«Царское Село» — музей-заповедник в Пушкине, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков. Бывшую загородную царскую резиденцию превратили в музей после национализации в марте 1918 года. Заповедник находится под охраной ЮНЕСКО как часть мирового культурного наследия.
Сэкономьте на путешествии:
- В своих путешествиях всегда выбираю для бронирования сервис Суточно.ру Смело его рекомендую за простоту, удобство и большое количество предложений. Кроме того, по этой пригласительной ссылке Вы получите бонусом 500₽ на первое бронирование. Пробуйте!
Полагаю, что середина ноября — не самое лучшее время для посещения Царского Села. Надежда, что хмурый дождливый день отпугнет толпы туристов для возможности погулять и посмотреть на красоту природы и архитектуры без суеты, также не оправдалась — посетителей очень много.
Если Вы приехали из Санкт-Петербурга на машине или на автобусе (сюда ходит обычный рейсовый автобус), то первой достопримечательностью в Вашем путешествии станут
Египетские ворота
Египетские ворота в Царском Селе — это памятник архитектуры, который был построен в 1827–1830 годах. До 1895 года они служили парадными воротами Александровского парка.
Строение состоит из двух каменных караульных помещений в форме усечённых пирамид, увенчанных огромными изогнутыми чугунными карнизами. Стены облицованы чугунными плитами с рельефным изображением сцен из древнеегипетской мифологии и повседневной жизни.
Следующей достопримечательностью будет
Памятник А.С. Пушкину
Бронзовая скульптура поэта была изготовлена в Париже скульптором Л. Бернштамом в 1912 году. У архитектора ее купил император Николай II. Сначала статуя была установлена в вестибюле бывшего здания Лицея в Царском Селе. В 1937 году Детское Село переименовали в город Пушкин и решили переставить памятник из здания Лицея ко въезду в город. Работы по переносу были закончены в 1938 году. В годы Великой Отечественной войны памятник пострадал, фашисты использовали его в качестве мишени для стрельбы из пистолетов. После войны памятник отреставрировали, заделав 142 выбоины в бронзе.
Памятник почвоведу В.В. Докучаеву
Памятник почвоведу В.В. Докучаеву в Пушкине установлен в 1962 г. перед зданием бывших казарм Собственного Е.И.В. конвоя, в котором с советского времени располагаются учебные корпуса Аграрного университета (в прошлом Сельскохозяйственного института).
Казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя
Казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя — комплекс исторических зданий в Пушкине, который начали строить для охраны Николая II, когда тот поселился в Царском Селе. К 1916 году было возведено два здания из запланированного комплекса. Дальнейшее строительство прервала Октябрьская революция, и передние корпуса комплекса так и не были никогда построены.
В настоящее время комплекс внешне выглядит крайне непрезентабельно, особенно в сравнении с Александровским дворцом, который смотрится превосходно.
Александровский дворец
У этого дворца очень большая и интересная история. Александровский дворец в Царском Селе заложен в 1792 году по повелению императрицы Екатерины II. Он был задуман как свадебный подарок великому князю Александру Павловичу — любимому внуку государыни, будущему царю Александру I.
К июню 1796-го дворец был готов (правда, оставался неоштукатуренным аж до 1800 года), но спустя несколько месяцев Екатерина II умерла. На престол взошёл Павел I, который заставил великих князей, в том числе и старшего сына, служить в армии и вообще старался держать детей под присмотром.
В общем, пожить в своём дворце Александру практически не довелось. Став императором, он предпочитал в Царском Селе Екатерининский дворец, а Александровский передал своему брату, который впоследствии взошёл на российский престол под именем Николая I.
На протяжении всего XIX века во дворце никто из его хозяев длительно не жил. Александровский был своеобразным «дежурным» дворцом. Николай I якобы его любил, но предпочитал лето проводить в Петергофе, где первым из российских самодержцев построил тихую семейную резиденцию — Коттедж.
Александр II обустроил себе покои опять-таки в Екатерининском дворце Царского Села, а «дежурный» Александровский в качестве свадебного подарка достался его сыну. Но будущий Александр III тоже жил здесь недолго, отдав предпочтение Гатчинскому замку.
Тем не менее, именно в Александровском дворце 6 (18) мая 1868 года появился на свет Николай Александрович Романов, которому суждено было стать последним коронованным российским императором.
При Николае II Александровский дворец постепенно становится главной императорской резиденцией и остаётся в этом качестве вплоть до падения монархии в 1917 году.
Уже через несколько дней после свадьбы, скромно прошедшей в петербургском Зимнем дворце (траур по Александру III ещё продолжался), Николай и Александра приезжают на несколько дней в Царское Село и останавливаются во дворце, где новый царь когда-то родился.
Спустя пару лет, в 1896-м, левый (если смотреть со стороны парадного двора) флигель здания, где располагались апартаменты для свиты и Концертный зал, переоборудуется по проекту архитектора Роберта Мельцера для проживания императорской семьи.
Позднее, после рождения в 1904 году больного гемофилией цесаревича Алексея, Николай II, императрица Александра Фёдоровна и их дети живут в достаточно уединённом Александровском дворце Царского Села постоянно.
Из Александровского дворца в августе 1917 года отрёкшийся от престола император, его жена, дети и верные слуги отправились в ссылку в Тобольск, откуда их крестный путь продолжился в Екатеринбург, где последовал их расстрел большевиками в подвале дома Ипатьева.
Дворец представляет собой двухэтажное здание, на довольно высоком цоколе, где расположены обширные подвалы и даже подземный ход в отдельно стоящий кухонный корпус, возвышаются высокий бельэтаж и довольно низкий (антресольный) второй этаж, где первоначально располагались служебные помещения и жильё для прислуги.
Дворец построен в стиле классицизма, окрашен в жёлтый цвет, сравнительно скромный декор выделен белым. Садовый фасад украшен по центру полуротондой с зелёным куполом, ориентированной на главную аллею Александровского парка.
После 1917 года действовал музей, но в правом крыле, где находились покои Александра III и его супруги Марии Фёдоровны, а также комнаты его сестры великой княгини Марии Александровны, ставшей после замужества герцогиней Эдинбургской, разместился дом отдыха сотрудников НКВД.
В годы Великой Отечественной войны Александровский дворец пострадал в меньшей степени, чем Екатерининский. Здесь в период немецко-фашистской оккупации располагались гарнизонный штаб и отдел гестапо, в подвалах цокольного этажа была оборудована тюрьма. Парадный двор гитлеровцы превратили в кладбище своих погибших солдат и офицеров.
После войны советские власти предполагали использовать дворец для размещения Всесоюзного музея А.С. Пушкина и хранения коллекций Института русской литературы, но в конце концов здание досталось военно-морскому секретному институту.
В первые послевоенные годы были приведены в порядок парадные залы дворца и уничтожено убранство большинства комнат в личных покоях Николая II и его семьи.
Угловая гостиная
Помещение относится к половине императрицы, но служило местом приема послов, домашних концертов, проведения совещаний и даже столовой. Декор создан заново: мебель, лепнина, искусственный мрамор, паркет. Из подлинных предметов – портрет королевы Марии-Антуанетты, подаренный президентом Франции в 1902 году.
Кленовая гостиная
Помещение в стиле модерн, полное цветочных мотивов, было местом отдыха государыни. В нем нет ни одной люстры. Все лампочки спрятаны за лепным карнизом. Огромная антресоль была любимым местом для рисования или рукоделия. Интерьер, включая большой круглый диван восстановлен полностью.
Палисандровая гостиная
Комната, отделанная дорогим импортным деревом, была наполнена деталями, напоминавшими императрице о немецкой родине: портретами родителей, видами южной Германии, ее детскими игрушками. Здесь же находился главный дворцовый телефон.
В палисандровой гостиной семья часто обедала, разговаривала по телефону с императором, когда он отсутствовал. Здесь императрице объявили и об аресте. В оформлении по сохраненным образцам воссозданы палисандровые панели, обивка мебели и стен, зеркала. Из подлинных вещей представлен личный сундук государыни.
Сиреневый кабинет
Стены любимой комнаты императрицы были обиты французским шелком необычного розово-лилового оттенка. Его сочетание с белой мебелью создавало радостное, приподнятое настроение. Здесь императрица отдыхала за чтением, а все семейство собиралось на утренний кофе, вечерний чай и за настольными играми. Интерьер восстановлен по многочисленным фотографиям, сохранившимся деталям обивки и мебели. Из подлинников – картина «Сон Богородицы».
Парадный кабинет Николая II
Деловая обстановка воссоздана по сохранившимся фотографиям, остаткам старой штукатурки стен и каминной плитки. Круглый стол, одно из кресел, стул, часть фарфоровых датских статуэток, картин и книг – подлинные. Портьерные ткани с гиацинтами по имевшемуся образцу изготовлены в Швейцарии.
Необходимо отметить, что Александровский изначально создавался как семейная резиденция и не предназначался для масштабных приёмов с участием сотен придворных, поэтому парадные залы дворца «заточены» на проведение довольно немногочисленных по составу церемоний и «званых вечеров».
Большой Екатерининский дворец
Большой Екатерининский дворец — императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских правительниц: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II.
Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется. В течение XVIII века неоднократно перестраивали и в современном виде представляет образец позднего барокко.
В советское время во дворце был открыт музей. В период Великой отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено.
Парадная лестница
С неё начинается так называемая золотая анфилада, объединяющая парадные залы Екатерининского дворца. По сути это длинный коридор, растянувшийся вдоль фасада. Богато украшенная золотом анфилада проходит через всё здание — вплоть до Дворцовой церкви.
Современный вид парадная лестница приобрела во второй половине XIX века, когда архитектор Ипполит Антонович Монигетти оформил её в стиле рококо. Поднимаясь по мраморным ступеням императорской резиденции, нельзя не обратить внимание на лепную отделку стен, живописный потолок и фарфоровые вазы с восточным рисунком, которые стоят на специальных полках и датируются XVIII-XIX веками.
Светлая галерея
Светлая галерея (ещё одно название — Большой зал) по сути выполняла функцию гостиной. Она предназначалась для проведения в резиденции торжественных мероприятий с участием Елизаветы Петровны и её придворных.
Это самая большая комната Екатерининского дворца: её общая площадь составляет более 800 квадратных метров.
Многочисленные окна и зеркала визуально увеличивали и без того огромное пространство, наполняя его дневным светом. С заходом солнца покрытые позолотой и резным орнаментом стены освещали тысячи свечей.
Исторический интерьер, восстановленный в ходе реконструкции дворца, был оформлен в 1750‑е годы по проекту известного архитектора итальянского происхождения Франческо Растрелли.
Екатерининский дворец — это не только величественный архитектурный памятник, но и место, где история оживает на экране. Его роскошные залы, величественные лестницы и изысканные интерьеры привлекали внимание кинематографистов на протяжении десятилетий. В этих стенах были сняты фильмы, которые вошли в историю отечественного кинематографа.
Первыми, кто увидел в Екатерининском дворце идеальный фон для своих творений, стали кинематографисты эпохи немого кино. В 1923 году здесь снимался фильм «Дворец и крепость», который, к сожалению, не сохранился до наших дней. Но уже в 1928 году на экраны вышел фильм «Капитанская дочка» (известный также как «Гвардии сержант»), где Екатерининский дворец предстал во всей своей красе.
В 70-е годы прошлого века Екатерининский дворец вновь стал местом съемок. Здесь были сняты такие культовые фильмы, как «О любви» (1970), «Агония» (1975) и «Звезда пленительного счастья» (1975). Эти фильмы, с их богатыми историческими декорациями и драматическими сюжетами, стали настоящими шедеврами советского кинематографа.
В 80-е и 90-е годы Екатерининский дворец продолжал привлекать внимание кинематографистов. Здесь снимались такие фильмы, как «Узник замка Иф» (1988), «Мать» (1989) и «Николай Вавилов» (1990). Эти картины, погружающие зрителя в разные эпохи и исторические контексты, доказывают, что Екатерининский дворец — это не просто музей, а живая история, которая продолжает вдохновлять художников.
В 2023 году съемочная группа завершила работу над фильмом «Императрицы», который станет продолжением цикла исторических картин о событиях и личностях, которые сыграли важную роль в создании Российской Империи.
Фильм расскажет о правлении Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Создатели фильма «Императрицы» использовали все преимущества Екатерининского дворца, чтобы воссоздать атмосферу эпохи. Зрители смогут увидеть роскошные залы, парадные лестницы и изысканные интерьеры, которые были свидетелями великих исторических событий.
Екатерининский дворец — это не только музей, но и место, где история оживает на экране. Он продолжает привлекать внимание кинематографистов, которые ищут идеальный фон для своих исторических фильмов. В стенах дворца, как в зеркале, отражается прошлое, и в то же время, он является местом, где создается будущее.
Кавалерская столовая
Следующее за Светлой галереей помещение тоже обязано своим появлением Растрелли. Оно в несколько раз меньше предыдущего, но нисколько не уступает ему в богатстве отделки: те же зеркала в роскошных рамах, тот же золочёный декор. Особое место в убранстве Кавалерской столовой занимает старинный сервиз, изготовленный в конце XVIII века на одном из фарфоровых заводов Российской империи.
