Мир кино никогда не стоит на месте, и поэтому многие стремятся выйти за рамки привычного, чтобы создать что-то новое. Именно так поступили участники известного направления "Догма 95", которые, наоборот, хотели вернуться к простым способам съёмки и создания фильмов.
В состав "Догма 95" входило несколько датских режиссёров, среди которых выделяются двое: великий и ужасный Ларс фон Триер и Томас Винтерберг. Однако я хочу рассказать не о самом созданном им направлении (об этом и так написано много), а об одном их необычном перфомансе, который даже спустя почти 25 лет никто не осмеливается повторить.
Если кратко, то четыре режиссёра предложили обычному телезрителю самому монтировать в своё удовольствие снятый ими фильм. Вам уже интересно? Тогда приятного чтения.
Участники и суть манифеста
Датой рождения известного киноманифеста "Догма 95" принято считать 20 марта 1995 года. В этот день в парижском кинотеатре "Одеон" проходила посвящённая столетию кинематографа конференция. На ней уже тогда талантливый датский режиссёр Ларс фон Триер зачитал особый манифест. Его идеей был разрыв от общепринятых норм в кинопроизводстве, которые включали в себя растущие бюджеты, спецэффекты и использование звёзд. Съёмки в основном должны были проходить при натуре, естественном освещении и с помощью ручной камеры.
К этому манифесту, составленному фон Триером и его соотечественником Томасом Винтербергом, прилагался список из десяти правил, по которым должны были сниматься фильмы "Догмы 95". Данный список был назван "Обет целомудрия".
За всё существование "Догмы 95" было снято около 35 полнометражных картин, некоторые из которых были созданы в других европейских странах. Среди наиболее известных работ стоит отметить "Торжество" (1998 г., реж. Винтерберг), "Идиоты" (1998 г., реж. фон Триер) и "Последняя песня Мифуне" (1999 г., реж. Краг-Якобсен), получившие несколько престижных наград на крупнейших кинофестивалях мира.
Можно по-разному относиться к манифесту "Догма 95", но нельзя не признать, с каким умом и расчётливостью режиссёры к нему относились и подошли к его созданию. Их необычные и местами смелые идеи привели к одному интересному киноэксперименту, который пришёлся как раз на начало 21-го века.
Датский интерактив со зрителями
В декабре 1999 года четыре датских режиссёра - Ларс фон Триер, Томас Винтерберг, Кристиан Левринг и Серен Краг-Якобсен, объединённые "Догмой 95", решили совместно приступить к подготовке амбициозного и технически сложного экспериментального проекта под названием "День-Д" ("D-dag").
В предновогоднюю ночь режиссёры собрались вместе, и каждый из них снял свой фильм с одним общим сюжетом: четыре человека планируют ограбить банк, а чтобы скрыть шум взрыва, они используют городской шум по случаю празднования Нового года.
Как происходили съёмки? У каждого из режиссёров был свой главный герой и своя съёмочная группа, которая следовала всюду за этим героем и снимала всё вокруг. Каждая версия "Дня-Д" снималась в режиме реального времени в течение 70 минут, начиная с 23:05 31 декабря 1999 г. и заканчивая в 00:15 1 января 2000 г. Да, эти фильмы снимались одновременно, без особых репетиций, а все действия съёмочной группы координировались с помощью радиосвязи.
Удивительно, но все материалы, снятые разными режиссёрами, сразу транслировались в одно время по четырём датским телеканалам 1 января 2000 года. И у каждого телеканала был фильм со своей сюжетной линией.
Таким образом, случайный зритель мог, переключая каналы, фактически монтировать собственный цельный вариант фильма. При этом меняя актёров, просто щёлкнув пультом ДУ. В то время такой просмотр был для каждого зрителя уникальным, ведь повторить подобное он уже просто не мог.
Но после выхода проект был встречен публикой и критиками весьма прохладно. В настоящее время практически не сохранилось обзоров и материалов о процессе работы над фильмом. Сам проект, точнее, одну из снятых версий фильма, можно найти в видеозаписях одной известной соцсети. Однако смотреть его не рекомендуется, так как он может показаться бессвязным бредом.
В своих более поздних интервью авторы "День-Д" отмечали, что, возможно, причина неудачи заключалась не столько в недостатках качества, сколько в отсутствии готовности массового зрителя того времени вникать в нелинейный формат повествования.
Тем не менее, этот эксперимент, наряду с другими, имеет важное значение для понимания истории развития интерактивного искусства и его практической работы. Хотя итоговый проект вышел, мягко говоря, спорным, он всё же останется в истории кинематографа, как попытка создать что-то новое и продвинутое. К тому же в наше время уже появилось несколько проектов, в которых интерактив со зрителем ставится на первое место. И "День-Д" предвосхитил это момент ещё 25 лет назад.
Советую вам также посмотреть:
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите своё мнение в комментариях.