Относительно недалеко от усадьбы Кузьминки- примерно 3 километра- усадьба Люблино.
Кузьминки, почему-то, более популярное место.
Ходили ли владельцы усадьбы Кузьминки в гости в Люблино- неизвестно. Но мы решили сходить.
Ближайшая станция метро- Волжская. Буквально 200 метров через мост- запруду через речку Чурипиху- и вот он старинный барский парк.
Справа пруд.
С одиноким, мерзнущем на ноябрьском ветерке, рыбачком.
На берегу- строгие объявления.
Народ дисциплинированный. Купающихся не видно.
Вдоль берега пруда- аллеи.
Еще в 1680-е годы тут находилось поместье бояр Годуновых. Название Люблино усадьба получила при следующих владельцах. Князьях Прозоровских.
А примерно в 1800 году Люблино приобрел Николай Алексеевич Дурасов. Отставной армейский бригадир.
Армейский бригадир- военный чин 5-го класса. По современному- между полковником и генерал- майором.
Жил Николай Алексеевич не на полковничью пенсию. Огромное наследство получил. Включая уральские заводы.
Мог себе позволить помпезную усадьбу отстроить.
Последующие поколения пытались украсить парк новыми постройками. Как, например, этот коттеджик.
Но до дурасовских строений им было далеко.
Ведь усадьбу проектировал знаменитый архитектор Казаков. Но не Матвей Фёдорович. А Родион Родионович. Однофамилец.
Р.Р. Какзаков как раз работу в соседних Кузьминках заканчивал.
Под его руководством возвели господский дом, здания театральной школы, театра, оранжереи, хозяйственные постройки.
Крайнее слева здание на стариной гравюре- оранжерея. Ананасы, финики выращивали. К дурасовскому столу. Состояла из 10 зал.
Сейчас один флигель остался.
И угловая башенка. Перестроенная.
По сохранившейся еще в 1921 году левой башенке,
можно представить как она выглядела.
Рядом еще один флигель.
Флигель театральной школы.
В середине XIX века усадьбу приобрел купец первой гильдии К.Н. Голофтеев. На месте барской усадьбы реализовал свой бизнес-проект- дачный поселок.
Для привлечения дачников на собственные средства в 1870 году открыл станцию «Люблино-Дачная» (сейчас платформа Люблино). И даже запретил местным крестьянам возведение любых новых построек. Дабы вид сельских халуп дачников не расстраивал.
Под дачи оборудовал казаковские постройки. Ну и новых дачных домиков понастроил.
- Интересно было бы на эти старые дачи посмотреть – скажет читатель.
Не получится. Все было сметено могучим ураганом. В 1904 году.
Восстанавливать не стали. Сам Голофтеев к тому времени умер. А наследникам не до того было.
А вот старые здания устояли.
Этот флигель, якобы, арендовал Ф.М. Достоевский. Как он писал, «укрепился в Люблине в приятнейшей компании». Рядом сестра дачу снимала. Да и другие дачники, видимо, приличные были.
А вот лакей от Федора Михайловича сбежал. Мол, барин все ночи напролет ходит по комнатам и говорит про убийство.
Достоевский в это время «Преступление и наказание» писал.
Собственно, и сам Дурасов усадьбу как дачу использовал. На зиму уезжал в свой особняк на Покровском бульваре. Тоже Казаковым построенный. Но уже Матвеем.
Зимой, иногда, и тут приемы устраивал. Но уже не во дворце. А в теплых залах оранжереи. Особый форс. В русские морозцы среди тропических растений.
В стоящем рядом здании с крылечком на колоннах
был зрительный зал крепостного театра. На 100 мест.
Дурасовский театр соперничал за звание лучшего в Москве. с шереметевским. Руководителя труппы- известного московского артиста и режиссера П.А. Плавильщикова- он оттуда и переманил. После смерти Н.П.Шереметева.
В процессе реконструкции в 2004 году творение Казакова немного улучшили. Мансардный этаж добавили. Как-никак, лишние 330 кв. м.
Параллельно главной аллее, в глубине, еще пара старинных флигелей стоит.
А рядом с театром- театральная школа. Два однотипных дома с классическими колоннами. Соединенные колоннадой.
На табличке указано-архитектор Еготов. Непосредственное наблюдение за возведением объектов Р.Р. Казаков ему поручил.
Всего у Дурасова театре было 120 артистов. По данным на август 2024 года, в труппе Московского художественного театра (МХТ) 111 артистов.
Внутри колоннады- стеклянные пирамидки.
Почти как в Лувре. Тут вроде бы тоже музей был. Но в кассе билеты только в главное здание.
С потолка колоннады уже штукатурка сыплется.
Пора бы и ремонт сделать.
А вот главный усадебный дом
уже в лесах.
Но про него- в отдельной заметке.
После революции усадьбу долго не знали подо что приспособить.
Во дворце располагались то школа, то милиция, то клуб железнодорожников.
Пока, наконец, в 1950-х усадьбу не отдали Институту океанологии Академии наук.
Разумное решение. Океана в Москве нет. Зато пруд под боком.
В 1998-2003 годах провели реставрацию дворца, парк привели в порядок.
Тут и сям какие- то парковые сооружения.
Летний театр.
Но и ученые тут работать продолжают. В этом здании середины прошлого века
конструкторское бюро.
А в этом изящном ангаре,
наверное, конструкторы свои океанические изделия испытывают.
Рядом со зданием КБ- будочка.
Непонятного назначения.
На противоположном берегу пристань виднеется.
То ли, чтобы отдыхающих по пруду катать. То ли для ученых. Океанические исследования проводить.
Ну вот, пожалуй, и все.
- Постойте- скажет эрудированный читатель – Как это. Старинная усадьба. И без церкви.
При Дурасове церкви не было. Якобы, барин был старообрядцем. И своей веры храм не разрешали поставить. А единоверческую не сам не хотел.
А вот Голофтеев церковь поставил.
И тут самая невероятная история усадьбы.
В 1872 году в Москве около Кремля проходила Политехническая выставка.
Посвященная двухсотлетнему юбилею со дня рождения Петра I. Когда выставка закрылась, экспонаты послужили основой для создания Политехнического и Исторического музеев.
А вот главный экспонат- одноглавый деревянный храм-
купил Конон Никонович.
Разобрал. И привез сюда.
После революции в храме организовали уголок безбожника.
- И что же? – спросит читатель – Спалили церковь безбожники?
Вы не поверите. Но нет.
Боголюбивые люди церковь разобрали. Опять. И установили в село Рыжево, Егорьевского района. Она и сейчас действует.
А пока мы гуляли, рыбачок так и продолжал мерзнуть на берегу пруда. Надеялся дурасовскую стерлядку выловить.