В одно время с Н. В. Ситниковым, главным художником Свердловского театра музыкальной комедии, с 1948 по 1960 гг. работала художник Елена Яковлевна Кривинская, красивая, элегантная, интеллигентная женщина.
За 12 лет сотрудничества с музкомедией она оформила 27 спектаклей. Среди них классические, венские оперетты композиторов Жака Оффенбаха, Имре Кальмана, Робера Планкетта и музыкальные комедии советских композиторов И. Дунаевского, Н. Стрельникова, Ю. Милютина, Д. Шостаковича, О. Фельцмана, Н, Богословского, некоторые были поставлены впервые в стране.
Родилась Елена Яковлевна в 1903 г. в г. Ефремово Тульской области в семье инженера, жила в Харькове и в Киеве.
Она мечтала связать свою судьбу с балетом, в 1920-1924 гг. училась танцевать в балетном училище в студии при Киевском оперном театре под руководством Брониславы Нижинской, участвовала в спектаклях.
Затем 4 года работала балетмейстером в украинском театре "Березиль", но из-за болезни ног ей пришлось сменить свою специальность.
По примеру младшей сестры Елизаветы (1907-??), которая училась в художественном институте и стала впоследствии известным графиком, иллюстратором книг, Елена решает стать художником и поступает учиться в этот же институт, на театральный факультет.
В 1929 г. она переводится в Москву во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), на факультет театра.
В эти же годы она выходит замуж.
А тем временем происходит слияние ВХУТЕИНа и Академии художеств, и она переезжает учиться в Ленинград на живописный факультет, живет в общежитии, где холодно, голодно.
Муж работает в Москве, навещает ее, помогает. Зато летом она на 3-4 месяца ездит на практику в Москву, в театр Вахтангова.
После защиты диплома и присвоения звания художника-декоратора, Елена Яковлевна переезжает в Москву к мужу и работает в театре Вахтангова (1932-1933 гг.).
Ее муж, Василий Яковлевич Введенский работает в наркомате финансов и живет в Доме правительства, расположенном в центре Москвы, напротив Кремля, в кв.№ 310. Дом для представителей советской элиты. Об этом доме много информации можно найти в литературе и интернете. В простонародье этот дом называли "Ловушка Сталина", и было еще множество других названий.
Об этом доме в 1975 г. Юрий Трифонов написал повесть "Дом на Набережной", ставшим событием в литературной и общественной жизни.
В 1989 г. в этом доме был открыто отделение музея Гулага, музей "Дом на Набережной", одним из директоров стала вдова писателя, Ольга Трифонова, в музее собраны воспоминания о жильцах этого дома, многие из них были репрессированы,
Не избежал этой участи и В. Я. Введенский.
В 1934 г. его назначили заместителем председателя Крайплана на Дальнем Востоке, а в 1936 г. его арестовали, в 1938 г. - расстреляли, в 1957 г. реабилитировали (посмертно).
Похожая страшная судьба была у многих жителей этого дома, в доме было 505 квартир, более 700 человек из жителей дома подверглись репрессиям.
В 1934 г. Елена Яковлевна едет с мужем на Дальний Восток, оформляет спектакли в Краевом театре драмы во Владивостоке, в Амурском театре драмы, в Благовещенске.
В 1937-1939 г. работает в театре Ставрополя.
В 1939 г. возвращается в Москву, работает в мастерских художественного фонда "Союздетфильм", студии "Мосфильм".
Во время Великой Отечественной войны (1941-1943 гг) она работает в Москве, в мастерской по выпуску военно-оборонных плакатов "Окна ТАСС". Она автор плаката "Берлинские моды" №409 1942 г..
В 1943-1945 гг. - работает в театре Ростова-на-Дону.
С 1948 г. по 1960 г. Елена Яковлевна Кривинская работает в Свердловске в музкомедии.
С 1960 г. работает по договорам в различных театрах СССР.
В архиве, собранным когда-то давно дедушкой, сохранились костюмные эскизы к разным спектаклям Свердловской музкомедии, в том числе оформленные и Е. Я. Кривинской, часть их я вам показывала ранее:
В статье "Неопознанные эскизы" предположительно тоже есть несколько эскизов Е. Я. Кривинской. На заставке статьи один из ее эскизов.
Сегодня я вам покажу оставшиеся работы Е. Я. Кривинской (из старенькой дедушкиной папочки-архива) к спектаклям Свердловской музкомедии.
"Свадьба с приданым"
Премьера спектакля состоялась в Свердловской музкомедии 25 февраля 1951 г.
