Найти в Дзене
Мобильная фотография

Уроки мобильной фотографии. Как снять восхитительный закат!?

После публикации серии рассказов о Путешествии в горный кемпинг Нахазо, где я снимал восхитительные закаты, один из моих подписчиков попросил поделиться своим опытом: "Может быть напишешь, как ты это делаешь? 😇". Давайте вместе рассмотрим все нюансы темы, разберем основы теории и посмотрим примеры фоторабот. Когда зритель видит яркую картинку заката, он даже и представить не может, сколько труда вкладывает фотограф, чтобы получить данный результат. К примеру, что бы снять вот этот закат 06 сентября 2024г., я стал готовиться в декабре 2023г., и результат был не гарантированным. Для начала я сформулирую свои два варианта съемки заката: 1.1.1. Чтобы быть уверенным в возможности снять закат, необходимо четко представлять места на карте, где это можно сделать и как Ваш закат будет выглядеть. Для этого я всегда использую карты, чтобы заранее изучить все возможные локации в месте проживания. Яндекс-карты или гугл-карты использовать нет никакой разницы, главное, чтобы Вам было удобнее, я обы
Оглавление

После публикации серии рассказов о Путешествии в горный кемпинг Нахазо, где я снимал восхитительные закаты, один из моих подписчиков попросил поделиться своим опытом: "Может быть напишешь, как ты это делаешь? 😇". Давайте вместе рассмотрим все нюансы темы, разберем основы теории и посмотрим примеры фоторабот.

Когда зритель видит яркую картинку заката, он даже и представить не может, сколько труда вкладывает фотограф, чтобы получить данный результат. К примеру, что бы снять вот этот закат 06 сентября 2024г., я стал готовиться в декабре 2023г., и результат был не гарантированным.

Роза Хутор, отель Скай Инн 4*, Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/100, ISO-64, 162mm.
Роза Хутор, отель Скай Инн 4*, Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/100, ISO-64, 162mm.

1. Планирование съемки заката.

Для начала я сформулирую свои два варианта съемки заката:

  • Специальный выезд на съемку заката по месту жительства. В этом случае многое зависит от настроения и наличия свободного времени, и зачастую подготовка проходит очень быстро. Иногда я планирую выезд заранее и осуществляю его по наличию свободного времени.
  • Съемка заката в путешествии. В этом случае я начинаю готовится к путешествию задолго до старта, и начинаю с тревел-планирования, вот один из примеров "Путешествие на курорт Роза Хутор с новым камерофоном Huawei Pura70 Ultra.". Я тщательно выбираю локацию, место проживания, время года, учитываю погоду и транспорт. Одним из пунктов отбора в моем планировании путешествия стоит - возможность поснимать рассветы и закаты в путешествии.

1.1. Место съемки заката.

1.1.1. Чтобы быть уверенным в возможности снять закат, необходимо четко представлять места на карте, где это можно сделать и как Ваш закат будет выглядеть. Для этого я всегда использую карты, чтобы заранее изучить все возможные локации в месте проживания. Яндекс-карты или гугл-карты использовать нет никакой разницы, главное, чтобы Вам было удобнее, я обычно пробиваю и там, и там. В первую очередь я смотрю по поиску все "смотровые площадки" в интересующей меня местности, и сразу просматриваю прикрепленные фотографии и панорамы. Обычно по этим фотографиям и панорамам можно получить довольно полное представление об окружающих видах. Фотографы обычно используют специализированные сайты с базами фотографий с GPS данными для определения будущих своих локаций для съемки.

1.1.2. Во вторую очередь я просматриваю все достопримечательности местности и прикрепленные к ним фотографии. А так же обязательно просматриваю все колокольни и храмы города, и проверяю, есть ли возможность встретить закат на самом верху колокольни или храма.

Вот пример фото со смотровой площадки Храма Христа Спасителя в Москве.

Москва. Снято на широкоугольную камеру Huawei P40ProPlus f/1.8, 1/8500, ISO-50, 18mm.
Москва. Снято на широкоугольную камеру Huawei P40ProPlus f/1.8, 1/8500, ISO-50, 18mm.

1.1.3. Очень много информации можно получить из тревел-рассказов туристов, которые зачастую являются очень хорошими фотографами.

