Решение о столице летних XXII Летних Олимпийских игр было принято в 1974 году. Москва тогда обошла своего конкурента — американский Лос-Анджелес.
В высших коридорах власти царила эйфория. Ну как же, как же. Это первые Олимпийские игры, которые пройдут на территории Восточной Европы. Это первые Игры в социалистической стране.
Состязания сильнейших спортсменов планировали провести с размахом, задействовав спортивные сооружения не только столицы, но и крупнейших городов союзных республик.
Вот только мало кто знает, что тогдашний генсек неожиданно для всех высказал свои сомнения о целесообразности проведения Олимпийских игр в Москве. Есть сведения, что Брежнев даже предлагал Политбюро отказаться от проведения столь дорогостоящего мероприятия.
Соратники «дорогого Леонида Ильича» быстренько осадили его. «Да ты что, Леонид, белины объелся? Это же такой хороший повод утереть нос нашим оппонентам», — оппонировал ему тогда главный партийный идеолог Михаил Андреевич Суслов.
Но вскоре многие из партийной верхушки стали задумываться: «А ведь Лёня дело говорил…». Затраты на строительство олимпийских объектов стали бить все рекорды, многократно превысив первоначальные расчеты. Так, 356 млн рублей, выделенных на спортивные комплексы и олимпийскую деревню, как-то незаметно превратились в 1,5 млрд.
Оптимисты были уверены, что значительную часть расходов можно будет покрыть выручкой от продажи билетов на спортивные мероприятия, а также от выпуска национальной лотереи, посвященной московским Играм. Но пессимисты оказались правы.
Подпортили отношения с друзьями
Вслед за экономическими проблемами на голову правительства свалились политические. В период подготовки к Играм каждая национальная команда выдвигала свои условия, порой взаимоисключающие. Уступив одной национальной команде, означало бы не выполнить условия другой. Все это могло нанести вред межгосударственным отношениям СССР. Организаторы соревнований выкручивались как могли.
Как назло, заканчивались полномочия Майкла Килланина, возглавлявшего в ту пору Международный олимпийский комитет (МОК). Ирландец, который считался чуть ли не другом Советского Союза, уходил в отставку, а на его место метил испанский бизнесмен Хуана Антонио Самаранч.
Испанец, мягко говоря, недолюбливал коммунистов. Советские спортивные функционеры приложили максимум усилий, чтобы наладить отношения с ним. Самаранч, вставший во главе МОК накануне Олимпиады-80, видимо изменил свое отношение к СССР и впоследствии своими действиями поддерживал Москву.
Опять же, Олимпийские игры в Москве планировались не только как значимое мировое событие, но и демонстрация преимущества коммунистического строя перед «загнивающим» капитализмом. Команды соцстран должны были показать высокие достижения в области спорта.
Некоторые социалистические страны намеревались пойти еще дальше. Не только показать более высокие результаты, чем у команд капиталистического лагеря, но и перегнать в командном зачете Советский Союз.
Как, например, команда ГДР. Спортивное руководство этой страны неожиданно для всех отказалось от совместных сборов, намекая остальным, что у них своя методика подготовки. Что за методика — они отказались поделиться.
Секреты камрадов стали раскрываться лишь после того, как они стали настаивать об участии их специалистов в советской допинговой лаборатории. Выяснилось, что многие немецкие спортсмены злоупотребляли допингом. Причем их тренеры не считали это чем-то зазорным, объясняя, что тем самым они хотели внести свой вклад в общую копилку медалей стран соцлагеря.
Советское руководство отказало немцам в таком сомнительном сотрудничестве. Те обиделись и заявили, что тем самым СССР устраняет более сильных конкурентов.
Большинство социалистических стран, полагая, что страна, принимающая олимпиаду, из «ихних» будет, посчитали для себя иметь преференции. Они настаивали на расширенном составе своих делегаций, а все дополнительные расходы, которые возникнут вследствие этих преференций, должны, мол, покрыты советским правительством.
Бойкот шестидесяти стран
Еще одна неожиданная проблема возникла буквально накануне проведения Игр. В декабре 1979 года было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. В знак протеста американцы объявили бойкот Летним Олимпийским играм в Москве. Но и на этом они не успокоились.
Была предпринята мощнейшая агитации с целью присоединения к бойкоту спортсменов других стран. США даже привлекли к этому легендарного боксера Мухаммеда Али. Последний разъезжал по африканскому континенту и призывал африканских спортсменов бойкотировать Олимпийские игры в Москве.
Результат не заставил себя ждать. К моменту открытия Олимпиады-80, 65 государств отказались от участия в соревнованиях. И, конечно же, в командах этих стран было немало спортивных звезд, которых боготворили миллионы болельщиков. Большое количество иностранных туристов, заранее купивших билеты в Москву, стали от них отказываться. Это также отразилось на окупаемости спортивного проекта.
Некоторые спортсмены, проигнорировав призывы своего правительства, все-таки приехали в Москву и приняли участие в соревнованиях под олимпийским флагом. Но таких было крайне мало.
Озабоченность советского правительства была крайне серьезной. Некоторые полагали, что Олимпиада, на подготовку к которой уже были затрачены огромные средства, может и не состояться.
Настоящий кошмар Олимпиады
Еще были свежи в памяти события 1972 года. Тогда, на Олимпийских играх в Мюнхене, террористами были захвачены заложники. Погибли люди.
Мы создали группу в «ВКонтакте» — History Empires. Заходите, знакомьтесь с интересными материалами. Поддержите нас. Подпишитесь! 👇
Советское руководство поставило перед силовыми ведомствами четкую задачу: не допустить второго Мюнхена. Поэтому силовики не ограничились стандартными методами. Была даже организована отсылка из Москвы товарищей сомнительного поведения за так называемый 101-й километр.
Милицией были проведены беседы с авторитетами криминального мира. Те пообещали взять «отпуск» на время проведения Олимпиады. Воры не обманули и крупных ограблений действительно в этот период не наблюдалось. А вот количество мелких краж увеличилось настолько, что сотрудники МВД схватились за головы.
В отделы поступало огромное количество заявлений от иностранных туристов. У них тащили все. От трусов, носков до часов и радиоприемников. В номерах олимпийской деревни пропадали телевизоры, раковины и унитазы. Даже лампочки выкручивали. Порой этим грешили сами милиционеры. Ведь в обеспечении правопорядка были задействованы огромные силы из других регионов страны.
Олимпийский Мишка улетел, пробив слезу многих болельщиков своим таким нехорошим поведением. Лев Лещенко спел очередной трогательный хит.
А вот советские руководители были вынуждены признать, что Леонид Ильич был прав, когда предлагал им отказаться от проведения Летних Олимпийских игр в Москве. Ни одно мероприятие до этого, а, пожалуй и после 1980 года, не принесло СССР таких колоссальных убытков.
Говорят, что у Алексея Косыгина, председателя союзного правительства, в октябре 1979 года случился инфаркт, когда ему принесли бюджетные выкладки по 80-му году. Но это не точно. Здоровье свое он подорвал значительно раньше. В 1976 году во время прогулки на байдарке.