Это оригинальный набор: он помнит многих русских монархов, поэтому является крайне ценным экспонатом коллекции Екатерининского дворца и частью его наследия.
Янтарная комната
Российская история янтарных панелей, украшавших легендарную комнату на протяжении нескольких веков, началась при Петре I, когда прусский король подарил их монарху в честь заключения мира. Однако в эпоху первого российского императора этот дар остался без внимания.
Всё изменилось, когда власть перешла к Елизавете Петровне. Сначала янтарные панели украсили один из залов Зимнего дворца, а затем и новую загородную резиденцию в Царском Селе. Облицованная солнечным камнем комната имела огромный успех и производила неизгладимое впечатление на современников императрицы. Здесь же хранилась уникальная коллекция янтарных изделий известных мастеров XVII-XVIII веков.
В годы Великой Отечественной войны исторические панели были демонтированы немцами, отправлены из царскосельского дворца в Кёнигсберг (ныне — Калининград) и выставлены на всеобщее обозрение в Музее янтаря. С отступлением вражеских войск из города следы панелей были потеряны. Куда именно их увезли — большой вопрос, который до сих пор остаётся открытым. Точную копию легендарной комнаты в резиденции воссоздали российские реставраторы к началу 2000‑х.
Картинный зал
Отличительная особенность этой комнаты — десятки картин, украшающих стены по всей её площади. Уникальное собрание западноевропейского искусства относится ко времени правления Елизаветы Петровны. Полотна были подобраны в одном цветовом решении и стилистике, сливаясь в своеобразный живописный ковёр.
В зале, наполненном работами великих мастеров, императрица устраивала званые обеды, музыкальные вечера и принимала заграничных гостей. Исторический интерьер этой комнаты, как и оригинальная отделка Светлой галереи, был оформлен в 1750‑е по проекту Растрелли.
Выставка «Романовы в Царском Селе»
В период моего знакомства с дворцом здесь проходила выставка «Романовы в Царском Селе». Экспозиция в деталях знакомит посетителей музея с историей династии Романовых и судьбами венценосных хозяев Царского Села, любивших эту загородную резиденцию.
На выставке представлены знаковые предметы из исторической коллекции: парадные портреты, мундирные платья, предметы мебели, изделия из бронзы и фарфора. Уникальные экспонаты из исторических дворцовых коллекций отражают личные вкусы, предпочтения и интересы представителей династии Романовых.
Экраны с мультимедийными роликами в режиме нон-стоп не только знакомят с владельцами Царского Села, но и рассказывают, что представляла собою резиденция при том или ином владельце. Завершает экспозицию маленький кинозал: посетитель узнает об истории этой части дворца на основе архивных материалов и сохранившейся иконографии.
Памятник Пушкину в Лицейском саду
Один из самых известных памятников Пушкину расположен в Лицейском саду. Его закладка произошла в 1899 году, в столетний юбилей со дня рождения поэта.
Ратная палата
Ратная палата — памятник архитектуры неорусского стиля в городе Пушкине (бывшее Царское Село), который занимает единственный в России музей Первой Мировой войны.
В Ратную палату попасть не успел, а значит будет повод приехать сюда еще раз.
Мемориальный музей-дача А.С. Пушкина
На этой улице, до 1949 года называвшейся Колпинской, в доме вдовы придворного камердинера Анны Китаевой в 1831 году снимал дачу Александр Сергеевич Пушкин. В Царское село он приехал со своей женой Натальей Николаевной вскоре после свадьбы и прожил в нем с 25 мая до середины октября. Здесь прошли самые счастливые месяцы семейной жизни поэта.
В Царском селе Пушкин много и плодотворно работал. Летом-осенью 1831 года он написал « Письмо Онегина к Татьяне», стихотворения «Эхо», «Чем чаще празднует лицей…». Подготовил к печати написанные в Болдино «Повести Белкина».
В следующий приезд нужно будет посетить и это место.
За несколько часов пребывания в Царском Селе и окрестностях дворцов место оставило очень приятное впечатление.
Вместе с тем, знакомство получилось достаточно беглым, нужна все таки хорошая погода и побольше времени.
Весь город Пушкин конечно посмотреть не удалось, но увиденное свидетельствует о том, что здесь очень уютно, чисто, и как-то спокойно.
А Вы планируете поездку в Царское Село?
Популярные направления
Посмотрите на список, может Вас заинтересуют эти направления для путешествия: