Найти в Дзене
Art-eating

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТОПОГРАФИИ КОСЬМЫ ИНДИКОПЛОВА НА ИСКУССТВО РУСИ

Выполнила: Фомина Анна Алексеевна Руководитель: Суслова Раиса Анваровна Казань, 2023 Введение Актуальность: обусловлена интересом современной культуры к искусству поздней античности, а для Российского сообщества этот интерес позволяет увидеть культурно-искусствоведческую интерференцию античной Византии и средневековой Руси.
Основная тема «Христианской топографии», созданной в 6 веке византом Косьмой Индикопловым — описание строения Вселенной. Двенадцать Слов, из которых состоит памятник, одновременно посвящены опровержению сферического устройства Земли, характеристике некоторых процессов в природе, описанию отдаленных экзотических стран, населяющих их народностей, а также комментированию событий Священной Истории из библейских книг. Сам же Козьма во вступлении определил свое сочинение как «Книги о Христе обнимающа весь мир вокруг».
Христианская топография, в результате перехода от поздней античности к новой парадигме, открывает значительное исследовательское поле, так как тракта

Выполнила: Фомина Анна Алексеевна

Руководитель: Суслова Раиса Анваровна

Казань, 2023

Введение

Актуальность: обусловлена интересом современной культуры к искусству поздней античности, а для Российского сообщества этот интерес позволяет увидеть культурно-искусствоведческую интерференцию античной Византии и средневековой Руси.
Основная тема «Христианской топографии», созданной в 6 веке византом Косьмой Индикопловым — описание строения Вселенной. Двенадцать Слов, из которых состоит памятник, одновременно посвящены опровержению сферического устройства Земли, характеристике некоторых процессов в природе, описанию отдаленных экзотических стран, населяющих их народностей, а также комментированию событий Священной Истории из библейских книг. Сам же Козьма во вступлении определил свое сочинение как «Книги о Христе обнимающа весь мир вокруг».
Христианская топография, в результате перехода от поздней античности к новой парадигме, открывает значительное исследовательское поле, так как трактат является практически первым средневековым, медиевальным трудом, в котором почти исчезла картина обитаемого мира, который свелся теперь к плоскости, сотворенной Богом, на окраинах которой возникли чудеса и диковины.
Сочинение Косьмы Индикоплова имело широкое распространение на Западе, а так же в Древней Руси. Космогонические представления о вселенной будоражили читателей и подогревали интерес к трактату. Популярности «Христианской топографии» во многом способствовали необычайно интересные, порою высокохудожественные иллюстрации ‒ миниатюры и рисунки, украшавшие ее.
Объекты исследования: произведения искусства Руси домонгольского периода, «Христианская Топография» Космы Индикоплова.
Предмет исследования: Влияние космогонических представлений «Христианской топографии» Космы Индикоплова на произведения искусства Руси домонгольского периода.
Новизна исследования: заключается в рассмотрении малоизученного вопроса влияния космогонических представлений византа Космы Индикоплова не на саму Византию и переход ее от античности к средневековью, а на искусство и культуру Руси.
Цель исследования: выявить заимствования в произведениях искусства Руси (книжности, миниатюре, иконописи)из «Христианской топографии».
Задачи исследования:
1. Исследовать и провести анализ общей и профессиональной литературы по искусствоведению и истории
2. Изучить и сравнить исторические факторы и их взаимовлияние на культуру двух государств Византии и Руси
3. Выявить основные идеи «Христианской топографии» Космы Индикоплова
4. Выявить основные идеи Христианской топографии в русских источниках
5. Проанализировать книжную миниатюру Космы Индикоплова и отождествить ее идеи со смыслом определенных произведений искусства Руси
6. Провести искусствоведческий анализ и сделать по нему выводы.
Проблема исследования: выражается через решения комплекса практических вопросов (искусствоведческий анализ миниатюр и отрывков «Христианской топографии»)из накопленных ранее теоретических знаний.
Гипотеза исследования: полученные знания могут открыть новые стороны в вопросе взаимовлияния культур и добавить информации к уже известным нам произведениям искусства.
Степень изученности: иконографическая традиция трактата «Христианская топография» подробно изучена Е.К. Рединым, Е.К. Пиотровская пишет о бытовании сочинения Космы в древнерусской культуре.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка используемых источников и приложений.

Глава I. Христианская топография Косьмы Индикоплова

1.1 Биография автора. Как трактат появился на Руси.

«Христианская топография» Козьмы Индикоплова– переводное космографическое сочинение византийского автора (основная идея которой определение строения Вселенной и описание устройства мира), занимающее особое место среди византийских исторических и литературных памятников VI в., широко известное в течение всего средневековья, получившее распространение в древнерусской книжности. В сочинении соединены разного рода записки путешественника: естественнонаучный труд по географии, биологии, астрономии и философско-богословский трактат, затрагивающий религиозные споры той эпохи, как будто различные жанры и сюжеты сцеплены механически и как бы живут своей самостоятельной жизнью. Косьма пытается опровергнуть античную греческую космогонию и заменить ее библейским представлением о вселенной [1].
О жизни автора «Христианской топографии» известно очень мало и сведения не точны. Даже имя Косьма Индикоплов либо псевдоним, либо выдумка переписчика, связавшего имя автора с предметом его рассмотрения, то есть с космосом. Но это предположение едва ли основательно. Другим исследователям такая точка зрения не кажется достаточно обоснованной, так как в таком случае имя автора было бы, скорее, Cosmicus. Однако, имя «Косьма» было широко распространено в Египте, откуда был родом автор «Топографии». Втексте рукописи же автор сам себя называет просто «Христианин». Поэтому из-за анонимности авторство работы стали приписывать Косьме лишь с 11 века [2].
Косьма родился на рубеже V—VI вв. В молодости он занимался торговыми делами и не получил должного образования (в своем труде он указывал, что не обладает техникой риторической речи и не может «цветисто и изящно говорить»), поэтому занимался самообучением и путешествовал 3. По поводу места и времени написания работы: в начале 18 века византинист Бернар де Монфокон (он же подготовил первое издание «Христианской топографии») предположил, что работа была написана в Египте. Но в 1883 г Х.Гельцер высказался о том, что в последние годы своей жизни Козьма жил в монастыре Райфы на Синайском полуострове, где и была написана «Христианская топография» между 545 и 547 гг. [4].

Сочинения Косьмы на русском дошло до нас множество - это значит, что «Христианская топография» была очень популярна на Руси. И хотя первые славянские списки трактата «книга нарицаемая Козьма Индикоплов» (в ряде списков Дикоплов, Изынедикоплов и т.п.) – датируются лишь XV в. и позже, исследователи убеждены, что текст был переведен значительно ранее. По мнению И. Дуйчева, перевод был сделан в Х в. в Болгарии [5]. Болгарские книги широко использовались и переписывались в древней Руси. Учитывая, что в то время древнеболгарский и древнерусский языки были весьма близки, не возникало необходимости в переводе. Но, следует признать, большиснтво книг, на момент их появления на Руси были уже достаточно устаревшими [6]. Проблема времени перевода сочинения Косьмы Индикоплова на древнерусский язык до сегодняшнего дня не решилась, однако то, что произведение стало известно древнеславянским книжникам в раннюю эпоху освоения ими византийской христианской письменности, отмечалось многими исследователями. По мнению А.И. Соболевского, оно было переведено на Руси уже в домонгольский период [7].

Образованные греки, знакомые со сферической моделью космоса, воспринимали комарную ситему Космы весьма негативно. Патриарх Фотий отзывался о его трактате совсем нелестно: стиль написания Космы оставляет желать лучшего, а его рассказы о заморских странах смахивают на выдумку. Однако на Руси представления Космы – и других ученых антиохийской школы – почему-то обрели едва ли не догматический статус. Ранее считалось, что комарная модель безраздельно доминировала на Руси; В. Мильков показал, что геоцентрическая модель каппадокийцев также была знакома и относительно распространена [8]. Тем не менее русские книжники тяготели к Христианской топографии. Косма, предположительно несторианский автор, почитался у нас практически как святой. Его труд входил в список «истинных книг» [9], в ряде древнерусских рукописей он изображался с нимбом, в одном списке он охарактеризован как «благочестивый и повсюду славимый киръ Козма», в другом назван «епископом Мариумским». Пиотровская ищет авторитетность топографии Космы в сфере политической мысли. Она говорит о заимствовании Руси идеи вечного Рима (так как после падения Византии Русь считала себя единственным уцелевшим христианским государством) [10], эту идею как раз и поддерживает Косма Индикоплов в своем трактате: «неразрушимого ромейского царства». Позднее Филофей будет развивать эту мысль и выдвинет концепцию о том, что Москва — третий Рим. Впрочем, это наблюдение объясняет популярность трактата лишь для Московской Руси и только с 16 века, чем объясняется более ранняя популярность (трактат Космы был известен на Руси уже с домонгольского периода) неизвестно [11].

1.2 Объяснение мира по Косьме Индикоплову.
Наиболее полные списки «Христианской топографии» включают 12 книг. Содержание книг:
1 Против тех, кто хочет быть христианами, но верит и утверждает, подобно язычникам, что небеса сферичны;

2 Христианские теории о форме и расположения частей Вселенной, доказываемые на основании Божественных писаний;
3 О том, что Божественное писание достоверно и заслуживает доверия, что оно описывает вещи, согласные между собой и в целом, равно в Ветхом и Новом Заветах, что указывает на полезность такого представления о форме Вселенной;

4 Краткое повторение, с иллюстрациями, о форме Вселенной согласно Божественным писаниям, и опровержение сферы.

5 О том, где находится описание скинии, и согласие в этом вопросе пророков и апостолов.

6 О размере Солнца;

7 Посвящённая Анастасию и доказывающая неразрушимость небес;

8 О песни Езекии и возвращении Солнца;

9 О траектории небесных тел;
10 Отрывки из Отцов Церкви;

11 Рисунки и описания индийских животных и деревьев, а также об острове Тапробана;

12 О том, что многие старые языческие авторы подтверждают древность.

Божественных писаний, составленных Моисеем и пророками, и что греки научились письму позже всех из-за своего неисправимого скептицизма.
Все это сопровождается миниатюрами, художник которых так и не установлен. Изображал ли их сам Косьма или же кто-то другой? Миниатюры Косьмы представляют характер византийского искусства в Юстинианов век или эпоху процветания полнее и ближе, чем какой бы то ни было другой засвидетельствованный памятник этого периода, кроме разве некоторых мозаик Равенны. Стиль и исполнение этих миниатюр показывают нам ту артистическую, в себе вполне уверенную и богатую знанием манеру, которая с равным совершенством управляет широким монументальным рисунком, как и блестящими красками [12].

«Христианская топография» неоднородна по своему составу, первоначально она состояла из пяти первых книг, посвященных некоему Памфилу, в которых излагалась основная точка зрения Косьмы на устройство вселенной. Книги VI-VII содержат новые аргументы, специально приведенные для его недостаточно понятных космографических положений, требовавших дополнительных объяснений. Книга XI была записана на основании личных впечатлений и знакомства, поэтому содержащееся в ней описание острова Ланка имеет исключительную ценность [13].
В «Христианской топографии» Косьмы смешаны метафорические воззрения об устройстве вселенной с реальными наблюдениями автора над окружающим его миром. Отсюда – существенные противоречия между его фантастической картиной мира и правдивыми географическими наблюдениями, полученными во время его заморских путешествий [14].

Для начала нужно сказать, что Косма Индикоплов в своем трактате не исследует материал с помощью причинно-следственной связи и не выдвигает гипотезы, а как будто записывает свои философские требования к космосу и вселенной. Именно поэтому его идеи кажутся столь радикальными. Помимо основной части книги, Косма дописывал еще главы, где отвечал на вопросы читающей публики, которая, как мы помним относилась с пренебрежением к «Христианской топографии». Косьма не спрашивает своих оппонентов, почему они считают небеса шарообразными или как это возможно; он спрашивает, зачем им нужно такое небо. «Для какой полезной цели (εις τη χρησιμον)… небеса должны обращаться?». Косма меняет логику причинности на свою логику целеполагания: «Вы хотите, чтоб небес было 8 или 9? Вы хотите, чтобы воды удерживались на сферической тверди?» [15]. Полностью разрушая античные представления Косма пишет, что его Земля плоская и статичная, утверждая тем самым линейную модель времени, уходя от бессмысленной повторяющейся временной цикличности в античной эпохе. Линейное восприятие мира означает начало и конец, все когда-то зародилось и все когда-нибудь умрет — прослеживается христология Косьмы.
Косма для большей доказательности своих положений ссылается не только на «священное писание», но и на светских античных писателей, когда их показания не противоречат, по мысли автора, показаниям Библии. Таковы его ссылки на древних географов и астрономов — Эфора, Пифея Массилийского, Ксенофана из Колофона [16]. Поэтому многие исследователи филологи отмечают выраженный «византийский» стиль написания.