"Девичий переполох"
(ранее на моем канале была публикация костюмного эскиза 1945 года, художника Берданосовой, а ниже костюмный эскиз к этому же спектаклю, но работа уже другого художника, Е. Я. Кривинской, дата на эскизе 1951 г.).
Удивительно, но в репертуаре театра Свердловской музкомедии за 50-е годы спектакля "Девичий переполох" я не нашла. Возможно хотели восстановить спектакль.
"Сюркуф"
Премьера спектакля состоялась в Свердловской музкомедии 29 ноября 1952 г.
На костюмном эскизе ниже стоит год 1961, написано: "Италия, №8, Гинзбург из Сюркуфа".
Если я правильно поняла, эскиз из оперетты "Сюркуф" использовался в другом спектакле, в сюжете которого была Италия, эскиз №8, а Гинзбург - либо это персонаж, либо фамилия актера (???).
Предположительно, это эскиз к спектаклю "Человек в опасности".
В 1961 г. Е. Я. Кривинская оформляла в Свердловской музкомедии всего один спектакль - "Человек в опасности" - премьера его была 17 октября 1961 г.., а дата создания эскиза 9 сентября 1961, по срокам вполне может быть.
"Принцесса цирка"
Премьера спектакля состоялась в Свердловской музкомедии 7 декабря 1956 г.
Эскиз ниже создан предположительно к спектаклю Свердловской музкомедии "Черный амулет".
В левом верхнем углу надпись с названием спектакля размыта, но на эскизе (внизу справа) указана дата его создания - 23 апреля 1958 г..
В 1958 г. Е. Я. Кривинская оформляла в Свердловской музкомедии два спектакля. "Любовь бывает разная" - премьера состоялась 8 марта 1958 г. - но это раньше, чем создан эскиз, поэтому не подходит, второй спектакль - "Черный амулет" - премьера его состоялась 22 декабря 1958 г., в "Черном амулете", сюжет про иностранцев (наши люди в те годы так точно не одевались😊).
Думаю, эскиз именно к спектаклю "Черный амулет".
Информация о репертуаре Свердловской музкомедии по годам есть в книге "Вас приглашает оперетта".
Дедушка упоминал о художнике Е. Я. Кривинской в своей рукописи ("Дедушкина рукопись. Часть 13-я ").
Этот период был успешным в театре, в 1953 г. Елену Яковлевну наградили медалью "За трудовое отличие".
Моя бабушка работала заведующей декоративным цехом музкомедии и была ассистентом Е. Я. Кривинской, их дружеские отношения сохранились на долгие годы. Сохранились открытки, которыми они обменивались по праздникам.
Из них стало известно, что несмотря на пенсионный возраст, Елена Яковлевна Кривинская и ее второй муж, Валентин Евгеньевич Валин (актер, режиссер), продолжали работать по договорам.
Елена Яковлевна работает в Киеве, сдает "Цыганский барон", а директора удивляются видя возраст художника в её паспорте.
В другое время она ставит спектакли в г. Фрунзе, Петрозаводске, а Валентин Евгеньевич работает в Германии 3 месяца.
"В Петрозаводске выпускаю "Девушка с голубыми глазами". Сестра Елизавета в Доме художников в творческой группе работает над большой книгой к 50-летию, Валентин Евгеньевич ставит "Летучую мышь" в Красноярске. Позже соберемся в Москве". Жили они на улице Большая Серпуховская, д.44.
В другой открытке - "зашиваюсь, ставлю "Спящая красавица" в Алма-Ате и два спектакля в Киеве".
Вся жизнь Елены Яковлевны Кривинской прошла в работе, в творчестве, прожила она долгую жизнь. А не стало ее в начале 90-х, ориентировочно 1991- 1993 г., причина ухода (со слов знакомых) - автомобильная авария, в которую она попала вместе с мужем, Валентином Евгеньевичем Валиным. Детей у Е. Я. Кривинской не было.
Ранее были публикации, рассказы из жизни и работы моих дедушки и бабушки (театральных художников-декораторов), можно посмотреть в подборках:
"Памяти близких посвящается"
"Дедушкина рукопись"
"Театральные истории"
"Телевидение"
"Ёлки"
"Костюмные эскизы"
Подборка "Открытки СССР" - включает в себя все открытки, опубликованные на моем блоге, первым "собирателем" открыток в нашей семье был дедушка.
Благодарю за внимание! До новых встреч!
Ваша активность, лайки, комментарии и подписка очень помогут развитию канала. Буду благодарна за любую вашу реакцию на статью!