Найти в Дзене
Как на самом-то деле?

Для чего на самом-то деле создана база в Редзиково?

Эта статья является авторской версией статьи "США подставляют Польшу под удары "Искандеров"", опубликованной в деловой газете "Взгляд". Публикуется с согласия редакции.

В польском городе Редзиково состоялась открытие американского «долгостроя» - базы «ЕвроПРО», оснащённой комплексом Aegis Ashore (Иджис-Эшор). Это чисто формальное событие, так как операционной готовности база достигла в ещё 2020 году. В 2023-году начались мероприятия по формальной передаче базы под управление НАТО, хотя непонятно, зачем на это потребовалось так много времени. Тем более, что боевое управление и техническое обслуживание было, есть и будет в руках американских военнослужащих.

С официальным вводом в эксплуатацию завершено строительство ЕвроПРО в соответствии с EPAA – американским «поэтапным адаптивным подходом» к противоракетной обороне в Европе.

В рамках этого подхода система европейской противоракетной обороны включает:

  • командный центр ПРО НАТО на авиабазе Рамштайн в Германии;
  • американскую радиолокационную станцию (РЛС) на базе Кюреджик в Турции, которая выполняет функцию раннего предупреждения о ракетном нападении;
  • четыре периодически сменяющихся американских эсминца с сиcтемой Aegis;
  • комплексы Aegis Ashore (Ashore - наземный) на базах Девеселу в Румынии и Редзиково в Польше.

Как заявил президент Обама в 2009-году, EPAA предназначен для защиты Европы от баллистических ракет, запускаемых из Ирана.

Вот только проблема в том, что у Ирана нет таких ракет, которые могли бы долететь до европейских столиц или военных объектов. Самая дальняя ракета, стоящая у него на вооружении – Гадр-110. Она имеет заявленную дальность 2500 км, однако это модификация ракеты Шахаб-3, исходная дальность которой – 1000 км, с помощью технологий северокорейской ракеты «Нодонг» и так уже была повышена до 1700 км. Вряд ли оставался какой-то резерв на модернизацию. Поэтому справедливо предположить, что дальность иранских ракет не превышает 2000 км.

Таким образом, в зоне досягаемости иранских ракет находятся только столицы Турции, Венгрии и Болгарии. И самый главный американский объект – авиабаза Инжирлик в Турции, на которой размещено ядерное оружие. Это возможно только при пуске ракет с самой северо-западной точки Ирана – подземной ракетной базы вблизи города Тебриз. Но эти объекты прикрывает комплекс в Девеселу.

До зоны поражения комплекса в Редзиково Гадр-110 не долетает. То есть Европу этот комплекс фактически не защищает. Так что про защиту от иранских ракет говорить не стоит.

Что собой представляет база в Редзиково?

Это бывший аэродром, на котором размещён командный пункт и радар AN/SPY-1 а также четыре здания в которых находятся пусковые установки Mk.41VLS вертикального пуска ракет на 8 ракет каждая (заряжены якобы три из 4-х установок). В этих установках официально находятся противоракеты SM-3 Block IB – высота перехвата до 250 км и дальность до 700 км, и/или SM-3 Block IIA – высота 500 км и дальность 1000 км. Стоимость этих ракет специалистами оценивается соответственно в 15 млн долларов и 25 млн долларов.

Комплекс Иджис-Эшор разработан на базе морского варианта системы Иджис. Обратите внимание, что эта система не является именно ЗРК, как часто говорят. Это БИУС – боевая информационно-управляющая система. На эсминце типа Арли Бёрк (стоит и на крейсерах Тикондерога, но их сейчас активно списывают), она управляет практически всем – от двигателей и навигации до противолодочных и противовоздушных подсистем, радаром AN/SPY-1(6), палубным вертолётом и пуском крылатых ракет BGM-109 Tomahawk.

В наземном варианте удалены все подсистемы, кроме: радара AN/SPY-1, Mk.99 – собственно ЗРК, развитого оборудования связи. Перехватчики SM-3 точно такие же, как на эсминцах. Эти ракеты не могут перехватывать наши Герани и Х-555 или Х-101. Не могут они перехватить и квазибаллистическую ракету 9М723 комплекса Искандер или аэробаллистический Кинжал. Причина в том, что прочности SM-3 недостаточно для маневрирования в плотных слоях атмосферы, она просто переломится. Поэтому её минимальная высота перехвата установлена в 60 км.

Теперь по поводу радости президента Дуды о том, что база в Редзиково будет действовать против России. Расстояние от неё до российского анклава – Калининградской области, где развёрнуты комплексы Искандер-М, 165 км. Но она не будет угрозой для Искандеров, она будет целью для них. Ракета 9М723 прибудет к ней за пару минут после пуска, оставаясь под зоной поражения. И привезёт отнюдь не тротил.

Много разговоров о том, что комплексы в Девеселу и Редзиково будут бороться с нашими межконтинентальными баллистическими ракетами. Не будут.

Вот как проходят траектории наших МБР.

Инфографика автора
Инфографика автора

Карта нарисована в непривычном ракурсе – в её центре Северный полюс. Показаны, только точки размещения штабов дивизий РВСН. Где шахты не обозначено, а где будут ПГРК - подвижные грунтовые ракетные комплексы, и сами ракетчики не знают. Так что не беспокойте ФСБ, тайны я не открыл.

Да, все траектории наших МБР проходят над Северным Ледовитым океаном (как и американских тоже). Маленький жёлтый полукруг внизу карты – зона поражения комплекса Иджис Эшор в Редзиково. Это просто часть круга радиусом 1000 км. Только две траектории ракет дивизии РВСН в Козельске как бы проходят через эту зону. Но это на карте, так сказать в «2D», зона поражения выглядит как полукруг, а в 3D это ведь полусфера. И если траектория из Козельска в сторону ракетной базы Гранд-Форкс на инфографике чиркает по зоне, то на самом-то деле здесь полусфера касается Земли. А наши ракеты в этом месте уже набрали высоту в сотни км. То есть только траектория ракет в сторону Нью-Йорка проходит через зону поражения этого комплекса. Причём здесь наши ракеты ещё будет в наборе высоты. Вроде бы достанут, но…

В стрельбе зенитными ракетами или, как в данном случае, противоракетами, имеет большое значение такая характеристика условий стрельбы как курсовой угол. Это угол между линией визирования цели из точки старта ЗУР и продолжением курса цели. Курсовой угол увеличивается по мере приближения цели. Максимально допустимый курсовой угол сильно ограничивает зону поражения.

Представьте, что вы находитесь около шоссе. К вам приближается автомобиль, вы снимаете его на видео. Угол между линией взгляда и продолжением направления движения автомобиля увеличивается. Если автомобиль едет очень быстро, в момент проезда мимо вас (курсовой угол = 90 градусов), и даже чуть раньше, вы можете не уследить за ним камерой.

Так же и в стрельбе ЗУР – при больших курсовых углах ракета просто не в состоянии вписаться в нужную траекторию перехвата. Так что наши ракеты на обеих траекториях – и по ракетной базе США Гранд-Форкс, и по Нью-Йорку (условно), за пределами возможностей SM-3. Кроме того, «боевая часть» этой противоракеты – лёгкий кинетический перехватчик LEAP. Он действительно лёгкий – 3.4 кг. Он должен попасть непосредственно в МБР чтобы её разрушить. При столкновении с целью под маленьким курсовым углом – до 20 градусов, выделится энергия, эквивалентная взрыву 30 кг тротила. Поэтому у него очень точная система самонаведения, но крошечный запас топлива, он способен подрулить только на 1-2 км. Поражать боеголовку он может только «в лоб». «Сбоку» не попадёт.

Итак, ни по иранским, ни по нашим ракетам этот комплекс стрелять не может. Про комплекс на базе Девеселу и вовсе нечего говорить – он далеко от маршрутов наших ракет. Тогда для чего он нужен? Чему радуется президент Дуда?

Мнения экспертов здесь сильно расходятся.

Умеренные считают, что это одна из мер по вбиванию клина между нами и восточными «натовцами». Другие говорят, - Да, сейчас он не особо полезен, но вот когда у Ирана появятся более дальнобойные ракеты, у нас уже будет всё готово.

Однако, есть и другая точка зрения.

Президент России В. Путин не раз говорил об этих пусковых установках. Смысл его высказываний – Мы не знаем, что в них, противоракеты или какие-то ударные.

Знаем, конечно.

Никакой гарантии, что в Девеселу и Редзиково ракеты SM-3 нет. Установка Mk.41VLS может хранить и запускать разные ракеты. Не только ЗУР, но, например, и крылатые BGM-109 Tomahawk, с дальностью официально 500 км. Напомню, что такая дальность установлена по договору ДРСМД. Однако ракета-то сделана на базе BGM-109A, которая с ядерной боевой частью (более лёгкой, чем обычная) могла летать на дальность 2500 км.