Косма придерживается онтологии удвоенного бытия (физический и надприродный миры): ангельское надприродное пространство, приближенное к Богу, отгорождено твердью от природного, человеческого мира. Твердь — это верхняя граница природного мира, выше которого располагается первое небо, сотворенное вместе с землей [17].

Второе небо (твердь), в отличие от первого (ангельский мир) имеет материальную форму, поэтому мы можем его видеть. На поверхности тверди Творцом разлиты небесные воды, что защищают от светил и прочих недуг, уподобляясь куполу или потолочному перекрытию [18] .Верхнее небо смыкается с нижним, общее их основание опускается вниз к прямоугольной плоскости, в центре которой помещалась окруженная водами Мирового Океана Земля. Океан же заканчивался на перпендикулярном пересечении с границей первого и второго неба (то есть этот небесный купол опирается на прямоугольную плоскость водно-земного пространства) [19].Четыре моря, являющиеся по теории Косьмы заливами Океана, вклиниваются в массив суши. Реки, начинающиеся в Раю, протекают через Океан и вновь возникают и на обитаемой части суши [20].

Сама Вселенная делится в пространстве как бы на четыре яруса: в самом верхнем пребывает Христос - верховный судья всего сущего, во втором обитают ангелы, в третьем - люди, в четвертом, подземном, ярусе – демоны [21].

Как и другие приверженцы антиохийской традиции Косма был приверженцем идеи «Земного Рая», которое по его словам находилось на примыкавших на пересечении неба и земли территориях. Эти территории наделялись особыми сакральными свойствами. Но Пределы земного рая так же недостижимы, как недосягаемо небо для простых смертных.
По Косме на Севере Земли помещаются высокие горы. И когда Солнце, движущееся горизонтально над землею, заходит за гору, земное пространство оказывается в тени и погружается в ночную темноту. Этим объясняется смена дня и ночи [22]. Аналогичных взглядов придерживались Феофил Александрийский и Ефрем Сирин. Христианские экзегеты давали объяснение, схожее с мнением Анаксимена о возвышении в северной части земного диска, за которым скрывается Солнце при горизонтально круговых перемещениях [23]. Движением же солнца и луны или любых других светил, руководят ангелы, они же производят дождь, превращая морскую воду в тучи, которым это дело поручено было богом в четвертый день творения мира и которые освободятся от своих обязанностей лишь при конце света [24]. Часть возгордившихся ангелов были вместе с диаволом низвергнуты Богом с неба на землю, остальные же были поставлены на службу людям.


То, что мир создан был богом не в один день, а в шесть дней, Косма объясняет желанием бога вразумить ангелов. «Так как ангелы одарены умом и можно склонить их в ту или другую сторону, — говорит Косма, — то одного дня не было бы достаточно для их обучения; если бы весь мир произошел в один день, они могли бы подумать, что всё это явилось смутно, как некое привидение, и создано без порядка. Но всемогущий бог определил в порядке день для каждого дела особо, ради распределения обязанностей ангелов, и ради вразумления их он сотворил мир таким образом». Создание жены Адаму из его ребра Косма объясняет так: «Из бока мужа бог создал жену, потому что два бока составляют всё тело, и не создал ее из передней части его, для того чтобы жена не возвышалась над мужем, и не из задней, чтобы муж не возвышался над женой, но из боковой, чтобы она была равна по природе, хотя и первенствует муж, как требуется по времени появления его, но не по природе» [25].

