Современники называли Зинаиду Гиппиус «Сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной» за красоту, острый язык и смелость.
Такая хрупкая, нежная, она - трибун в своём деле, вождь поэтов и литераторов, которых умела объединять, вдохновлять, направлять, вести за собой. Ею восхищались и её уважали. Её называли идеологом сиволизма.
Серебряный век – никогда, ни до ни после, русская культура не достигала таких высот новаторства, такого разнообразия школ и направлений, такого масштаба литературного эксперимента. Зинаида Гиппиус одна из самых харизматичных фигур Серебряного века,
Она начала печатать стихи в 16 лет, а позже создавала романы и публицистические статьи и стала основательницей нескольких литературных салонов.
Мне кажется, у неё нет созерцательных, описательных стихотворений. В каждой строфе живут её чувства, порывы её мятущийся, свободолюбивой души.
День вечерен, тихи склоны,
Бледность, хрупкость в небесах,
И приземисты суслоны
На закошенных полях.
Ближний лес узорно вышит
Первой ниткой золотой
И, притайный, — тайной дышит.
Темной свежестью грибной.
В бело-перистом тумане,
Зыбко взреявшем, сыром,
Грезят сизые елани
Об осеннем, о ночном.
Чуть звенит по глади росной
Чья-то песня, чей-то крик…
Под горой, на двухколесной
Едет пьяненький мужик.
Над разлапистой сосною
Раскричалось вороньё.
Всё мне близко. Всё родное.
Всё мне нужно. Всё моё.
Она выступила инициатором создания литературно-религиозного журнала «Новый путь», печатавшего, в том числе, материалы религиозно-философских собраний. Много работала как публицист, писала не только о литературе и религиозных исканиях, но и на социально-политические темы. Ее статьи отличались проницательностью и резкостью суждений, часто довольно субъективных.
Без оправданья.
Нет, никогда не примирюсь.
Верни мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятья.
Как все, живя, умру, убью,
Как все себя разрушу,
Но оправданием – свою
Не запятнаю душу.
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне,
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога, -
Мой дух пойдёт и с ним на брань,
Восстанет и на Бога.
Санкт – Петербург. 1916 год.
Зинаида Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в городе Белёв Тульской губернии. Отец, Зинаиды Николаевны, Николай Романович Гиппиус, был родом из обрусевшей немецкой дворянской семьи, по профессии юрист, мать, Анастасия Васильевна, урождённая Степанова, была дочерью екатеринбургского оберполицмейстера. Отец находился на государственной службе и вся семья, в которой кроме Зины были ещё три маленькие сестры, бабушка и незамужняя сестра матери, находилась в постоянных переездах – Тула, Саратов, Харьков, Питер, Нежин Черниговской области.
Служебные переезды отца делали систематичное образование девочек невозможным. Зинаида и три ее сестры не получили системного образования: учебные заведения удавалось посещать только урывками.
В марте 1881 Николай Романович умер от туберкулёза. А когда к ужасу матери, боявшейся наследственности, туберкулёз обнаружили у Зины, было решено, что семья переезжает в Крым. Девочка к тому времени уже полностью перешла на домашнее обучение, много читала, вела дневники и писала смешные стихотворные пародии на родных и близких.
Затем из Ялты, в 1885 году мать увезла дочерей в Тифлис, к брату Александру, где сняли дачу в Боржоми. Здесь Зинаида смогла оправиться от тяжёлого потрясения связанного с потерей отца и восстановить здоровье.
Юной красавице удалось покорить молодежь Тифлиса. В кружке, который она собрала, все писали стихи. В 1888 году Зинаида опубликовала своё первое стихотворение в журнале «Северный вестник».
В этом издании она напечатала свои ранние рассказы. В автобиографии Гиппиус вспоминала: «Я писала романы, заглавий которых даже не помню, и печаталась во всех приблизительно журналах, тогда существовавших, больших и маленьких».
Часть ранних стихов Зинаиды Гиппиус были полны пессимизма и меланхолии, что, в прочем, продлилось не долго.
Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья лёгкие туманит.
Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.
Мир — успокоенной душе моей.
Ничто её не радует, не ранит.
Не забывай моих последних дней,
Пойми меня, когда меня не станет.
Именно там, в Тифлисе – в круговороте веселья, танцев, поэтических состязаний и скачек – состоялась судьбоносная встреча Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского - молодого, но уже довольно известного поэта. Она как-то читала его стихи, опубликованные в петербургском журнале "Живописное обозрение". Даже запомнила имя, но сами рифмы тогда не произвели на неё большого впечатления.
«Мы встретились и оба вдруг стали разговаривать так, как будто давно уже было решено, что мы женимся, и что это будет хорошо».
Через год, 8 января 1889 года Гиппиус и Мережковский обвенчались в тифлисской церкви Михаила Архангела. Невеста была в тёмном стогом костюме и маленькой шляпке на розовой подкладке, жених – в сюртуке и в форменной шинели. Ей было 19, ему – 23. Они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день.
Сразу после свадьбы Гиппиус и Мережковский переехали в Петербург и поселились в небольшой съёмной квартире: у каждого была отдельная спальня, собственный кабинет и общая гостиная, где они принимали гостей – поэтов, писателей, художников, религиозных и политических деятелей. Зинаида стала царицей этого блестящего литературного салона. Не хозяйкой, а именно царицей. Хрупкая капризная девочка, которую поначалу воспринимали лишь как тень знаменитого мужа, сумела сломать все возможные стереотипы и завоевать среди современников титул "декадентской мадонны" – вдохновительницы и одного из самых беспощадных критиков своей эпохи.