Совет:

Всегда смотрите и анализируйте, что снимают другие фотографы вокруг. Когда мы в 2019г. отдыхали в Риме, в один из вечеров мы выдвинулись на одну из возвышенностей с шикарной смотровой площадкой, погулять рядом в парке и заодно поснимать закат. Гуляя по бульвару перед закатом мы увидели одного фотографа, который установил свой штатив между припаркованными машинами. Он был уже наготове, я отошел метров на 10 за его спину и оценил направление его "трубы" (телеобъектив 70-200F2.8). Потом я сопоставил траекторию движения солнца и больше никуда не уходил от этого места. Я залез на высокий парапет и занял очень удобную позицию у столба, до заката оставалось 30 минут. С приближением апогея заката это место обрастало зеваками и туристами, так как перед нашими глазами разыгрывалось настоящее светопредставление.

"Закат в Вечном городе". Снято на телекамеру Huawei Mate20Pro, f/2.4, 1/8000s, ISO-50, 135mm.
"Закат в Вечном городе". Снято на телекамеру Huawei Mate20Pro, f/2.4, 1/8000s, ISO-50, 135mm.

1.2. Время съемки заката.

1.2.1. Время года. Вы вправе выбирать различное время года для съемки закатов, но мне больше всего нравятся закаты в средней полосе с августа по октябрь. На мой взгляд в этот период закаты наиболее яркие, а окружающая природа больше раскрашивается в желто-красные тона.

Есть одно правило в фотографии - сочетание цветов, суть его состоит в том, что чем меньше цветов надо сочетать в кадре, тем проще это сделать. А в золотую осень на закате необходимо сочетать только желто-красный спектр, дополнительно возможно еще синий цвет неба. Обе схемы, аналогичная и контрастная триада, рабочии, все цвета прекрасно сочетаются. Более подробную информацию Вы моете найти в различных уроках по фотографии в интернете.

Круг Иттена.
Круг Иттена.

1.2.2. Золотой час.

В фотографии есть понятия золотого часа и режимного времени (синий час) - это когда естественное освещение наиболее благоприятно для съемки на открытом воздухе. Каждый день есть по два периода золотого и синего часа.

Золотой час - это период времени от рассвета солнца и пока солнце не наберет высоту над горизонтом, а так же период времени до момента заката солнца. Обще принято считать эти отрезки времени примерно по часу. Именно в золотой час солнце находится ближе всего к горизонту, поэтому световому потоку необходимо преодолевать больший атмосферный слой. Из-за этого солнечное освещение становится более мягкое, солнце не так слепит, а краски при этом становятся более красными, все вокруг заливается оранжево-красным спектром цвета.

1.2.3. Режимное время.

Синий час - это период времени до рассвета и сразу после заката, обще принято считать эти отрезки примерно по 30-40 минут. В этот момент времени солнце еще освещает прямым мягким светом небо и облака на нем, а земля освещается только рассеянным светом. Небо и облака становятся очень яркими и фактурными, при этом окружающее Вас пространство еще достаточно освещено для хорошей фотографии. Так же считается это идеальным временем для съемки ночных пейзажей, небо уже темное, но пока еще не черное. Так же обычно именно в это время включают уличное освещение и наступает полная гармония.

1.2.4. Когда приезжать на место съемки заката? Я всегда приезжаю на место съемки заката заранее, примерно за полчаса до начала золотого часа или за 1-1,5 часа до заката. Полчаса я обычно исследую место съемки на местности:

  • я проверяю точное направление заката солнца;
  • спокойно осматриваюсь и пытаюсь выявить наиболее предпочтительные точки съемки;
  • я обращаю внимание, какие позиции занимают другие фотографы и что они хотят запечатлеть.

1.2.5. Когда заканчивается закат? С момента когда солнце скрылось за горизонт (время заката), до конца заката проходит примерно 30 минут. Это зависит от ландшафта местности и угла наклона траектории движения солнца. Именно в этот период времени обычно солнце очень ярко начинает раскрашивать облака не только над горизонтом, но и у Вас над головой. Зачастую картина окружающего Вас пространства после заката становится даже ярче, чем сам закат. Поэтому я никогда не ухожу с точки съемки сразу, я всегда пытаюсь найти новые ракурсы или сюжеты после заката.

Приведу Вам пример фотографию заката сделанную в 2019 году в Риме. В тот день мы гуляли по Риму и приехали на закат на Terraza del Pinchio. После съемки заката (пример выше в уроке "Закат в Вечном городе") мы продолжили гулять в парке, где много различных музыкантов и артистов, которые развлекают публику. В этом месте запускали шарики, все туристы за ними бегали и ловили. А я ловил моменты на исходе заката и поймал вот такой интересный кадр.

