Найти в Дзене

В помощь логисту: что такое утилизация транспорта и как её повысить с помощью «цифры»

Утилизация транспорта — или коэффициент загрузки кузова — ключевой показатель эффективности в логистике. Он показывает, насколько полно и эффективно используются транспортные средства для перевозке грузов. Рассказываем, на что влияет эта метрика, показываем на примерах, как она рассчитывается, с помощью каких инструментов её можно повысить. Этот показатель влияет на экономику компании, использование ресурсов и качество обслуживания клиентов. Рассмотрим подробнее каждый из пунктов и приведём примеры. Экономические аспекты — это затраты для владельцев собственного автопарка и грузовладельцев, работающих с привлеченными перевозчиками по договору. Размер таких затрат зависит от того, насколько полно используется транспорт. Например, если предприятие, владеющее собственным автопарком, будет загружать свои ТС только на 60 %, его затраты на топливо, зарплату водителям, амортизацию останутся такими же, как при полной загрузке. Недозагрузка приводит к неэффективности и убыткам. Для компаний, ра
Оглавление

Утилизация транспорта — или коэффициент загрузки кузова — ключевой показатель эффективности в логистике. Он показывает, насколько полно и эффективно используются транспортные средства для перевозке грузов.

Рассказываем, на что влияет эта метрика, показываем на примерах, как она рассчитывается, с помощью каких инструментов её можно повысить.

© Сергей Старуш / Фотобанк Лори
© Сергей Старуш / Фотобанк Лори

На что влияет коэффициент загруженности транспорта

Этот показатель влияет на экономику компании, использование ресурсов и качество обслуживания клиентов. Рассмотрим подробнее каждый из пунктов и приведём примеры.

Перевозка воздуха

Экономические аспекты — это затраты для владельцев собственного автопарка и грузовладельцев, работающих с привлеченными перевозчиками по договору. Размер таких затрат зависит от того, насколько полно используется транспорт.

Например, если предприятие, владеющее собственным автопарком, будет загружать свои ТС только на 60 %, его затраты на топливо, зарплату водителям, амортизацию останутся такими же, как при полной загрузке. Недозагрузка приводит к неэффективности и убыткам.

Для компаний, работающих с привлечёнными перевозчиками, оптимальное использование транспорта помогает сократить число рейсов. Благодаря этому снижаются затраты на договорные перевозки. Например, если клиент оплачивает перевозку 50 м³ груза в кузове на 80 м³, это уменьшает экономическую выгоду компании — она оплачивает перевозку воздуха.

Влияние коэффициента загрузки транспорта на амортизацию ТС

Транспорт имеет свойство амортизации: с каждым днем, рейсом и отгрузкой растет степень износа транспорта. Поэтому грузоотправитель, владеющий собственным автопарком, заинтересован в его эффективном использовании: при полных загрузках амортизации будет более экономически оправданной.

При оптимальной утилизации фура совершает меньше рейсов — это снижает общий пробег и износ шин, двигателя и других компонентов ТС. Машина, работающая при максимальной загрузке на оптимальных маршрутах, требует меньше расходов на топливо. При сопоставимых операционных затратах ТС работает эффективнее, если его коэффицент утилизации высокий.

Влияние коэффициента утилизации транспорта на качество обслуживания клиентов

Качество обслуживания клиентов зависит от скорости и надёжности поставок. Также есть показатель Service Level Agreement (SLA) — «соглашение об уровне обслуживания». SLA отражает, насколько хорошо компания соблюдает сроки и качество доставки. Высокий коэффициент утилизации помогает соответствовать этим стандартам.

При полной загрузке и правильном маршруте перевозчик может совершить больше доставок за рейс: за меньшее время доставить больше продукции. Растет скорость и повышается надёжность поставок, ТС доставляет больше — за меньшее время.

Важно: Полная утилизация ТС невозможна на практике, а максимальная загрузка — не всегда возможна из-за весовых ограничений и весового контроля. Если превысить максимально допустимый вес груза на определенной трассе, можно получить штраф за перевес или ограничение на проезд. Поэтому, говоря об амортизации, мы имеем ввиду не максимально возможную, а оптимальную загруженность ТС с учётом ограничений.

Анна Карасева / Фотобанк Лори
Анна Карасева / Фотобанк Лори

Как рассчитывается утилизация

Показатель загруженности транспорта можно рассчитать разными способами: например, по объёму или грузоподъёмности отдельного ТС. Также есть формула расчёта утилизации для всего автопарка.

Расчёт утилизации по объёму

Формула для расчёта следующая: использованный объём кузова / общий объём кузова × 100 %.

Например, при объёме кузова 86 м³ и перевозке груза объёмом 70 м³ утилизация составит: 70 / 86 × 100 = 81,4%.

Расчёт утилизации по грузоподъёмности

Формула для расчёта следующая: вес перевезённого груза / общую грузоподъёмность × 100 %.

Пример: если грузовик с грузоподъёмностью 20 тонн перевёз 15 тонн, то утилизация составит: 15 / 20 × 100 = 75%.

Расчёт утилизации для всего автопарка

Формула для автопарка более сложная, так как учитывает больше параметров. Выглядит она так: (фактический объём перевозок) / (грузоподъёмность ТС × количество ТС × время работы).

Во время расчётов важно использовать одинаковые единицы измерения, например, грузоподъёмность транспорта и вес груза выражать только в килограммах или только в тоннах, а объём кузова и объём груза — в кубических метрах.

https://unsplash.com/
https://unsplash.com/

С помощью каких инструментов можно повысить коэффициент загрузки транспорта

Коэффициент утилизации можно повысить следующими способами:

  • оптимизируя графики отгрузок;
  • объединяя мелкие партии грузов для уменьшения количества рейсов и используя “обратки”;
  • оптимизируя последовательность посещения точек и организуя обратные рейсы.

Для реализации таких подходов можно использовать современные цифровые инструменты TMS — системы управления грузоперевозками:

  • Функционал для автоматической оптимизации графика отгрузки. Он помогает компании выполнить все обязательства: вовремя передать товар перевозчику, и далее по цепочки — вовремя отгрузить продукцию заказчику.
  • Функционал для распределения грузов по транспортным средствам. Он разделить грузы по ТС и перевозчикам самыми эффективными способами.
  • Функционал для оптимизации порядка объезда точек каждым транспортным средством. Этот инструмент автоматически составляет наиболее эффективную последовательность посещения точек разгрузки, чтобы минимизировать затраты времени. Также он помогает организовать обратные отгрузки, чтобы транспорт не возвращался пустым.

Все эти возможности есть в системе MasterTMS: она позволяет управлять логистикой в режиме «одного окна» — автоматизирует работу логистов и диспетчеров, составление заявок, маршрутов, отслеживание грузов и даже работу с претензиями.

-4

Коэффициент утилизации — это не просто показатель загрузки кузова транспортного средства, а важный инструмент для повышения эффективности логистики.

Современные цифровые системы, такие как MasterTMS, помогают увеличить утилизацию транспорта — следовательно, снизить логистические расходы предприятия, улучшить процесс доставки грузов и уровень обслуживание клиентов.

Больше информации о цифровизации логистики: