Найти в Дзене
Киноамнезия

Красный колпак против боярской шапки: почему Дед Мороз уступил место Санта-Клаусу?

Последние два года модно говорить о русскости и самобытности, бить кулаком в грудь на сцене и кричать во все горло о том, что у нас свой путь. Так ли это? Давайте в день рождения Деда Мороза заглянем в магазины, неспешно прогуляемся мимо бутиков и посмотрим - пахнет ли в этом потребительском раю русским духом? Увы и ах! Кругом сантаклаузация: звучат песни на английском языке, тут и там мелькает тень Санты. Нет русских песен, тройки лошадей, Снегурочки - только западное и, как утверждают многие, чуждое нашему культурному коду Рождество. О том, почему Дед Мороз проиграл культурную битву названному брату, - в этом субъективном обзоре. Начну с того, что Санта-Клаус и Дед Мороз — волшебники из общего семейного древа. Первый ведет свою родословную от святого Николая, европейского покровителя детей и моряков. Дед Мороз же — наследник славянских зимних духов. Казалось бы, эти два названных брата могли разделить обязанности: Санта работает на католическое Рождество, а Дед Мороз — на Новый

Последние два года модно говорить о русскости и самобытности, бить кулаком в грудь на сцене и кричать во все горло о том, что у нас свой путь. Так ли это?

Давайте в день рождения Деда Мороза заглянем в магазины, неспешно прогуляемся мимо бутиков и посмотрим - пахнет ли в этом потребительском раю русским духом?

Увы и ах! Кругом сантаклаузация: звучат песни на английском языке, тут и там мелькает тень Санты. Нет русских песен, тройки лошадей, Снегурочки - только западное и, как утверждают многие, чуждое нашему культурному коду Рождество.

О том, почему Дед Мороз проиграл культурную битву названному брату, - в этом субъективном обзоре.

Беги, Санта, беги...
Беги, Санта, беги...

Пусть эта елочка в праздничный час...

Начну с того, что Санта-Клаус и Дед Мороз — волшебники из общего семейного древа. Первый ведет свою родословную от святого Николая, европейского покровителя детей и моряков.

Дед Мороз же — наследник славянских зимних духов. Казалось бы, эти два названных брата могли разделить обязанности: Санта работает на католическое Рождество, а Дед Мороз — на Новый год.

Санта-Клаус - самый любимый враг нашей культуры
Санта-Клаус - самый любимый враг нашей культуры

Кстати, до распада СССР так и было. Оба волшебника не вторгались на чужие территории.

В Советском Союзе был свой Новый год с тройкой лошадей, на которой разъезжали по домам Дед Мороз со Снегурочкой, дарили детям подарки.

В квартире звучало: "Пусть эта елочка в праздничный час каждой иголочкой радует нас", - а на стеклах "оживали" герои советских новогодних открыток. Дети сидели у телевизора и смотрели самобытные сказки.

С распадом могучей державы все изменилось: началась тотальная сантаклаузация нашей культуры. Звезда американской рекламы сладкой газировки стал метр за метр отвоевывать территорию у советской новогодней культуры.

Сначала с радаров незаметно пропала Снегурочка, затем Дед Мороз сменил имидж, после - зазвучали американские рождественские гимны.

Запомните меня таким...
Запомните меня таким...

На этом фоне, лично мне, смешно слышать разговоры о русском духе. Достаточно глянуть на новогодние праздники, чтобы понять, где он сейчас, как выглядит и как пахнет...

А теперь давайте посмотрим на соцсети: традиционный образ Деда Мороза — с длинной синей шубой, валенками и белой бородой — все чаще заменяется минималистичным, «интернациональным». Шапки с помпонами вытесняют боярские шапки, а джинсы и короткие куртки — роскошные костюмы Снегурочек.

Голливуд, как мощная культурная фабрика, работает на Санту. Ежегодно выходят десятки фильмов и мультфильмов, где этот краснощекий волшебник заставляет детей улыбаться.

А что у нас? Последний фильм о Деде Морозе - «Дед Мороз. Битва магов». Его рейтинг 4,5 на «Кинопоиске» как будто говорит:

«Извините, это все, что мы можем».
Кадр из фильма "Дед Мороз. Битва магов".
Кадр из фильма "Дед Мороз. Битва магов".

И, конечно, музыка: «В лесу родилась ёлочка» заглушает «It’s the Most Wonderful Time of the Year». Вязаные свитера с оленями стали обязательным атрибутом на новогодних концертах, а шубы и валенки — это уже что-то архаичное.

Повторюсь: Дед Мороз и Санта-Клаус — это не просто символы. Это отражение нашей идентичности. Санта-Клаус ассоциируется с теплом семейных вечеров, огоньком в камине и подарками в чулках. Дед Мороз — с морозным воздухом, зимними забавами и волшебным ожиданием полуночи.

Вопрос лишь в том, что мы сами выбираем. Одеть свитер с оленями или шубу? Петь «Jingle Bells» или «Три белых коня»? Верить в волшебство, которое создается где-то в далекой Лапландии, или в чудо, которое рождается в заснеженном Великом Устюге?

Советская новогодняя открытка
Советская новогодняя открытка

Я представляю, как Дед Мороз и Санта-Клаус сидят где-нибудь за кулисами, обсуждая, кто из них кого переиграл в этом году. Возможно, они и не такие уж соперники, как нам кажется. Может, они всего лишь две стороны одного большого праздника — праздника, который призван напомнить нам о доброте, семье и волшебстве.

Так что, сидя за столом с бокалом шампанского, я загадываю одно: пусть у нас хватит мудрости сохранить свое и при этом радоваться чужому. И если я однажды увижу Деда Мороза в свитере с оленями или Санту в боярской шапке, точно пойму — этот мир действительно удивителен, уникален и неповторим.

И им, этим миром стоит дорожить - не отдавая никому свого и не забирая ничего чужого. Не так ли?