"Вечный город". Снято на телекамеру Huawei Mate20Pro, f/2.4, 1/700s, ISO-160, 81mm.
"Вечный город". Снято на телекамеру Huawei Mate20Pro, f/2.4, 1/700s, ISO-160, 81mm.

В этом году эта работа заняла 3 место в Международном конкурсе фотографии Huawei XMAGE 2024, Российский сегмент. Вот видите, не зря я не закончил съемку сразу после заката, и эта работа получила заслуженное внимание спустя 5 лет.

Идея данного кадра можно можно интерпретировать как Инь-Янь. Одни и те же мыльные пузыри являются темными пятнами на светлом, и светлыми пятнами на темном.

1.3. Направление и время заката.

1.3.1. Время рассвета и заката на текущую дату Вы можете получить в любом приложении погода, в том числе и встроенном приложении погода. Для более подробной информации необходимо устанавливать специальные приложения.

1.3.2. Приложение SUNSURVEYOR. Определение интересной локаций не достаточно для определения места заката в определенной точке в интересующую дату. Для решения этой задачи я использую приложение SUNSURVEYOR. Приложение показывает орбиту Солнца и Луны в заданной точке на карте, в текущую или заданную дату, а так же показывает:

  • точное время восхода-заката солнца-луны;
  • 3D карта показывает угол орбиты и точное направление восхода и заката;
  • даты солнцестояние и равноденствия;
  • "Золотой час" и "Режимное время" утром и вечером;
  • фазу луны;
  • центр Млечного Пути;
  • длину тени от солнца и многое другой информации.

После того как я выбрал место будущей локации, либо это место съемки, либо это отель проживания в путешествии, я всегда проверяю направление рассвета и заката в интересующих меня точках в заданную дату времени. Из расчета направления заката или рассвета солнца я могу скорректировать место проживание или отправить в отель пожелания по размещению.

К примеру, в приложении Вы также можете проверить возможность поснимать звездное небо в определенную дату в горах, и выбрать период для путешествия, чтобы Вам не мешала луна.

Прибыв на место съемки заката, я повторно онлайн проверяю направление заката солнца, и делаю корректировку точного места съемки исходя из окружающей обстановки.

Принскрины экранов SUNSURVEYOR.
Принскрины экранов SUNSURVEYOR.

Внимание. Приложение работает с гугл-картами, поэтому пользователям Huawei необходимо установить GBOX, а также гугл-карты. Остальные сервисы гугл по желанию.

1.4. Погода.

Погода - это один из важнейших параметров в планировании съемки закатов. От погоды, и в частности от облачности, вообще зависит будет ли закат в тот или иной день. Для мониторинга погоды я пользуюсь приложением Windy. Также я смотрю долгосрочный прогноз погоды и обязательно карту осадков на Гисметео и Яндексе.

Так же в день предполагаемого заката я пристально наблюдаю за небом и изменениями прогноза погоды, с определенной долей вероятности, я могу предположить стоит ли его ловить или нет.

Кстати, отсутствие облаков вообще, говорит о том, что закат будет обычный и не интересный.

Показание погоды Windy и Gismeteo.
Показание погоды Windy и Gismeteo.

1.5. Техника для съемки заката.

1.5.1. Основное преимущество съемки заката на смартфон - нет необходимости таскать с собой штатив. И дело не в тяжести штатива, со смартфоном у Вас полностью развязаны руки, Вы можете во время заката постоянно менять точку съемки, и находить новые более выгодные ракурсы! Все мои примеры в этом уроке сняты на смартфон с рук, без использования штатива, дорогостоящих световых фильтров и других дополнительных устройств. Только смартфон и автор, напару они творят и создают все эти фотокарточки.

1.5.2. В смартфоне у Вас на борту обычно сразу три различные фотокамеры и в мгновенье делаете переключение между ними и обратно. На профессиональной камере для смены ФР Вам зачастую необходимо менять объективы и использовать дорогостоящую просветленную оптику. Это отнимает очень много времени и стоит очень больших денег.

1.5.3. Надо понимать, что не все смартфоны снимают одинаково. Да в технике тоже нужен выбор, и я всегда снимаю на топовую модель в серии смартфонов Huawei, так именно в топовых моделях установлены самые лучшие камеры, а значит у меня увеличивается возможности для получения конечного результата. В настоящее время я использую Huawei Pura70 Ultra и он меня полностью устраивает.

Huawei Pura70 Ultra.
Huawei Pura70 Ultra.

1.5.4. Так же очень важно, чтобы Ваш смартфон имел несколько камер с различным ФР (фокусным расстоянием), и обязательно телекамеру с приближением не менее х3. Дочитайте урок до конца, посмотрите все примеры, и Вы поймете почему.

1.5.5. Еще одно большое преимущество смартфона - огромный и яркий Live View экран! Это экран Вашего смартфона! Когда я учился фотографии, я снимал на профессиональную фототехнику Sony, так как именно она передает более естественно цвет и имеет функцию Live View, благодарю которой камера выводит изображение на экран и в видоискатель близкое к конечному результату изображения на матрице. Другими словами, при съемке на смартфон Вы сразу видите на экране картинку очень близкую к конечному изображению на фотографии в формате JPEG. При съемке на смартфон Вы во время съемки можете управлять настройками, влиять на конечный результат и сразу видеть все изменения на экране. Это очень удобно!

2. Настройка смартфона.

2.1. Технические настройки съемки в смартфоне.

2.1.1. Я всегда снимаю закаты в режиме "фото" с записью изображения в формате JPEG. Дело в том, что все смартфоны Huawei, имеют функцию объединения соседних пикселей изображения в один, за счет этого встроенный ИИ (искусственный интеллект) записывает конечное изображение в хорошем качестве с большим динамическим диапазоном с минимальным количеством шумов.

2.1.2. Я рекомендую всем сразу установить в настройках смартфона горизонтальный уровень - это позволит Вам снимать правильно, без завала горизонта. Надо понимать, что снимок с заваленным горизонтом выглядит неряшливо и не аккуратно. Мало того, при исправлении уровня горизонта в постобработке Вы можете потерять лишние детали в кадре и Вам не хватит пространства кадра.

2.1.3. Так же я рекомендую всем установить в настройках сетку #, которая позволит Вам грамотно выстраивать композицию кадра. Я Вас уверяю, все профессиональные фотографы всегда используют уровень и сетку при работе.

2.1.4. Оставляем по умолчанию соотношение сторон фото 3:4, так как это соотношение сторон Вашей матрицы. И именно в соотношении 3:4 изначально записывается изображение на матрице. В дальнейшем при постобработке Вы можете изменять соотношение сторон по своему усмотрению, но изначально у Вас будет кадр с максимальными границами.

2.2. Выбор камеры в смартфоне.

Тут все просто, при съемке на смартфон в большинстве случаев у Вас в распоряжении есть три камеры: ширик (широкоугольная), основная и телек (телекамера). И как я уже говорил, при съемке на смартфон у Вас полностью развязаны руки, Вы можете менять камеры, пробовать и снимать закат на различные ФР, при этом Вы сразу будете видеть итоговый результат на дисплее Вашего смартфона. Вы можете чаще использовать понравившийся Вам вариант. Давайте рассмотрим примеры фотографий одного заката снятые в одно время на разные камеры и разные ФР.

2.2.1. Широкоугольная камера.

Широкоугольная камера при съемки пейзажа растягивает пространство - показывает необъятное. Снимать закат на широкоугольную камеру очень сложно, так как на всем широком пространстве картинке очень большая разница в освещении и в это широкое пространство умещается множество объектов с различными цветом и полутонами.

Широкоугольная камера Huawei Pura70 Ultra, f/2.2, 1/170, ISO-50, 13mm
Широкоугольная камера Huawei Pura70 Ultra, f/2.2, 1/170, ISO-50, 13mm

2.2.2. Основная камера.

У основной камеры стандартное ФР составляет 27мм - это уже близко общепринятому взгляду человека, поэтому картинка выглядит естественно.

Основная камера Huawei Pura70 Ultra, f/2.0, 1/2100, ISO-50, 27mm.
Основная камера Huawei Pura70 Ultra, f/2.0, 1/2100, ISO-50, 27mm.

2.2.3. Основная камера с приближением х2.

Картинка заката на основную камеру с приближением х2-х3 позволяет выделить сюжет заката из всего пространства вокруг и сфокусировать внимание на этом сюжете.

Основная камера с приближением х2 Huawei Pura70 Ultra, f/2.0, 1/1250, ISO-50, 63mm.
Основная камера с приближением х2 Huawei Pura70 Ultra, f/2.0, 1/1250, ISO-50, 63mm.
Основная камера Huawei Pura70 Ultra, f/2.0, 1/6100, ISO-64, 72mm
Основная камера Huawei Pura70 Ultra, f/2.0, 1/6100, ISO-64, 72mm

2.2.4. Телекамера.

