Найти в Дзене

Зачем крупные листья в цветниках

Оглавление

С цветом в этом мире всё легко. Господин Иттен разработал прекрасный цветовой круг, поэтому после короткой тренировки любой человек, не имеющий проблем с цветовым восприятием, сможет запросто создавать цветовые сочетания для цветника.

Вот сочетаниям фактур никто не учит. Про них часто упоминается вскользь, без подробностей. Но это реально трудно объяснить – нет такой же систематики, как с цветом. Создаётся впечатление, что ты либо имеешь врождённое чутьё и природную наблюдательность, либо должен методом тыка на практике искать те самые идеальные сочетания.

Причём все чувствуют, где гармоничная комбинация, а где не особо. Понимаете, ВСЕ!

Я для себя вывела формулу, по которой работала и в сфере украшений, и теперь применяю при создании цветников в своём саду ⬇️

Ну, логично же, если какой-нибудь элемент должен быть виден, но НЕ виден, то он просто не нужен, его стоит убрать (либо что-то поменять в композиции, чтобы это исправить).

Только не надо принимать превратно: например, если землю не видно, то она не нужна. Мы говорим про дизайн.

▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️

Вот представьте, сажаем мы рядом три сорта вейников. Они сходны по габитусу, по оттенкам, в итоге сливаются в единую массу. Вопрос: надо ли три сорта, или хватило бы одного? Для коллекции вейников – отлично. А для дизайна? (я ниже отвечу на этот вопрос)

Вместо вейников можно подставить название любого растения, смысл тот же.

А если посадить рядом с вейником эхинацею? Благодаря серьёзной разнице форм, цветов, характеристик, эти два растения не только будут оба превосходно видны, но и подчеркнут друг друга.

🌿 С ТРАВАМИ (злаками, осоками) вообще просто: они работают контрастом практически с любыми растениями. То есть это такой совершенно беспроигрышный вариант. Сажаешь их в цветник с некоей периодичностью – и красота.

Если сравнить фактуру овсяницы с каждым из растений на фотографии, то становится понятно, что она контрастна со всеми. Овсяница никогда не затеряется в цветнике.
Если сравнить фактуру овсяницы с каждым из растений на фотографии, то становится понятно, что она контрастна со всеми. Овсяница никогда не затеряется в цветнике.
Мискантус, вейники, молиния, просо, овсяница, луговик, хаконехлоя, императа, разнообразные осоки...

🌿 Я бы назвала еще одну беспроигрышную альтернативу – это РАСТЕНИЯ С КРУПНЫМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ЛИСТЬЯМИ .

Хоста, гeйxepa, астильбоидес, бузульник, белокопытник, бадан, дармера, ревень...

Если вы повспоминаете растения вашего сада и вообще вокруг себя, то почти наверняка осознаете, что большинство растений имеет среднего размера листья и среднего размера цветки. Именно поэтому если вы посадите между с ними крупнолистовые растения, то выиграют все. Такая выразительная фактура разобъёт мешанину и сделает структуру цветника более чёткой и читаемой, а каждое растение видимым.

🌿 В этом же смысле хороши и, наоборот, МЕЛКОЦВЕТКОВЫЕ и МЕЛКОЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Спаржа, гипсофила, спирея серая 'Грефшейм', кермек...

То есть,

чем сильнее разница фактур, тем лучше будут выделяться растения композиции.

Сравните листья бадана и стахиса. Разница размеров, разница фактур (гладкий блестящий и пушистый, матовый) и разница оттенков. Посадив рядом, мы всегда их различим взглядом.
Сравните листья бадана и стахиса. Разница размеров, разница фактур (гладкий блестящий и пушистый, матовый) и разница оттенков. Посадив рядом, мы всегда их различим взглядом.

Это те самые простые характеристики, что каждый из нас к двум годам от роду знает на зубок: высокий-низкий, гладкий-шершавый, блестящий-матовый, большой-маленький,...

▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️

Конечно, это не значит, что надо использовать только контрасты. Нюансы тоже нужны. Вспомним три сорта вейников. Из них можно составить нюансное сочетание, посадив спереди вейник пониже, а за ним повыше. Они будут выглядеть похоже, но градиент в оттенках, разница в высоте дадут тонкий переход и богатство композиции.

Разница размеров листьев плюща и гореца невелика. При первом взгляде это просто чуть разнообразная масса.
Разница размеров листьев плюща и гореца невелика. При первом взгляде это просто чуть разнообразная масса.

▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️

О чём мне ещё хотелось сказать, так это

о пропорциях размеров растений в цветнике

Самая лучшая аналогия, которая мне встречалась – это про океан.

✔️ В океане есть огромные киты, их мало, мы их можем легко выделить и посчитать.

✔️ Рыб среднего размера (акулы, дельфины) значительно больше, сосчитать их сложнее, но они всё же не массовы, каждая из них видна и выделяема взглядом.

✔️ И мелкая килька-селёдка. Они впечатляют и хорошо видны, если плавают огромными стаями, а если по одной-две, то такого ощущения уже нет.

Так и с садом – делаем "океан". Больших растений немного, средних – уже в большем количестве, а мелкие, чтобы были заметны, сажаем массивами.

Что будет, если посадить высоких деревьев много (или участок в лесу)?

Тут два варианта:

1. Либо вырастет дремучий лес

2. Либо мы будем наблюдать величие природы

-5

С средними всё понятно: много плохо и мало тоже, надо искать баланс.

А что будет, если мелких посадить больше? Что будет, если океан наводнить только килькой?

А если меньше? Их просто не будет видно.

Правила дизайна работают везде, можно ими пренебречь, а можно и подумать, чем они могут помочь.

▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️

У меня нет задачи как-то поучать, но иногда всего одно нужное слово ставит на место все мысли и выстраивает их. Вдруг эта статья будет для вас именно таким словом.

Всех обнимаю.

Ольга, Подмосковье