14 декабря.
Ужель прошло – и нет возврата?
В морозный день, заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз.
Иду навстречу упованью,
К ступеням зимнего крыльца…
Под тонкою мундирной тканью
Трепещут жадные сердца.
Своею молодой любовью
Их подвиг режуще – остёр,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костёр.
Минули годы, годы, годы…
А мы всё там, где были вы
Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы!
Мы – ваши дети, ваши внуки…
У неоправданных могил,
Мы корчимся все в той же муке,
И с каждым днём всё меньше сил.
И в день декабрьской годовщины
Мы тени милые зовём.
Сойдите в смертные долины,
Дыханьем вашим – оживём.
Мы, слабые, вас не забыли,
Мы восемьдесят страшных лет
Несли, лелеяли, хранили
Ваш ослепительный завет.
И вашими пойдём стопами,
И ваше будем пить вино…
О, если б начатое вами
Свершить, нам было суждено.
Без оправданья.
Нет, никогда не примирюсь.
Верни мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятья.
Как все, живя, умру, убью,
Как все себя разрушу,
Но оправданием – свою
Не запятнаю душу.
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне,
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога, -
Мой дух пойдёт и с ним на брань,
Восстанет и на Бога.
Санкт – Петербург. 1916 год.
Зинаида Гиппиус с Дмитрием Мережковским составили один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы. Из воспоминаний Валерия Брюсова: «Муж и жена – единая плоть. Можно сказать, что не всем писателям так повезло с женой, как Мережковскому».
Союз с писателем и поэтом Дмитрием Мережковским, как показала жизнь, дал смысл и мощный стимул всей творческой деятельности Зинаиды Николаевны, вскоре позволил юной красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы, сыграть важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века».
Юный март
Пойдем на весенние улицы,
Пойдем в золотую метель.
Там солнце со снегом целуется
И льет огнерадостный хмель.
По ветру, под белыми пчелами,
Взлетает пылающий стяг.
Цвети меж домами веселыми
Наш гордый, наш мартовский мак!
Еще не изжито проклятие,
Позор небывалой войны,
Дерзайте! Поможет нам снять его
Свобода великой страны.
Пойдем в испытания встречные,
Пока не опущен наш меч.
Но свяжемся клятвой навечною
Весеннюю волю беречь!
Февральскую революцию 1905 года они встретили с величайшим воодушевлением. С головой окунулись в политическую жизнь. Но действительность оказалась далека от ожиданий. Гиппиус безмерно отчаивается, видя, как вырождается революция из-за политических ошибок ее лидеров, разброда в среде интеллигенции, нарастания разрушительных сил. Октябрь 1917 Гиппиус восприняла как контрреволюционный путч. Октябрь для нее – это и конкретное преступление революционных проходимцев, и великий общий грех народа, допустившего их к власти.
Блевотина войны - октябрьское веселье!
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твое похмелье,
О бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил - засек кнутом?
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевая рты...
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь!
В статье для газеты «Общее дело» она писала: «Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение». Гиппиус даже разорвала отношения с Валерием Брюсовым, Александром Блоком, Андреем Белым.
В начале 1920 года Мережковские нелегально перешли русско-польскую границу. После недолгого пребывания в Польше Мережковские навсегда эмигрировали во Францию.
В Париже по инициативе Гиппиус в 1927 году было создано воскресное литературно-философское общество «Зеленая лампа», которое просуществовало до 1940 года. В доме Мережковских объединились литераторы и мыслители зарубежья: Иван Бунин и Марк Алданов, Николай Бердяев и Георгий Иванов, Георгий Адамович и Владислав Ходасевич. Они читали доклады на философские, литературные и общественные темы, дискутировали о миссии литературы в изгнании, обсуждали «неохристианские» концепции, которые развивал в своих стихах Мережковский.
Она не погибнет, - знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем, - верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасется, - знайте!
И близко ее воскресенье.
В 1939 году в Париже вышла книга стихотворений Гиппиус «Сияния». Это последний сборник поэтессы: после него выходили только отдельные стихотворения и вступительные статьи к сборникам.
В 1941 году умер Дмитрий Мережковский. Гиппиус очень тяжело перенесла потерю мужа. «Я умерла, осталось умереть только телу», — писала она после смерти мужа. В последние годы жизни писательница работала над мемуарами, биографией покойного супруга, но завершить работу не удалось.
Зинаида Гиппиус пережила Дмитрия Мережковского всего на четыре года. 9 сентября 1945 года она скончалась — в возрасте 76 лет. Её секретарь поведал, что уходила она со счастливой улыбкой на губах. Возможно в ожидании встречи с любимым человеком.
Соединенные еще в юные годы творчеством они так и не расстались и похоронены в одной могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Поэты, не пишите слишком рано,
Победа еще в руке Господней.
Сегодня еще дымятся раны,
Никакие слова не нужны сегодня.
В часы неоправданного страданья
И нерешенной битвы
Нужно целомудрие молчанья
И, может быть, тихие молитвы.
Зинаида Гиппиус
Спасибо за ваше внимание
Предлагаю познакомиться с другими публикациями о поэтах Серебряного века
Ожидаю ваших комментариев: они помогают моему каналу развиваться.
#поэты Серебряного века #Зинаида Гиппиус, поэт #стихи Зинаиды Гиппиус