Телекамера сжимает пространство, визуально сближая планы в кадре между собой. Так же телекамера позволяет приблизить объекты, тем самым позволяет выделить его. На телекамеру закаты получаются особенно яркие, так как она выхватывает из пространства наиболее освещенный участок пространства, который полностью залит светом с красно-оранжевым спектром. Безусловно телекамера это инструмент для съемки карточек-картинок на закате!

Телекамера Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/480, ISO-50, 270mm.
Телекамера Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/480, ISO-50, 270mm.

Обратите внимание:

На закате обычно только ограниченная область освещается солнечным светом особенно ярко, эту область можно поймать в фотографию именно телекамерой. Поэтому мне, как и многим другим, больше нравятся закаты на телекамеру.

Приведу пример с заглавным фото к этому уроку. Вот так выглядел закат на основную камеру Huawei Pura70 Ultra:

Основная камера Huawei Pura70Ultra f/2, 1/125, ISO-50, 42mm, время 18:47:37.
Основная камера Huawei Pura70Ultra f/2, 1/125, ISO-50, 42mm, время 18:47:37.

А вот так этот же закат выглядел на телекамеру камеру Huawei Pura70 Ultra ровно через 40 секунд.

Телекамера Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/100, ISO-64, 162mm, время 18:48:17.
Телекамера Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/100, ISO-64, 162mm, время 18:48:17.

Оба кадра приведены в оригинале без обработки - почувствуйте разницу! Тренируйте свой взгляд, Вы должны видеть кадр сразу. Учитесь смотреть на мир глазами фотографа.

Другими словами, используя возможности смартфона я увидел этот сюжет именно этого восхитительного заката!

Вывод:

Вы должны хорошо знать возможности камер своего смартфона и уметь применять их на практике!

Дополнительно:

Хочу Вас сразу предупредить, что когда я снимаю закат или ночное фото на свой смартфон, многие прохожие обращают внимание на результат на экране, пытаются повторить, и далеко не у всех получается даже близко подойти к моему результату. "Да у тебя айфон, у тебя ничего не получится." - констатировал друг своему товарищу, который захотел повторить вот этот кадр.

Huawei Pura70 Ultra, XMAGE Vivid, f/2.1, 1/150s, ISO-50, 1145mm.
Huawei Pura70 Ultra, XMAGE Vivid, f/2.1, 1/150s, ISO-50, 1145mm.

3. Выбор точки фокуса и точки замера экспозиции.

Ваш смартфон всегда в автоматическом режиме устанавливает фокус и производит замер экспозиции. Но я обычно  в фотографии всегда сам управляю зоной фокусировки и экспозиции. На смартфонах Huawei это выглядит  так: я делаю компоновку картинки, тыкаю на область экрана где мне  необходим фокус, обычно это главный объект кадра (или любая зона в передней части средней зоны кадра), в этой зоне появляется  белая рамка с солнышком внутри, не отрывая палец от экрана перевожу  солнышко в светлую или средне-освещенную точку. Рамка это у нас зона  фокусировки, солнышко это зона замера экспозиции. Передвигая солнышко Вы  можете в режиме реальной картинки на экране выбрать необходимую  экспозицию/освещенность будущего снимка. Помните, при выборе экспозиции  Вы должны избегать пересветов в картинке в сильно освещенных областях,  иначе при обработке Вы получите "дырку" без какой либо цветовой  информации. Но и слишком сильно загонять тени в темноту не надо, так в этой зоне пропадает детализация и сильно возрастают шумы (помехи), которые будет сложно исправить в постобработке.

В этом вопросе главное тренировка, чем больше Вы сами будете управлять фокусом и экспозицией, с последующей постобработкой кадра, тем больше Вы будете понимать, как это работает.

Вот пример съемки заката с Huawei P40Pro правильный выбор точки экспозамера, при постобработке необходимо будет вытянуть тени:

Скриншот - выбор зоны фокусировки и экспозиции.
Скриншот - выбор зоны фокусировки и экспозиции.

4. Композиция.

4.1. Кадрирование.

Как я уже и говорил, в настройках указываем формат кадра 3:4 , формат Вашей матрицы на смартфоне (есть исключения, но они минимальны). Я обычно стараюсь кадрировать кадр сразу в конечном варианте, слежу за горизонтом и расположением главного и второстепенных объектов, движения объектов, диагоналях и т.д. Но такие навыки кадрирования приходят только с большой практикой, когда навыки кадрирования срабатывают автоматически. Для новичков я всегда рекомендую кадрировать изображение немного с запасом, чтобы при дальнейшей постобработки была возможность исправить свои косяки и неточности.