Чтобы дать нагляднообразное представление о космоустроении, Козьма Индикоплов уподобляет его конкретному материальному объекту — ветхозаветной скинии (походный храм, созданный по велению бога. «Дом Бога»). Ход мысли следующий: Бог повелел Моисею построить скинию, чем раскрыл людям тайну мироустройства. Скиния знаменовала собой уменьшенную модель огромного космического дома с плоским основанием, стенами и комарным завершением. Таким образом, Козьма Индикоплов представлял мироздание огромным домом с плоским и прямоугольным земным основанием, перекрытым кома рой небесного свода. Пространственное устроение мироздания Козьмой Индикопловым мыслилось замкнутым по подобию дома (скинии). Комара этого дома Космоса соответствовала крыше, а твердь — потолку [26].

Мир - ветхозаветная скиния
Мир - ветхозаветная скиния

Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Влияние Христианской топографии на искусство Руси.
Что касается влияния книги Козьмы на русскую средневековую культуру, то здесь можно очертить как несомненное, там и предположительные сферы влияния. Козьму упоминают инок Филофей и Максим Грек, несомненно ее влияние на Толковую Палею и летописные своды 16 века. Весьма вероятно ее влияние на космологическую традицию в иконописи.
Как Физиолог и Шестоднев, Христианская топография Космы Индикоплова, в виду обилия в ней легендарного материала, для русского читателя имела значение и поэтическое. Художественное воздействие книги было тем сильнее, что изложение ее сопровождалось обильными иллюстрациями. Наличие их в книге, а также то, что книга представляла собой нечто вроде энциклопедии, включавшей в себя разные наукообразные и фантастические сведения — от космографических до историко-политических и археологических, и обусловило собой широкую ее популярность [27].

Само имя Космы было у нас настолько популярно, что изображение его попало на икону «Что ти принесем» Цареконстантиновской церкви в Вологде рядом с некоторыми другими новозаветными персонажами, а в миниатюрах с его портретом в некоторых рукописях он именуется святым.

Отдельные статьи из сочинения Космы были заимствованы целым рядом русских памятников. Помимо Толковой палеи, и, быть может, еще ранее — Начальной летописи, из Христианской топографии заимствовали также: Кормчая книга (список 1284г.), хронографы, азбуковники, «Великое зерцало» и ряд сборников разнообразного состава. В большом количестве данные из нее черпал для своих сочинений писатель XVIв. старец Филофей. Наконец, сочинение Космы нашло себе отражение и в народных представлениях об устройстве вселенной.
Е.К. Редин находит в миниатюрах «Топографии» «эллинистические традиции», связь с народным искусством, черты реализма, светских интересов. Косьма отказался от традиций античной науки, но связал себя со светскими традициями других, простонародных слоев населения, где уровень образования был ниже, но круг которого был значительно более широким. Этому кругу могли быть доступны такие примитивные «вульгаризованные» хроники, как «Всемирная александрийская хроника», «Хронография» Иоанна Малалы. Оригинальные иллюстрации «Христианской топографии» были выполнены в этой живой, реалистической, народной традиции. Иллюстрации самого древнего ее списка полны движения, выразительности, они реалистичны и отражают действительность [28].

2.2 Заимствования в книжности.
Фрагменты сочинений «Христианской топографии» находят в тексах Толковой Палее, Новгородской Кромчей, Архивского Хронографа и др. На счет принадлежности этих памятников к русской землеисследователи неуверены. А.В. Михайлов рассмотрел палейный текст книги Бытия и пришел к выводу, что в Толковой Палее следует видеть памятник славянского происхождения и скорее русского, чем юго-славянского (Варш. Унив. изв. 1895–1896 г.). Как утверждает Истрин: в основу сказания о вавилонском столпотворении Толковой Палеи и Архивского хронографа легла Христианская топография Космы. Оно представляло отрывок из той же Топографии Косьмы Индикоплова, но другого перевода. Тот же апокриф о столпотворении вошел в Толковую Палею (вошел он из перевода, уцелевшего в полном объеме), причем подвергся вставкам и между прочим вставке о расселении народов по земному шару после смешения языков. Палейное сказание о столпотворении представляет спайку 1) сказания Косьмы Индикоплова, причем повествовательная часть передана буквально, без изменения, а нравоучительная подверглась распространению, 2) сказания о Невроде и Евере и 3) вторичного упоминания о разрушении столпа и известия об его остатках. (13. выпуск 1, гл.1). Далее Истрин сравнивает все три отрывка, для примера: «По пѡтопѣ чл҃комъ ктомꙋ мноащемⸯсѧ. внꙋтⸯрь на въстоцѣ. и҆дъже и҆ ковⸯчегъ сѣде» - Косьма Индикоплов и «По потопѣ оубо чл҃вкомъ множающимсѧ. вноутрь. на въстоцѣ идеже сѣде ковъчегъ» - Толковая Палея [29].