Может быть там и ракета SM-6. Официально это зенитная ракета с дальность 240 км, но может использоваться в качестве баллистической с дальностью 460 км с обычной БЧ и, видимо значительно больше, с более лёгкой термоядерной БЧ.
Но почему все говорят только об установке вертикального пуска Mk.41VLS? Якобы такие установки находятся в 4-х зданиях на каждой базе. Видели, как эти установки привозили и монтировали в эти здания. Но кто даст гарантию, что они и поныне там? Что их не распилили и не вынесли, а на их месте не выкопали шахты для ракет большего массогабарита с гораздо большей дальностью?

Здесь стоит напомнить о концепциях начала войны, разработанных НАТО. Американскими военными по указанию президента Обамы была предложена концепция «Быстрого глобального удара». Она предполагает, что США должны быть способны нанести мощный неядерный удар в любой точке мира в течение часа после получения соответствующего приказа. Это возможно было бы при использовании межконтинентальных баллистических ракет (МБР) или баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), так как бомбардировщики и крылатые ракеты (КР) слишком медленны. Но МБР и БРПЛ все с термоядерными боевыми частями. Значит всё же КР.

Только разместить их придётся поближе к потенциальным целям, что уменьшит противнику время на реакцию. А ещё лучше использовать баллистические ракеты средней или меньшей дальности. Такие ракеты у американцев уже есть и продолжаются их разработки.

Например, ракета PrSM. Официально дальность её четвёртой модификации Increment 4 (пока в разработке) 1000 км. Добавлением простого стартового двигателя – фактически ещё одной ступени, можно увеличить её километров на 500. А до Москвы от Редзиково всего 1325 км. Время прибытия (не путать с подлётным временем) такой ракеты составит порядка 5-7 минут.

Краткая ремарка – термин «подлётное время» в СМИ заездили, однако он означает время от старта ракеты до входа её в зону поражения передовых ЗРК. А время от старта, до попадания в цель называется временем прибытия.

Из тайно модернизированных, или полностью заменённых пусковых установок Mk.41VLS возможно применение и перспективных (находящихся в разработке) наземных гиперзвуковых комплексов средней дальности LRHW (Long Range Hypersonic Weapon, он же Dark Eagle) с заявляемой дальностью более 2775 км. Постановка их на боевое дежурство планируется в 2025 году. В применении таких ракет против России и заключается реальная задача так называемых комплексов ЕвроПРО. В том числе со стартовых позиций базы в Редзиково.

Но не стоит путать "Быстрый глобальный" удар, который подразумевает атаку в любой точке мира с использованием неядерных средств, и "Обезоруживающий" удар, направленный исключительно против ядерных государств, прежде всего России. Такой удар должен осуществляться с использованием ядерного оружия, и нацелен он на уничтожение ядерного арсенала противника и его командных пунктов, чтобы минимизировать силу ответного удара.

Обезоруживающий удар может быть выполнен неожиданно и без заметной подготовки, в основном с помощью межконтинентальных баллистических ракет или баллистических ракет подводных лодок. Первым понадобится 30-35 минут для достижения цели с американского континента, вторым — 10-15 минут из Северной Атлантики или Средиземного моря, Индийского океана. После такой атаки, как предполагается, в России не останется средств для нанесения неприемлемого ущерба США, хотя это не совсем обоснованная надежда.

Чтобы осуществить ответно-встречный удар, России потребуется 5-7 минут с момента обнаружения пусков системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН), что означает, что пусковые установки к моменту прибытия американских боеголовок будут уже пустыми, и наши подводные ракетоносцы также успеют отстреляться, включая возможность запуска прямо от пирсов.

В рамках американской ядерной стратегии также рассматривается "Обезглавливающий" удар, который представляет собой "хирургическую" атаку с использованием ограниченного числа ядерных зарядов на государственные структуры управления противника. Считается, что такой удар, в первую очередь с применением ракет средней дальности – вот, наверное, что в пусковых установках Девеселу и Редзиково(!), может уничтожить высшее военно-политическое руководство враждебной страны и предотвратить возможность ответного удара с её стороны. Американская стратегия подразумевает такой удар, чтобы избежать сопутствующих потерь, и существует мнение, что без управления Россия немедленно капитулирует.

Не дождутся! «Ответка» прилетит в любом случае.

Так чему же радуется президент Польши, создавая из собственной страны мишень для российского ответно-встречного ядерного удара?

*****

Статьи канала не получают показов. Чтобы первыми узнавать о их выходе, подпишитесь на мой канал в телеграмме. Там нет рекламы и болтовни. Есть только сообщения о новых публикациях.

Как на самом-то деле
-2

Кстати, завтра юбилей канала - 5 лет. Адрес для поздравлений указан на зелёной плашке)))