Телекамера Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/180, ISO-50, 95mm
Телекамера Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/180, ISO-50, 95mm

При постобработке я всегда выбираю выигрышный, на мой взгляд, вариант кадрирования: 3:4, 2:3 и даже 9:16.

Внимание! При съемки солнца на закате в лоб, у Вас будут возникать паразитные блики, о которых мы поговорим ниже. Чтобы избежать появления этих паразитных бликом можно расположить солнце строго в центре кадра - при этом бликов не будет. Осталось только взять кадрирование пошире, чтобы при постобработке была возможность разместить солнце в 2/3.

4.2. Выбор места солнца в кадре.

4.2.1. Есть много уроков приемов построения композиции в кадре, которые Вы найдете в уроках по фотографии. Читайте, смотрите, учитесь и применяйте эти знания на практике. Но помните, не надо возводить правила композиции в догму. К примеру, расположение композиции в сетке 2/3 это не панацея в пейзаже. Посмотрите работы великих художников и Вы поймете эту простую мысль. Вот произведение Архипа Куинджи "Красный закат на Днепре", из коллекции Метрополитен-музея.

Изображение с официального сайта Метрополитен-музея.
Изображение с официального сайта Метрополитен-музея.

Вроде и солнце не в "золотом сечении", а по центру, и горизонт не 1/3. Дело не в горизонте и золотом сечении, в природном закате главное свет, как автор смог передать зрителю свет и настроение наблюдателя. Снимаю шляпу перед великими художниками, которые передают свет посредством красок, это не постижимо уму фотографу-любителю.

Дополнительно. Обратите внимание на лучики вверх от солнца на картине художника, Вам это ничего не напоминает?

4.2.2. Я обычно размещаю солнце в центре кадра, чтобы обозначить и усилить главный объект, или в правой части сверху, чтобы взгляд, войдя в кадр слева, устремился к солнцу в правой части.

Основная камера Huawei Pura70Ultra f/2, 1/1250, ISO-50, 27mm.
Основная камера Huawei Pura70Ultra f/2, 1/1250, ISO-50, 27mm.

4.2.3. Еще не маловажный фактор, который необходимо учитывать при съемке закатов - блики. По законам оптики, если источник света светит непосредственно в линзу объектива, то возникают паразитные свечения. Блики бывают различных форм, некоторые из них украшают кадр, а некоторые портят.

  • Круглого ореола вокруг источника света. Я считаю этот блик самым красивым, который возникает при съемки солнца в лоб на смартфон. Этот блик от солнца имеет натуральный цвет закатного солнечного света. Пример кругового свечения:
Основная камера Huawei Pura70 Ultra, XMAGE Vivid, f/2, 1/2800s, ISO-50, 27mm.
Основная камера Huawei Pura70 Ultra, XMAGE Vivid, f/2, 1/2800s, ISO-50, 27mm.
  • Лучики. Лучики могут быть искусственными и возникать из-за лепестковой диафрагмы, а также естественными из-за частичных естественных преград между объективом и солнцем, чаще всего это облака. На мой взгляд, это также положительные блики, они придают изображению некую изюминку и выглядят необычно. Необходимо понимать, что только единичные модели смартфонов имеют камеры с физической лепестковой диафрагмой. Я использую один из них, это Huawei Pura70 Ultra. Чтобы лучики были отчетливые, необходимо "разместить" солнце частично за каким-либо зрительным препятствием, это могут быть облака, горы, деревья и ветки. Обратите внимание, вверху естественные лучики от облаков, а внизу искусственные от лепестковой диафрагмы.
Основная камера Huawei Pura70 Ultra, XMAGE Vivid, f/2, 1/750s, ISO-50, 54mm.
Основная камера Huawei Pura70 Ultra, XMAGE Vivid, f/2, 1/750s, ISO-50, 54mm.
  • Паразитные блики. Обычно они возникают по диагонали кадра от источника света, имеют паразитные цвета зеленых оттенков, в форме небольших кружков или кружков с лепестком. Эти блики необходимо удалять в постобработке, так как выглядят они не естественно, а кадр вместе с ними выглядит неряшливо и неаккуратно.
Основная камера Huawei Pura70 Ultra, f/2, 1/640, ISO-50, 27mm. Паразитный блик в левой части кадра.
Основная камера Huawei Pura70 Ultra, f/2, 1/640, ISO-50, 27mm. Паразитный блик в левой части кадра.

