Найти в Дзене
Чигрышонок

Чарлз Диккенс. Повесть о двух городах.

Лондон - Париж, голуби вверх, блики крыш… Я вас любил так искренно, так нежно… В России этот роман относительно мало известен, в советское время он издавался только один раз, в 30-томном собрании Диккенса. Позже его переиздали в 2023 году, серии Библиотека мировой литературы (СЗКЭО), в переводе Е.Г. Бекетовой, с иллюстрациями Ф. Барнарда, которого называли «Диккенсом среди графиков». Трагическая романтичная повесть о любви, преданности, ненависти и долгой холодной одержимости местью - на фоне кровавых событий Французской Революции и респектабельной, уютной Британии. Страшная, серьёзная, жёсткая повесть. Исторические события даны наброском, для общего понятия. Главное тут - мысли и чувства обычных людей, их характеры, их поступки, их мораль, внутренние переживания. Все герои неоднозначны, даже те, которые совершают дурные поступки. Французский аристократ - плоть от плоти своей эпохи, надменен и безжалостен не более, чем каждый второй аристократ в то время. Но и ответ угнетённых был жест

Лондон - Париж, голуби вверх, блики крыш…

Я вас любил так искренно, так нежно…

В России этот роман относительно мало известен, в советское время он издавался только один раз, в 30-томном собрании Диккенса.

Позже его переиздали в 2023 году, серии Библиотека мировой литературы (СЗКЭО), в переводе Е.Г. Бекетовой, с иллюстрациями Ф. Барнарда, которого называли «Диккенсом среди графиков».

Трагическая романтичная повесть о любви, преданности, ненависти и долгой холодной одержимости местью - на фоне кровавых событий Французской Революции и респектабельной, уютной Британии. Страшная, серьёзная, жёсткая повесть.

Исторические события даны наброском, для общего понятия. Главное тут - мысли и чувства обычных людей, их характеры, их поступки, их мораль, внутренние переживания.

Все герои неоднозначны, даже те, которые совершают дурные поступки. Французский аристократ - плоть от плоти своей эпохи, надменен и безжалостен не более, чем каждый второй аристократ в то время. Но и ответ угнетённых был жесток, когда детей принудили отвечать за грехи своих родителей, а родственникам запрещали даже оплакивать осуждённых. И нельзя сказать, что ответ был несправедлив - просто то была слепая справедливость. Коллективное вменение вины, как оно есть.

Уже позже, в повести Вс. Иванова «Цветные ветра» - брат ответит жизнью за преступление своего брата. Революции одинаковы везде. И казни десятков и сотен - становятся простой обыденной статистикой, не оставляя в народной памяти никакой легенды о печальной душе, навещающей местность под тенью гильотины.

За душу берут последние страницы, где изображается мужественное смирение с судьбой одного главного героя, и душевные метания, переходящие в деловую собранную готовность - другого героя. Как оба человека преодолевают свой страх смерти.

Показывается благородство, верность своему слову, по-настоящему великая душа; и показывается душа, всю жизнь прогоревшая желанием мести - и так и не испытавшая триумфа, потому, что желание это не осуществилось. Как можно, не зная языка оппонента, понимать его - по голосу, по тону, по выражению лица.

Роман своеобразно закольцовывается: он начинается и заканчивается возвращением к жизни, только в конце это возвращение сопровождается трагедией.

Роман этот богат на экранизации.

-2

1935, режиссёр Джек Конуэй, в роли Картона - Роналд Колман.

Очень мрачное и безнадёжное ощущение остаётся. Девушка-швея вышла интереснее главной героини. Её очень жаль, когда она спрашивает, а к чему всё это, к чему её невинная жертва, как убивали, так и продолжают убивать… Хорошая находка с евангельскими словами в конце фильма.

-3

1958, режиссёр Ральф Томас, в роли Картона - Дирк Богард.

Фильм сильный по визуалу, по постановке, и актёры подобраны, на мой взгляд, лучше, чем в 1935 года фильме.

Мисс Манетт здесь совсем не глупенькая конфетка. Здесь она и правда - лёгкая «птичка». И Картон-Богард признаётся в любви, со слезами на глазах. Кристофер Ли хорош в небольшой роли маркиза.

-4

1980, мини-сериал, режиссёр Майкл Брайант. В роли Картона/Дарнея Пол Шелли.

Добротная бибисишная экранизация, в меру скучноватая, несколько мещанская.

-5

1980, мини-сериал, режиссёр Джим Годдар, в ролях Картона/Дарнея Крис Сарандон.

Этот мини-сериал я нашла только на ютубе и в ужасном качестве, но меня он заинтересовал, так что поищу ещё где-нибудь.

-6

1989, Великобритания/Франция, режиссёр Филипп Монье, в роли Картона Джеймс Уилби, Дарнея- Ксавье Делю.

Этот сериал зацепил меня больше всех, даже сильнее, чем с Богардом. Скорее всего, из-за молодого-романтичного Джеймса Уилби, который весь фильм пытается сыграть беспутного алкоголика, опускающегося на днище жизни, но выходит у него чисто английский джентельмен с большой буквы. И музыка здесь великолепна, и между швеёй и Картоном уже химия, а не только сочувствие и сострадание.

Берут за душу кадры, когда Картон в последний раз прогуливается мимо Собора Парижской Богоматери.

Фильм буржуазный, прилизанный, народ в нём аккуратный, в чепчиках, и даже из лужи пьют как-то благопристойно, не мешая друг дружке.

Когда смотрела, поймала себя на мысли, что хочу, чтобы швею и Картона кто-нибудь бы отбил, спас, они бы поженились, и жили долго и счастливо. Есть между ними химия, их взгляды уже не дружеские, а так, когда он - мужчина, она - женщина. В других фильмах, как мне кажется, у Картона - жалость, сочувствие, сострадание, но не влюблённость.