. Чувствуя свою обречённость, он видимо пытался замедлить ход времени, придать смысл каждому уходящему мгновению. Воспоминания - всё, что было ему доступно, когда он часто бывал прикован к постели.

Ритм повествования очень нетипичный, нагромождение всех этих комментариев прямо посреди обычного текста, в которых и заключается весь смысл, очень длинные предложения - всё это может многих оттолкнуть. Пруста полюбит далеко не каждый. Кто-то скажет, что Пруст - мастер богатейших метафор, открывший им значение ощущений для собственных воспоминаний, а кто-то упрекнёт его в словоблудии.

Кстати, по замыслу автора, полное понимание первого тома придёт только после прочтения последнего седьмого тома. В первом томе очень много "провалов", о которых будет рассказано в продолжении цикла.

Каждый раз, как она замечала в других людях хотя бы самое незначительное превосходство над собой, она убеждала себя, что это не положительное качество, а недостаток, и жалела их, чтобы не пришлось им завидовать.

Непростая книга для чтения в силу особого стиля автора. Не лучший вариант для знакомства с классикой. Это уже для более "продвинутых" читателей серьёзной литературы.

Роман состоит из трёх частей, и лишь средняя часть про Свана читается легче, так как она наполнена событиями, и уже меньше внимания уделяется потоку сознания.

Эта книга вызывала у меня противоположные чувства. Мне часто хотелось её бросить, но в последний момент всё время, что-то останавливало, цепляло внимание вновь и появлялось желание продолжить. На таких качелях я продержалась всю книгу. И не смотря на то, что очень многие мысли мне откликались, пока не планирую продолжать цикл.