4.3. Яркость и естественность красок.

Я убежден, что фотография должна передавать яркость красок и настроение наблюдателя в момент заката. Солнце у нас светит красно-оранжевым спектром света, а когда оно находится рядом с горизонтом, то краски становятся более яркими и насыщенными. Закатное солнце наполняет все окружающее пространство оранжевыми оттенками и полутонами.

Мне очень часто ставят в упрек: "Это не естественные краски, на самом деле, так не бывает." Поверьте мне, бывает, Вы просто такого заката не видели или не хотите видеть.

Хочу Вам привести еще один пример художественной картины, работы Архипа Куинджи: "Закат над сосновым лесом" из коллекция Государственного Русского музея.

Изображение картины с официального сайта Государственного Русского музея.
Изображение картины с официального сайта Государственного Русского музея.

Вроде и горизонт посередине, и солнце строго по центру... А Вы посмотрите на краски, почувствуйте свет и сияние солнца! На самом деле в галерее картина просто светится, я полчаса от нее не мог оторваться!

4.4. Ракурс.

Когда Вы думаете над построением кадра не забывайте про простой прием в построении композиции: очень часто необычный ракурс, может очень сильно преобразить сюжет Вашей работы. Вот наглядный пример данного приема:

Снято на Huawei P40ProPlus, f/1.9, 1/100, ISO-64, 162mm
Снято на Huawei P40ProPlus, f/1.9, 1/100, ISO-64, 162mm

Нижний ракурс: Зритель не привык видеть окружающий мир с этого ракурса, поэтому для глаза он выглядит необычно.

Так же этот ракурс позволил подсветить луговую траву и цветы на среднем плане в солнечном свете - этот прием придал работе дополнительный объем и подчеркнул солнечный свет.

Передний план: В этом примере я специально разместил на передний план цветок на линии солнце-объектив, так чтобы лепестки цветка пропускали солнечный свет. Этим приемом я акцентировал внимание зрителя на солнечном свете.

Лучик: Солнце я частично спрятал за рукой художника, так чтобы в тени появился красный луч засветки от солнца.

4.5. Динамика.

Для того чтобы Ваша фотография получила динамику, старайтесь при любом удобном случае запустить в кадр птичку. Во время съемки смотрите не только в монитор, но и вокруг себя, следите за движением птиц и не упустите тот единственный момент!

"Закат в Вечном городе". Снято на телекамеру Huawei Mate20Pro, f/2.4, 1/700s, ISO-160, 81mm.
"Закат в Вечном городе". Снято на телекамеру Huawei Mate20Pro, f/2.4, 1/700s, ISO-160, 81mm.

4.6. Линии.

4.6.1. При построении кадра очень много решают линии. Дело в том, что взгляд наблюдателя больше всего фокусируется на главном объекте, линиях, границах контрастных зон и зонах с особой детализацией. И именно по линиям взгляд наблюдателя блуждает по кадру, останавливая свое внимание на том или ином объекте. Есть несколько схем диагональных линий, которые необходимо использовать в построении композиции кадра.

4.6.2. Главный объект в закате это солнце.

Телекамера Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/420, ISO-50, 270mm.
Телекамера Huawei Pura70 Ultra, f/2.1, 1/420, ISO-50, 270mm.

4.6.2. Граница контрастных зон в закате, как правило, линия горизонта. Эта граница особенно привлекает внимание зрителя, поэтому необходимо думать, как и где Вы ее разместите, чтобы выделить или подчеркнуть Вашу мысль.

4.6.3. В горах есть такое понятие как градиент гор - это сменяющие друг друга очертание гор, уходящие к горизонту. Градиент очень круто смотрится на фотографии! Градиент гор не просто так привлекает внимание зрителя - градиент гор выполняет два правила композиции кадра: 1 - очередность и повторение линий придают фотографии ритмичность; 2 - множество линий раздела контрастных зон.

Телекамера x10 Huawei P40ProPlus, f/4.4, 1/220s, ISO-50, 269mm.
Телекамера x10 Huawei P40ProPlus, f/4.4, 1/220s, ISO-50, 269mm.

4.6.2. Так же желательно иметь вертикальные линии по краям кадра, что взгляд наблюдателя не покидал кадр и всегда возвращался, удерживая его внимание.

4.6.3. Очень большое значение в композиции кадра имеют диагональные линии. Существует много схем использования диагональных линий, для примера приведу основную схему: это две диагонали кадра, и линии из угла кадра к диагонали под прямым углом.

