Россия — самая большая страна в мире, а за Уральскими горами ещё и довольно слабо заселённая. Казалось бы, бери линейку, черти на карте линию и строй дорогу. Ровную и прямую. Но нет, у нас дороги не отличаются ни ровностью, ни прямотой. На эту тему даже анекдот есть.
Дорожники приехали в поле дорогу строить. Рабочие спрашивают у главного, куда дорогу прокладывать?
— А воооон туда, по прямой — показывает дорожник на стог стена в далеке.
Дорожники строят весь день, работают в поте лица, уехали на ночь по домам. А ночью тракторист смотрит, прямо на его стог сена дорогу строят, передвинул стог.
Утром дорожники приходят, смотрят, а стог левее. Думают, и как это мы так скосили вчера? Снова берут направление на стог. Ночью тракторист опять перевозит стог сена в сторону, потому что дорожники опять на него нацелились.
Утром дорожники снова меняют направление на стог. И так несколько раз.
Приезжает главный работу принимать, смотрит, а вместо прямой дороги, какой-то испытательный полигон для проверки управляемости автомобилей. Спрашивает:
— Как так? Почему дорога такая извилистая? Я же сказал по прямой строить вот на тот стог сена.
— А мы так и строили, — говорят рабочие.
Это, конечно, анекдот, но факт остаётся фактом — прямые дороги — это не про нас. Дороги прокладывают с учетом рельефа местности и так, чтобы через каждую деревушку пройти. Вот и получаются повороты.
Другая ситуация в Австралии. Там большая часть населения проживает на восточном побережье, но немного городков и поселков вдоль побережья есть по всем периметру Австралии. В центре же континента, как известно, никто ни живёт. Там пустошь, пустыня, ни людей, ни деревень, ни городов. Одни национальные парки и заповедники, через центр Австралии даже нормальной асфальтированной дороги нет, только грунтовка по пустыне, в которой на сотни километров нет ни души. Но эту дорогу, несмотря на то, что она называется Великой центральной дорогой, дорогой считать не будем. По ней в год проезжает всего 10 000 автомобилей, то есть в среднем примерно по одной машине в час.
Если же тебе надо добраться по асфальту из одного города в другой, будь добр, пили вокруг побережья, наматывая лишние сотни. И один из участков этой окружной дороги называется шоссе Эйр — это единственная асфальтированная дорога, соединяющая штаты Западная Австралия и Южная Австралия.
Если уменьшить масштаб до всей Австралии, то шоссе Эйр будет выглядеть так.
Протяжённость всего шоссе — 1664 километра. Оно названо в честь исследователя Эдварда Джона Эйра, который в 1840–1841 годах стал первым, кто пересёк равнину Налларбор (пешком), представляющую собой абсолютно пустынные или полупустынные земли практически без растительности. Ему приходилось питаться ящерицами и змеями, а воду добывать из корней растений. Земля там красная, а по факту, это огромный пласт известняка, на котором ничего не растёт. Даже редкие деревья и кустарники как будто вымершие.
Для сельского хозяйства, скотоводства, жизни человека и всего остального место так себе, но для строительства идеально прямой и ровной дороги самое то. И австралийцы её сделали. Проезжая по шоссе Эйр, обязательно окажешься на куске асфальта, который уходит в горизонт по прямой, не меняя своё направление даже на градус. Выглядит это примерно так.
На фотографии выше до горизонта примерно 50 километров и дорога на всём протяжении ровная, как стрела. И так на протяжении 146 километров. Можно кинуть кирпич на педаль газа, зафиксировать руль и кимарнуть час-полтора.
Шутки шутками, но на самом деле прямые дороги — это большая проблема в плане безопасности — водители реально засыпают, так что наши неровные и непрямые дороги сделаны для безопасности людей, чтоб водители всегда были в тонусе и не засыпали!
Надо сказать, что австралийцы проявили себя в плане строительства шоссе, как настоящие русские — долго запрягали, но быстро поехали — потому что начали строить дорогу только спустя столетие после путешествия Эйра, в 1941 году, и построили 1664 км меньше чем за год. Правда, дорога представляла из себя скорее тропу, нежели автомагистраль, асфальта не было, по факту просто прошлись грейдером, сделав хорошую грунтовку. Асфальт же начали стелить только в 60-ом году и закончили в 1976-ом. Потом дорогу реконструировали, расширяли, строили заправки, шиномонтажки, ночлежки и закусочные. Но и сейчас островков цивилизации может не встречаться на протяжении сотен километров.
Впрочем, на сегодняшний день, шоссе Эйр с его самым 146-километровым абсолютно прямым участков не является самой длинной прямой дорогой в мире. Арабы переплюнули австралийцев. В Саудовской Аравии построили шоссе №10, на котором есть такой же прямой участок, как в Австралии, но длиной 240 километров через пустыню Руб-эль-Хали.
Хотели бы прокатиться по такой дороге? Если было интересно, подписывайся на мой Телеграм для своих, а ниже я подобрал ещё несколько интересных статей про Австралию: