Найти в Дзене
av.by

До 20 тысяч аэрозолей за смену! Посмотрите, как в Беларуси производят очистители и смазки для авто

Оглавление

Если не у каждого, то у многих владельцев авто в багажнике найдётся пара баночек средств по уходу и обслуживанию. Зимой, например, выручает силиконовая смазка — не лишним будет обработать уплотнители, детейлер помогает быстро удалить испачканные сиденья в салоне. А что уж говорить про профессиональный автосервис, где никак не обойтись без различных очистителей и всевозможных смазок! Не секрет, что, выбирая между тем или иным средством на полке магазина или маркетплейса, хочется сделать выбор в пользу товара подешевле. Однако некоторые зарубежные бренды, заполнившие рынок из-за санкций, хоть и стоят «три копейки», но вызывают сомнения по качеству.

А как насчёт местного производства? Что могут предложить белорусы белорусам? Оказывается, много чего! В этом году av.by протестировал технические аэрозоли белорусского бренда MAV — и результат по-хорошему удивил. Мы заинтересовались: а как именно устроены создание и разработка очистителей и смазок, как их производят, какие комплектующие используются и как соблюдается качественный контроль? Ответы мы нашли на заводе MAV!

«Начали с небольшого помещения и ручного, полуавтоматического станка»

Головной офис и завод MAV расположены совсем рядом со столицей — в городе Дзержинск. Лаборатория, склады, цеха, хранилища — площадь предприятия занимает без малого 23 гектара! Вы наверняка знакомы с этим брендом — продукция с характерной красной этикеткой представлена практически во всех строительных гипермаркетах и не только. С самого основания в далёком 1993 году компания производит лакокрасочные материалы. Со временем добавились и другие направления, в том числе и техническая аэрозольная продукция. Но почему и как?

-2

— Идея возникла очень спонтанно, — рассказывает нам первый замдиректора компании Владимир Минько. — Шесть лет назад один из наших партнёров обратился к нам с необычной просьбой: создать краску, которую в последующем можно будет «закачивать» в баллоны. И мы решили попробовать. Приобрели небольшую установку, чтобы убедиться в возможности размещения краски в баллоне, — и всё получилось. К сожалению, проект партнёра оказался неудачным, и он не стал его развивать. А мы в свою очередь решили эту тему подхватить, ведь рецептура нашей краски получилась хорошая. Так как у нас уже была настроена дистрибуция и заключены контракты в рамках производимой продукции с основными сетями, не составляло труда дополнить ассортимент аэрозольной продукцией. Начали с небольшого помещения и ручного, полуавтоматического станка.

-3

— Постепенно наша аэрозольная продукция развивалась. Мы мониторили рынок на предмет того, какие продукты имеют топ продаж, изучали множество конкурентов, пробовали разные баллоны и комплектующие, чтобы найти лучший вариант. Таким образом «родилось» отдельное направление — технические аэрозоли. Благодаря нашим профессиональным химикам удалось создать свои высококачественные рецептуры. Мы этим гордимся и неспроста указываем на баллонах made in Belarus.

-4

А сегодня производство технических аэрозолей занимает в MAV уже порядка 20%! В линейке на данный момент представлены 25 продуктов. Особой популярностью пользуются очиститель тормозов, многофункциональный продукт MAV 40 (проще говоря, «ВДшка»), монтажный очиститель, а также силиконовая смазка.

— Преимущество наших технических аэрозолей — это их универсальность. Они могут использоваться не только автовладельцами, автосервисами, но и различными заводами, предприятиями, а также в быту. К слову, на этикетках есть расширенная информация о применении каждого продукта, — делится Владимир.

-6

Совсем недавно MAV выпустила ещё четыре новинки технических аэрозолей

— Аэрозоли MAV пользуются спросом не только в Беларуси. География поставок достаточно широкая: страны и ближнего, и дальнего зарубежья. Это лишь очередное подтверждение качества наших продуктов. А добились мы его благодаря кропотливому труду, талантливым сотрудникам и, конечно же, соблюдению строгих стандартов, которым полностью соответствует наше производство. Лицензии, квалифицированный персонал, высококачественное оборудование, комплектующие и составы, испытания продукции — всё это про MAV.

-7

«Сердце» завода. Как разрабатывают и испытывают технические аэрозоли?

Пришло время познакомиться с производством технических аэрозолей поближе! И мы попадаем в место, где происходит настоящее волшебство, — в собственную лабораторию MAV, которую сами работники с трепетом называют «сердцем» завода.

-8

Множество баночек, деталей, клапанов, измерительных приборов, образцов… Всего в лаборатории трудятся семь сотрудников, которые каждый день разрабатывают новые рецептуры средств, проверяют их эффективность и всегда находятся в поиске баланса, чтобы продукт был и качественным, и оказался недорогим для конечного потребителя.

— Начинается всё с лаборатории. К нам поступает техническое задание — создать тот или иной продукт. Под определённые параметры специалисты лаборатории разрабатывают составы будущего продукта. Что касается технических аэрозолей, то на создание одного продукта может уходить минимум один месяц! Наша задача — найти самый подходящий баланс пропорций компонентов, чтобы продукт работал эффективно, — рассказывает нам начальница лаборатории Наталья и продолжает:

-9

— Чтобы добиться этого, мы проводим опытные сравнения с аналогичными продуктами конкурентов. Так, одна из наших недавних разработок — пенный очиститель для обивки салона. Таких средств на рынке представлено множество. Логично, что продукты между собой похожи, но работают они по-разному. Как показали наши эксперименты, мы добились отличных показателей: пена очистителя держится порядка двух часов, не оседая!

А из чего же состоят технические аэрозоли? В зависимости от продукта используются различные специфические компоненты. Важно: для сохранения качества используется европейское сырьё. Например, в очистителе тормозов — алифатический растворитель и газ-вытеснитель, в медной смазке — пластичная смазка, медная пудра, растворители и газ.

— Обязательный элемент всех технических аэрозолей — это газ. Мы применяем углекислый газ, пропан-бутан, а также диметиловый эфир. Газ необходимо правильно подобрать: какой именно использовать, в каком количестве. Кроме того, лаборатория занимается подбором комплектации баллона аэрозоля — каждому продукту соответствует свой клапан, распылитель, крышка, которые подбираются нами экспериментально.

-11

Большую долю времени при создании аэрозоля занимает процесс испытаний и проверок. При этом только на одном виде продукции выполняется около 40 тестов! Технические аэрозоли проверяются по многим показателям: степень эвакуации, герметичность упаковки, избыточное давление, работоспособность клапана и многие другие.

— Мы обязательно проверяем, как ведут себя составы в баллонах в разных условиях и температурах (от −20 до +45 ℃). Проверяется продукт и на стабильность при его хранении. Специфика аэрозолей такова, что в любом случае газ из баллона будет выходить на микроуровне. Главное, чтобы показатель не превышал норму. Для замеров мы используем высокоточные весы, которые определяют потерю веса до трёх знаков после запятой. Также для проверки показателей качества и проверки аэрозольной упаковки мы используем другие приборы, например, манометр, газовый анализатор, термостат, — подытоживает Наталья.

Про комплектующие, сырьё и газовые «домики»

Из лаборатории мы плавно перемещаемся на производство, о котором подробно расскажет его начальница, Оксана.

— Производство традиционно начинается с получения сырья и комплектующих, — рассказывает она и проводит нас на склад. — Здесь находятся все необходимые заготовки для производства технических аэрозолей: баллоны, клапаны, крышки, трубочки. Сейчас на складе установлена новая система хранения, а в перспективе мы оснастим его системой автоматической переадресации, что упростит и ускорит схему движения сырья и комплектующих по производству.

По словам Оксаны, предприятие MAV работает с разными поставщиками комплектующих, но очень выборочно. Ведь продукция подвергается высоким требованиям и стандартам. Например, за счёт того, что продукты технического назначения имеют высокое давление, баллон должен соответствовать 18 барам и выше. К слову, прежде чем использовать баллон того или иного производителя, специалисты заказывают их проверку в специальных независимых лабораториях.

Технические аэрозоли, как мы выяснили в лаборатории, состоят из растворителей, функциональных добавок и газа. Для растворителей на территории завода MAV есть специальное большое автоматизированное хранилище. Своего рода отдельная гордость предприятия.

Газы для аэрозолей также хранятся в отдельных складах. Но самое интересное — это их «доставка» на производство. Начальница производства объясняет:

— С хранилища газ по трассам поступает в специальные газовые «домики», расположенные непосредственно у производства. В этих «домиках» находится оборудование для наполнения баллонов газом (этот этап мы увидим на конвейерной линии). Почему же газовые «домики» вынесены на улицу? Всё дело в безопасности: в случае непредвиденных ситуаций «домик» моментально сложится, то есть изолируется, предотвращая ущерб.

Для каждого газа отведён свой «домик». В одном баллоны накачиваются пропан-бутаном, в другом — углекислым газом.

— Использование этого газа позволяет значительно повысить «профессиональность» и качество рецептур составов, а также расширять ассортимент. Для конечного потребителя такой газ позволяет не только снизить стоимость продукта, но и улучшить его качество!

-15

Более 20 000 аэрозолей за смену! Как устроена линия производства и как контролируется его качество?

Если лаборатория — это «сердце» завода, то линия производства — это весь его организм, работающий синхронно. Процесс хоть и кажется сложным, но не может не завораживать! Так как технические аэрозоли MAV — это массовый и востребованный продукт, для их производства задействуют автоматическую линию. К слову, за одну смену здесь могут выпустить более 20 тысяч единиц аэрозолей!

-16

— На одной автоматической производственной линии у нас работают четыре человека: оператор-сборщик и три упаковщика. Весь персонал на производстве обязательно имеет специальную подготовку, проходит квалификационные комиссии и только после этого допускается на работу на линии, — подчёркивает Оксана.

Переходим в начало линии. Баллоны, которые мы видели на складе сырья, поступают на погрузчиках сюда, в цех по фасовке технических продуктов. Работники ставят баллоны на приёмный стол для подачи их на конвейерную линию, которая состоит из разных модулей.

-17

— Первый модуль предназначен для заброски металлических шариков в баллон. Но так как технические аэрозоли не имеют в них необходимости, баллоны пропускают этот этап и двигаются дальше — на «разливочный» модуль, где в баллон поступает состав средства в жидком виде в том объёме, который был задан сборщиком в программе. Здесь же на линии есть элеватор, по которому клапаны для баллона следуют по ленте в модуль. И после залива состава клапан автоматически размещается в баллон. Затем на вальцовочном модуле клапан автоматически закатывается. На этом же этапе наши специалисты отдела технического контроля дополнительно проверяют количество налитого состава на поверенных весах. Все показатели регистрируются в журналах ОТК.

Также первые баллоны партии обязательно проверяются на соответствие комплектации и степень эвакуации — для технических аэрозолей показатель должен быть от 97% и выше.

Следующий этап немного скрыт от посторонних. Баллоны по очереди «едут» по линии в тот самый газовый «домик», который находится за пределами производственного корпуса.

— В «домике» для безопасности практически никогда и никого нет. Туда заходит только специально обученный специалист, который выставляет дозировку газа и другие параметры. После того как наши баллоны наполнились газом, они следуют на модуль встряхивания, или, как мы называем его по-своему, «трясучка». Тоже наша гордость! Ведь если ранее нам приходилось наполнять баллоны углекислым газом в 4 приёма, то сегодня это делается в один этап на этом модуле. Одновременно в 12 баллонах газ встряхивается — и таким образом быстро адаптируется к своей новой среде, то есть баллону. Даже если возникнет неполадка, безопасность продумана: модуль изолирован бронированным стеклом.

На всей линии неизменно осуществляется контроль качества. Отдельные модули отвечают за отслеживание количества подачи газа, давления и др. Если в баллоне есть хотя бы минимальный недовес, баллон автоматически «падает» в коробку с браком. В этот момент линия останавливается и сборщик выясняет, где произошла ошибка.

— А здесь на баллоны надеваются распылители. Для каждого аэрозоля он свой, а применение зависит от функционала того или иного средства. Распылители отличаются и визуально, и по техническим параметрам. Далее продукция следует на модуль надевания крышек. Есть крышки обычные, как в данном случае (для баллона с очистителем тормозных дисков), а есть и специальные — с зацепом, когда в комплектации идёт дополнительная трубочка. Например, в нашем многофункциональном продукте она предназначена для его лучшего проникновения в участки обработки.

Финальный этап линии — автоматическое нанесение маркировки с датой производства и номером партии. По этим данным можно отследить, в какое время и кем производился каждый баллон.

-22

Готовую продукцию упаковывают в коробки, а когда собирается целая палета, её перемещают на соседствующий с производством склад отгрузки.

Отсюда технические аэрозоли погрузят в транспорт и доставят их в точки продаж и конечным заказчикам. Кто знает, может, именно вы приобретёте очиститель, процесс создания которого мы смогли запечатлеть!

Кстати, в 2025 году в линейке технических аэрозолей MAV планируется пополнение. Появятся ещё несколько интересных продуктов — очиститель электроконтактов, «жидкий» ключ с молибденом, смазка для клиновидных цепей, удалитель монтажной пены и другие!

Партнёрский материал

Приобрести аэрозольную продукцию MAV можно в розничных точках продаж или онлайн на маркетплейсах: очиститель тормозов, многофункциональный продукт MAV 40, монтажный очиститель, силиконовая смазка, медная смазка.