Найти в Дзене

Обновление ума

В Библии сказано:«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23). Это место Писания дает нам важную информацию о людях. Апостол Павел ясно и четко показывает нам, каково наше естество. Здесь сказано, что мы троичны и Бог хочет освятить не одну какую-то часть естества, а полностью, всецело: дух, душу и тело.

Рождение свыше

До уверования в Иисуса Христа вся наша сущность поражена грехом, вследствие чего дух человека мертв. Процесс оживотворения происходит через два важных центра, от которых зависит вся наша жизнь. Первым центром является сердце.

Тот, кто владеет человеческим сердцем, будет владеть всем человеком. Существуют две личности, претендующие на сердце: Бог и сатана. Сатана хочет полного контроля над сердцем человека. В таком случае он будет диктовать свою волю. Иногда сатана действует очень хитро в отношении тех, кто приближается к Богу. Он говорит: «Нельзя быть фанатиком, достаточно только на Рождество и на Пасху в церковь сходить. Зачем всю жизнь отдавать Богу? Оставь кое-что для себя». Слушая эту ложь, человек обманывается, не отдавая Богу сердце полностью, и дьявол имеет возможность контролировать его жизнь.

Бог поступает по-другому. Он влечет человека узами любви, но никогда не угнетает и насильно ничего не делает. И, когда человек отдает свое сердце Господу, оно не реставрируется, не лечится, не восстанавливается, потому что оно настолько греховно и испорчено, что реставрации не подлежит . Бог просто дает новое сердце, как написано: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26). Это новое сердце становится тронным залом, где пребывает сам Господь. Из этого сердца изливается любовь, а само оно становится «зрячим», плотяным (от слова «плоть», т. е. что-то живое), наполняется миром Божьим. Так происходит рождение свыше. «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). В человеке рождается дух, который до этого момента был мертвым. И этот дух свидетельствует человеку, что теперь он спасен и он – дитя Божье.

Необходимо беречь и хранить это новое сердце, ведь это главный центр, откуда идет жизнь. Недаром Бог оставил нам серьезное предупреждение: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23).

Жертва живая и святая

Апостол Павел написал: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1,2).

Обратите внимание на выражение «представьте тела ваши в жертву живую…» Не кажется ли оно вам странным? Обычно понятие “жертва” подразумевает «мертвая», потому что жертву перед приношением убивали. Но Бог требует от нас жертвую живую, чем являются наши тела. Мы часто думаем, что Богу нужно только сердце или только душа, или только разум. Но Богу нужно все, в том числе и тело.

Господь имеет Царство, за которое нужно воевать. Но для любой войны нужны ресурсы. Бог нуждается в ресурсах – твоих и моих устах, руках, глазах, ногах, потому что у Него есть определенные цели, задачи, функции, которые Он сможет осуществить с нашей помощью. И тела наши в этой духовной борьбе являются Божьими ресурсами.

Часто верующие люди говорят: «Я - ничто, все будет делать Бог!» Но у Бога другой механизм. Он берет человека, который имеет навыки, знания, личные взаимоотношения с Ним, и посылает его в мир для спасения людей.

В Деяниях, 10 главе, описана интересная история о том, как Господь спасал Корнилия. Это был честный, добропорядочный человек, бывший язычник, разочаровавшийся в своих божках и примкнувший к иудейскому Богу, но при всем этом он не был спасен, а имел лишь религиозную практику. Однажды во время молитвы к нему явился ангел Божий и сказал: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян.10:4-6). Корнилий послушался ангела и сделал так, как тот ему сказал. Я долгое время размышлял над этим местом Писания: “Ну зачем надо было идти в Африку через Китай? Не проще было бы, если бы ангел сам рассказал ему о спасении?» Но нужен был Петр, который сказал Корнилию слова спасения. Благовестие вверено тебе и мне. Ангелы нужны нам для того, чтобы служить и помогать, но евангельскую весть должна возвещать Церковь Божья.

Богу не нужны тела, которые находятся в грехе. Это можно сравнить с тем, как если бы мы пригласили кого-то в гости на день рождения, накрыли стол и поставили грязную посуду. Приглашенные гости, естественно, отреагируют следующим образом: «Да, пища вкусная, но мы не можем пользоваться такими грязными приборами». Необходимо, чтобы наши тела были отделены от греха.

Разумное служение

Господь хочет, чтобы мы не только служили Ему от чистого сердца, – Он даровал нам еще разум «для разумного служения». Это и есть тот второй центр, который влияет на всю нашу жизнь. Мы не должны умалять свой разум, потому что его влияние на нашу жизнь огромно. И здесь возникает вопрос: как сделать так, чтобы он работал на интересы Царства Божьего?

Когда человек рождается в этот мир, то его ум, или разум, можно сравнить с отформатированным (чистым) диском. Он не обладает ни знаниями, ни теориями. Далее ребенок растет, развивается. В разуме идет запись определенной информации, программы. И если через 30,40 или 50 лет человек приходит к Богу, то его диск, мышление, полностью запрограммировано этим миром, различными теориями, учениями, привычками, образом жизни. Во время рождения свыше Господь заменяет сердце каменное плотяным. Но разум остается прежним, и в теле особых изменений не происходит. Например, если вы к Господу пришли лысым, то волосы мгновенно не вырастут. В области эмоций, воли, разума происходит то же самое. Младенец во Христе Иисусе по размышлениям ничем не отличается от мирского. Существуют такие термины: “ум Христов” и “ум плотской (плотский)”. Под плотским умом подразумевают суетный ум, который сатана использует, чтобы человек продолжал работать на его царство.

Вследствие этого происходит конфликт: сердцем ты принадлежишь Господу, а умом привязан к миру. И ты как бы находишься на двух льдинах: одна нога на одной, а вторая – на другой. Рано или поздно тебе придется принять решение: не мыслить так, как мыслит этот мир. В противном случае ты обречешь себя на очень серьезные проблемы.

Обновление ума

Библия ясно и четко говорит: «Не сообразуйтесь с этим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Это значит иметь преобразованное, измененное состояние ума. Это не какой-то акт и не скоротечное действие, а процесс. Как преобразовывается наш ум? Он преобразовывается тогда, когда мы Слово Божье пропускаем через свои мозги. Мы должны понять – без обновленного Словом Божьим рассудка быть успешным, правильным, пригодным и эффективным для Царства Божьего невозможно. Когда в твоей голове «авгиевы конюшни» и нет никакой возможности все это очистить, то надо пускать туда реку Слова Божьего. Господь шаг за шагом форматирует твой «диск» и записывает новую информацию. Это удивительное переживание.

Вы даже и не замечаете, как меняется ваше мышление. Сердечные изменения не так видны, потому что человеку не дано знать, что находится в сердце другого человека, если только с ним долго не общаться. А то, как мыслит человек, сразу бросается в глаза. Когда после вашего обращения к Господу вы встречаетесь с мирскими друзьями, они спрашивают: «Ты так изменился. Что с тобой сделали в этой секте? Тебя запрограммировали». Почему они так говорят? Мы должны понимать, что пропасть между новым образом мышления и мирским будет с каждым разом возрастать. Многие люди этот разрыв называют фанатизмом. На самом же деле ум человека преобразовывается в «ум Христов».

Необновленный, плотский, разум препятствует познанию Слова Божьего. А познание Бога – это основное предназначение человека на Земле, это формула жизни христианина.

Воля благая, угодная
и совершенная

Преобразование ума нужно еще и для того, чтобы познавать волю Божью, как написано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам знать, что есть воля Божья благая, угодная, совершенная».

Воля благая. Что значит благая? Если перевести на простой язык, – добрая. Самая распространенная ложь, которую дьявол использует против нас, – это то, что Бог злой, что Он придумал разные заповеди, ограничения, запреты для того, чтобы сделать жизнь скучной, неинтересной. «А вот я, - говорит дьявол, - добрый, все позволяю». На этой лжи была уловлена Ева. Она усомнилась, что Бог благ. И вы знаете, чем это все закончилось. Я хочу вам сказать, что только с обновленным разумом можно понять, что Бог благ, Он добр, Его воля благая и ничего плохого Он тебе не даст. Иногда обстоятельства не выглядят благими, но с обновленным разумом ты поймешь: то, что кажется неприемлемым и горьким, в конечном счете служит для тебя благом. Мы должны это знать и помнить, чтобы никогда не попасть на удочку дьявола.

Воля угодная. Угодная – это значит приемлемая. В твоих интересах знать волю Божью и в твоих интересах волю Божью сделать высшим законом в своей жизни. Потому что она приносит благо каждому человеку.

Воля Божья совершенная. Мы в своем плотском умствовании делим вещи на белое и черное, хорошее и плохое. Но духовный мир более разнообразен. И все относится не к двум, а к трем категориям: плохо, хорошо и очень хорошо. Есть превосходная степень. Выбор между хорошим и плохим делать не сложно. Но сложно сделать выбор между категориями хорошо и очень хорошо. Вы должны знать, что злейшим врагом очень хорошего является не плохое, а хорошее. Очень часто, хватаясь за хорошее, мы упускаем очень хорошее. И нужно иметь особую мудрость от Господа, иметь обновленный ум, чтобы выпустить из руки хорошее, освободив эту руку для лучшего.

В Прибалтике я наблюдал такую картину. Ребенка угощали морковкой и еще чем-то, а потом принесли клубнику. Дело было весной, и, конечно, морковь - это неплохо, но есть еще лучше – клубника, она намного ценнее и вкуснее моркови. Ребенок пытался взять ее, а руки уже заняты. Тогда он выпустил морковку и взял клубничку. Он пожертвовал хорошим ради лучшего.

Все сразу схватить невозможно, чем-то нужно пожертвовать ради чего-то. Но ты только тогда поступишь правильно, когда поймешь, что есть плохие вещи, есть хорошие вещи, а есть лучшие. И воля Божья не только благая, угодная, но и совершенная. Поэтому, хватаясь за угодную волю Божью, не торопись, подумай, а может, Господь имеет для тебя нечто лучшее и более ценное! А для этого нужно обновление ума.

Итог

Итак, Бог нуждается во всей целостности человека: духе, душе и теле. Важно, чтобы и сердце, и ум принадлежали Господу. Ум Христов может формироваться только под воздействием Слова Божьего. Почему мы любим Слово Божье, эту живую воду? Потому что она нас промоет, очистит и сформирует нечто новое в мышлении. А это в свою очередь позволит познавать глубже и глубже волю Божью. На первом этапе ты познаешь, что Бог благой, на втором этапе ты поймешь, что эта благость Божья приемлема для тебя, и это приведет тебя к успеху, к знанию совершенной, наилучшей воли Божьей.

Епископ В. В. Филык