-5

Помимо этого на книгу Косьмы Индикоплова часто ссылались Максим Грек и Филофей в своих работах: например, во время ожесточенных споров, как доктринальных (полемика с еретиками), социальных и мировоззренческих (споры о восьмой тысяче лет, споры о монастырях и их имуществах, споры об иконах и статусе власти). Таким образом, мы можем предположить, что книга Козьмы использовалась как аргумент в этих спорах (что и объясняет во многом ее распространенность). Но какой именно аргумент? Все та же идея «Третьего Рима»: положение Москвы усиливалось, а положение прежней христианской столицы ухудшалось, и идея «Москва — третий Рим» подкреплялась концепцией «Всемирной христианской империи», о которой пишет Косьма Индикоплов. Это предположение подтверждается тем обстоятельством, что митрополит Макарий включил ХТ в Великие Четьи Минеи. Также Максим Грек и Филофей ссылаются на авторитет Козьмы в своей полемике со «звездочетцами» - т. е. Астрологами [30].

2.3 Влияние на иконопись.
«Саккос» - С точки зрения замысла и содержания этой композиции, очевидно, что она основана на христианской традиции понимания субботы как образа соединения всех праведников с Богом в конце времен. В ветхозаветной традиции суббота была днем покоя Бога, когда Он «почил», завершив труды Сотворения мира. Эта икона отвечает идее Субботы всех святых. Она изображена на одной из сторон знаменитого Ватиканского саккоса XIV века. Габриэль Милле определил ее как «Призвание праведных» [31]. В огромном медальоне изображен Христос на радуге в окружении ангелов и святых в белоснежных одеждах. За пределами круга расположены фигуры Авраама с младенцами и Благоразумного разбойника.

-6


«Четырехчастная икона» Московского кремля - первой трети XV века, которая, вероятно, входила в состав складня-триптиха, где расположение и состав композиций соответствовали Шестодневу. Два нижних клейма сохранившейся части триптиха изображают чины праведников и воскресающих мертвых. Они, по-видимому, составляли часть композиции «Суббота всех святых», которая была построена несколько иначе, чем на ватиканском саккосе. Существование этих памятников говорит о том, что тема была актуальной и иконография находилась в стадии становления, поиска.

-7


«Шестоднев» - является наиболее ранним памятником иконографии «суббота всех святых», она здесь представлена в среднике. Композиция состоит из нескольких иконографических мотивов, восходящих к иконографии Страшного суда, а именно: изображение Христа во Славе, Деисус и предстоящие в молитве Спасителю лики святых (пророки, святители, апостолы, мученики и мученицы, пустынники и пустынницы). Все персонажи изображены в апокалиптических белых одеждах.

-8


«Суббота всех святых» - значительно упрощена по сравнению с «дионисиевской» иконой, в ней ярко выражена ярусность построения, и святые помещены не в отдельные ячейки с арочным завершением, а расположены двумя ярусами, каждый из которых ограничивает волнообразная линия. В таком же ключе решена композиция иконы «Суббота всех святых» из Ростова, датирующейся уже второй половиной XVI века. Она также четко разделена на ярусы. В верхнем—Спаситель в окружении ангелов и молящиеся Ему Богоматерь и Предтеча; в нижнем—отдельными группами чины святости, объединенные ограничивающей ярус волнообразной линией.

-9


Эти иконы демонстрируют общую тенденцию к изменению «дионисиевского» иконографического варианта, выразившуюся, прежде всего, в упрощении композиционного построения, главным признаком которого становится поярусное расположение фигур. Чем было обусловлено такое изменение иконографического типа? Позволим себе высказать предположение, что решающим в данном вопросе было влияние миниатюры, разработанной для иллюминирования особенно любимой книжниками конца XV—первой половины XVI века «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова и, прежде всего, книжниками митрополита Макария. Уже в наиболее раннем из известных списков лицевой «Христианской топографии» 1494–1495 годов мы находим миниатюру со сходным построением.

-10

В самой верхней части листа, имеющей арочное закругление, означающее свод небесный, изображен сидящий на радуге Христос. Ниже представлены—силы небесные—ангелы и херувим в центре. Эти два яруса изображают Небо. Под ними еще два яруса. Это земля с людьми, молящимися Богу, и преисподняя с умершими, тоже взывающими к Спасителю. Миниатюре соответствует текст: «Тако бо строя вещи своими людьми и наказуя все языки». Таким образом, фактически на миниатюре представлено строение мироздания. Аналогичную миниатюру мы видим в рукописи, которая датируется уже 1539 годом, где подписан каждый ярус: Царство Небесное, Земные, Преисподняя. Редин Е.К. озаглавил эту миниатюру «Царство Небесное и земное». Высокая степень читаемости «Христианской топографии» в XVI веке, как нам кажется, позволяет предположить, что миниатюра этой книги могла оказать влияние на иконографию «Субботы всех святых» с ее поярусным построением, сходным с композиционным построением миниатюр [32].
Косьма Индикоплов повлиял не только на сюжет и концепцию написания икон, но и сам его лик стал изображаться на иконах. В рукописи Синодальной библиотеки миниатюра Косьмы отличается от архивного списка миниатюр по стилю и качеству работы.

-11

Тип Косьмы иной: более мужественный и могучий, а не старец-аскет. Лицо с розовым оттенком, длинный тонкий нос, выразительные глаза. На голове белая шапочка с голубой обшивкой. Громадное кресло без спинки — простое, он сидит почти прямо и пишет в книге, лежащей на коленях. Фон миниатюры золотой, почва зеленая. Две круглых колонны с крапинками, под мрамор, с голубой капителью, поддерживающих крышу. Этот тип скорее приближен к Уваровскому списку, а не к Архивному [33].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой и сутью своего труда сам Косьма считал изложение несторианской теории мироздания. Но эта главная мысль и приводимые для ее подкрепления тексты не представляли большого интереса и в далеком прошлом, к тому же представления Косьмы были недостаточно отчетливы. Таким образом, ни для современников Косьмы, ни для позднейших византийских писателей его взгляды не представлялись правильными, но, несмотря на это редкая греческая книга пользовалась такой популярностью, столько раз переписывалась и так часто переводилась. В целом «Христианская топография» Косьмы Индикоплова – уникальный памятник ранневизантийской культуры, нуждающийся в глубоком осмыслении и современном исследовании. Для большинства простых христиан на Руси, не получивших классического античного образования, данная картина мира была практически тождественной. Поэтому в этой работе мы нашли частые отголоски идей Косьмы Индикоплова в искусстве Руси.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болгов Н.Н., Поздняя античность: история и культура. / Н.Н Болгов. – Белгород: БелГУ, 2009. С. 9-10
  2. Гудзий Н.К., Естественнонаучные сочинения // История русской литературы – М., Л., 1941 – Т. 1 – С. 205
  3. Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская книжная миниатюра // Православная энциклопедия. / А.В. Захарова - М., 2004. - Т. VIII. - С. 267
  4. Истрин В.М., Замечания о составе Толковой Палеи: [вып. 1-2] / Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1897-1898. - 23 см.
  5. Иконостас = The iconostasis: Происхождение - развитие - символика / Центр восточнохристиан. культуры; Ред.-сост. А.М. Лидов. - Москва : Прогресс-Традиция, 2000. С. 416
  6. Кондаков Н.П., История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. / Н.П. Кондаков. - Одесса, 1876. – С. 10
  7. Козьма Индикоплов — любитель культуры. URL: https://www.sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-1/1-2. (Дата обращения 11.05.2023)
  8. Мильков В.,«Космологические концепции и сведения в книжности Древней Руси»//Древнерусская космология. – Пб.: Алетейя, 2004.- С. 7
  9. Пиотровская Е.К. К изучению древнерусской версии «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова / Е.К. Пиотровская // Византийский временник. - М., 1991. - Т. 51. - С. 106-111.
  10. Пиотровская Е.К., «Христианская Топография Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – С. 140
  11. Ревко-линардато П.С., Византийское влияние на распространение научных знаний в средневековой Руси // Ценности и смыслы. 2013.
  12. Редин Е. К., «Христианская топография» Косьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1. С. 14
  13. Самойлова Т.Е., Композиция «Суббота всех святых» в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Истоки иконографии // Academia. 2021. № 3. С. 226–233
  14. Удальцова З. В., Косьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Культура Византии. М., 1984. Т. 1: IV - 1-я пол. VII в. С. 467
  15. Христианская топография, 2, §97: SC 141, p.417 B

1 Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Культура Византии. М., 1984. Т. 1: IV - 1-я пол. VII в. С. 467

2 Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. / Н.Н Болгов. – Белгород: БелГУ, 2009. С. 9-10

3 Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Культура Византии. М., 1984. Т. 1: IV - 1-я пол. VII в. С. 467

4 Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. / Н.Н Болгов. – Белгород: БелГУ, 2009. – С. 11

5 Пиотровская Е.К. К изучению древнерусской версии «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова / Е.К. Пиотровская // Византийский временник. - М., 1991. - Т. 51. - С. 106-111.

6 Ревко-линардато Павел Сергеевич Византийское влияние на распространение научных знаний в средневековой Руси // Ценности и смыслы. 2013.

7 Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. / Н.Н Болгов. – Белгород: БелГУ, 2009. – С. 14

8 Мильков В. «Космологические концепции и сведения в книжности Древней Руси»//Древнерусская космология. – Пб.: Алетейя, 2004.- С. 69-95

9 Пиотровская Е., «Христианская Топография Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – С. 140

10 Там же. С. 80-82

11Там же. С. 136-187

12 Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. / Н.П. Кондаков. - Одесса, 1876. – С. 10

13 Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. / Н.Н Болгов. – Белгород: БелГУ, 2009. – С. 15-16

14 Там же. С. 19

15 Христианская топография, 2, §97: SC 141, p.417 B

16 Гудзий Н. К. Естественнонаучные сочинения // История русской литературы – М., Л., 1941 – Т. 1 – С. 205

17 Мильков В., «Космологические концепции и сведения в книжности Древней Руси»//Древнерусская космология. – Пб.: Алетейя, 2004.- С. 7

18 Там же. С. 8

19 Там же. С. 25

20 Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. / Н.Н Болгов. – Белгород: БелГУ, 2009. – С. 18

21 Там же. С. 17

22 Мильков В., «Космологические концепции и сведения в книжности Древней Руси»//Древнерусская космология. – Пб.: Алетейя, 2004.- С. 26-27

23 Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Культура Византии. М., 1984. Т. 1: IV - 1-я пол. VII в. С. 436-437

24 Гудзий Н. К. Естественнонаучные сочинения // История русской литературы – М., Л., 1941 – Т. 1 – С. 206

25 Там же. С. 207

26 Мильков В., «Космологические концепции и сведения в книжности Древней Руси»//Древнерусская космология. – Пб.: Алетейя, 2004.- С. 28

27 Козьма Индикоплов — любитель культуры. URL: https://www.sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-1/1-2. (Дата обращения 11.05.2023)

28 Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская книжная миниатюра // Православная энциклопедия. / А.В. Захарова - М., 2004. - Т. VIII. - С. 267

29 Истрин В.М., Замечания о составе Толковой Палеи: [вып. 1-2] / Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1897-1898. - 23 см.

30 Козьма Индикоплов — любитель культуры. URL: https://www.sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-1/1-2. (Дата обращения 11.05.2023)

31 Иконостас = The iconostasis: Происхождение - развитие - символика / Центр восточнохристиан. культуры; Ред.-сост. А.М. Лидов. - Москва : Прогресс-Традиция, 2000. С. 416

32 Самойлова Т.Е. Композиция «Суббота всех святых» в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Истоки иконографии // Academia. 2021. № 3. С. 226–233