-29

Диагональные линии так же придают рисунку динамичность. При построении кадра необходимо использовать диагонали и подчеркивать их. Это очень большая тема для дальнейшего самостоятельного изучения.

4.6.4. Примеры построения диагональных линий.

Диагонали.
Диагонали.
Диагонали.
Диагонали.

А вот посмотрите какая получается пирамида со светящейся звездой на вершине!

Пирамида с сияющей звездой.
Пирамида с сияющей звездой.
Диагонали.
Диагонали.

5. Сюжет.

5.1. Учитесь видеть окружающий мир.

Вы знаете, когда я увлекся фотографией, я стал совсем по другому смотреть на окружающий мир. Я стал смотреть на небо и на облака, и видеть глубину цвета неба и объем облаков, видеть свет, отражения и свето-тени. Я стал смотреть летом на лес и видеть сотни тысяч полутонов зеленого. Я стал обращать внимание на мелочи в природе, на которые никогда раньше не обращал внимание. И я могу сказать точно, что мой внутренний мир стал значительно богаче.

В этом разделе я хочу подчеркнуть тот факт, что иногда интересная картинка приходит к тебе неожиданно. Это происходит случайно, ты увидел этот момент, и все, больше ты никогда этого не увидишь. И очень важно, чтобы с тобой всегда был смартфон, на который ты можешь запечатлеть этот единственный и неповторимый момент. Так получилось в этот раз, Мы отдыхали в Египте на Красном море. Когда я возвращался в отель через пустыню со снорклинга в соседней бухте, передо мной открылась интересная картина. Закат был в полном разгаре, а на небе красовались необычные разводы облаков. Так как под водой я также снимаю на смартфон, то мой Huawei P40ProPlus был со мной. Я сразу достал смартфон и запечатлел картину маслом "Корабли пустыни на стоянке в порту".

Марса Алам, Египет. Снято на Huawei P40ProPlus, f/1.8, 1/1150, ISO-50, 61mm.
Марса Алам, Египет. Снято на Huawei P40ProPlus, f/1.8, 1/1150, ISO-50, 61mm.

5.2. Творите, создавайте сюжет сами.

Иногда, когда выходишь на съемку заката, не находишь в окружающем пространстве необходимого яркого сюжета. Не опускайте руки, творите, создавайте сюжет сами. Перед съемкой хорошо подумайте, какой реквизит Вам может пригодится. Если Вы идете на съемку не один, обязательно уделите внимание одежде и внешнему виду Вашей спутницы/спутника. В фотографии не бывает мелочей, от мелочей будет зависеть конечный результат съемки.

Пустыня в Марса Алам, Египет. Снято на  Huawei P40ProPlus, f/2.4, 1/2200, ISO-50, 116mm.
Пустыня в Марса Алам, Египет. Снято на Huawei P40ProPlus, f/2.4, 1/2200, ISO-50, 116mm.
Пустыня в Марса Алам, Египет. Снято на  Huawei P40ProPlus, f/2.4, 1/6000, ISO-50, 81mm.
Пустыня в Марса Алам, Египет. Снято на Huawei P40ProPlus, f/2.4, 1/6000, ISO-50, 81mm.

4.3 Сюжет или закат.

Иногда при съемке заката ты попадаешь в особенную атмосферу, когда сюжет начинает преобладать над закатом, и в этом нет ничего плохого. Ты поневоле больше времени начинаешь уделять именно сюжету, а закат уходит на вспомогательный план. Приведу примеру со съемки еще на фотокамеру Sony.

На закате. Sony ILCE-7M2, f/11, 1/60s, ISO-125, 36mm.
На закате. Sony ILCE-7M2, f/11, 1/60s, ISO-125, 36mm.

Эх, не было у меня тогда еще фотосмартфона Huawei, а была простая Sony ILCE-7M2, так бы закат получился бы огненным (улыбнулся).

Заключение.

В одном уроке нельзя объять необъятное. Я постарался Вам дать наглядные примеры, аспекты и направления, что и где изучать, дальше дело за Вами! Учитаесь и снимайтесь, творите и наслаждайтесь!

Надеюсь Вам понравился этот урок и Вы найдете для себя в нем полезные знания. Все мои уроки Вы можете найти в подборке: Уроки мобильной фотографии.

Если Вам понравилось, просьба поддержать канал подпиской и лайком!

Искренне Ваш, Мобильная фотография.