«Для него не существует препятствий! Обычно мягкий и отзывчивый, он становится совсем другим, одержимый страстью».
Продолжение. Начало читайте в статье:
В Москву Николай переехал вместе со своей молодой женой Ольгой. Однако и туда дошли слухи, что он выкупил её у бывшего мужа-чиновника за баснословные деньги.
«Ты знаешь, как мы познакомились? Это случилось в Елабуге. У меня был муж. Николай, как увидел меня, аж затрясся. «Отступись, — умолял он моего мужа, — возьми всё, что захочешь, добром прошу». Так рассказывала Ольга Яковлевна Стахеева Варваре Капитоновне, вдове, матери своих племянников.
В Москве Николай Стахеев решил заняться строительством доходных домов. Он начал скупать старые особняки на самых престижных улицах города и возводить многоэтажные здания, что приносило ему немалый доход.
Так, в 1890-х годах он купил землю на улице Мясницкая и построил доходный дом № 6, в котором теперь располагается книжный магазин «Библио-Глобус». Кроме того, он возвёл дома на Тверской, в Лубянском проезде и в Харитоновском переулке — всего 11 дорогостоящих зданий.
В начале 1890-х годов Николай Дмитриевич Стахеев приобрёл для своей семьи большой участок земли с садом в районе Красных Ворот в Москве. Однако строительство особняка, который сейчас известен как дом на Новой Басманной, № 14, началось только в 1896 году.
Архитектором этого здания стал Михаил Бугровский — опытный мастер, с которым Стахеева связывали давние деловые отношения. Ранее Бугровский занимался оформлением и строительством нескольких доходных домов для купца. К работам был также привлечён скульптор В. Г. Гладков. Когда архитектор спросил у заказчика, в каком стиле строить особняк, он ответил: «Денег много — строим во всех!». Пожалуй, именно этой фразой можно объяснить сочетание готики и барокко, а также уникальную отделку фасада.
Строительство этого дома обошлось Стахееву в один миллион рублей.
К тому времени Николай Дмитриевич уже являлся главой большого семейства. Вместе с собственными двумя детьми под его опекой также воспитывалось семеро детей его рано умершего брата. В доме было предусмотрено даже специальное помещение для детского театра.
Будучи истинным ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с особой тщательностью подошёл к оформлению своего особняка. Фасады и холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле. Парадные апартаменты включают готическую столовую, мавританскую курительную, залы в стиле классицизма и барокко и многие другие.
Хорошо сохранились деревянные резные элементы, паркет с замысловатым узором, витражи, мраморная и лепная отделка.
Перед домом расположен фонтан, украшенный чугунной женской фигурой с фонарём — «Богиней ночи».
«Богиня ночи» также появилась благодаря сиюминутной страсти золотопромышленника.
Однажды на выставке в Москве он увидел портрет жены художника Маковского.
Коллекционеры не любили Маковского из-за высоких цен, которые он запрашивал за свои картины. Но этот портрет юной женщины с идеальными классическими чертами лица и пышной копной черных волос взволновал Стахеева. Он многое отдал бы, лишь бы им обладать, но картина не продавалась, и художник был непреклонен.
Ночь Николай Дмитриевич провёл как в чаду. Наутро он надолго уезжал во Францию, и по пути у него возникла идея — заказать скульптуру в греческом стиле для фонтана на английской лужайке. Коллекционер сам набросал эскиз: высокая стройная женщина с горящим факелом над головой. Значит, нужна будет электрическая подсветка.
В парижской мастерской он сказал художнику: «Нарисуйте прекрасную гречанку».
И вот перед домом появился фонтан — чугунная женская фигура, держащая фонарь, «Богиня ночи». Она была изготовлена в конце XIX века во Франции, и на ней стояло клеймо, подтверждающее, что скульптура отлита в Париже.
В 1970-е годы XX века скульптуру отправили на реставрацию, после которой обновлённую «богиню» с новым факелом вернули на прежнее место. Однако новый факел сделали в форме круглого белого шара.
Этот фонтан стал городской достопримечательностью, так как был самым первым фонтаном с подсветкой. Под ним для обслуживания была устроена специальная подземная комната.
Окна особняка также были уникальны, они освещались специальными уличными светильниками.
Позади здания было пристроено помещение галереи, где можно было увидеть множество произведений Ивана Шишкина, а с правой стороны — здание конторы.
На территории сада усадьбы был выстроен декоративный грот «Бельведер».
В пещерах играли музыканты и велись беседы, а на его вершине была устроена обзорная беседка-бельведер.
В советское время внутри грота был пивной бар. Сейчас грот отреставрирован.
В настоящее время усадебный парк входит в состав сада имени Баумана.
Дом на Новой Басманной в Москве, принадлежавший промышленнику Н.Д. Стахееву, представляет собой один из самых ярких и хорошо сохранившихся образцов эклектической архитектуры конца XIX века. Его интерьеры — это ценнейшие памятники прикладного искусства, которые до сих пор восхищают посетителей. Посетить его можно в составе экскурсионной группы по предварительной записи.
Золотопромышленник был также покровителем города Алушты. На средства Николая Дмитриевича были построены церковно-приходская школа, Земское училище, городские купальни, больница, пристань, первый в городе театр и набережная, укреплены башни крепости Алустон. Во многом благодаря его стараниям, некогда захудалое поселение превратилось в прекрасный курортный город.
Вилла «Отрада», в восточной части Алушты, принадлежавшая Стахееву, — это одно из самых красивых зданий в городе, построенное в конце XIX в. по проекту известного ялтинского архитектора Н. П. Краснова.
Изящная вилла, похожая на маленький дворец, стоит в окружении экзотических растений Приморского парка. Парк вокруг виллы купца был доступен всем желающим, по его дорожкам бесплатно гуляли алуштинцы и отдыхающие. Это и сейчас один из лучших уголков города и крымская достопримечательность — с роскошными деревьями, уютными аллеями и удобными скамейками.
«Миллионщик» жил на широкую ногу, собирал картины, много путешествовал и особенно любил проводить время на Лазурном берегу Франции.
Однако Стахеев был не только щедрым меценатом, но и страстным игроком, завсегдатаем казино в Монте - Карло (Монако).
В казино русский купец был на особом положении. Каждый его приезд в Монте-Карло сопровождался повышением курса акций заведения. Стахеев всегда играл по-крупному и, как правило, проигрывал. Он тратил там баснословные суммы, «сорил деньгами», не задумываясь, и расставался с ними с легкостью, без малейшего сожаления.
Но в 1908 году, когда золотопромышленнику было уже 56 лет, ситуация вышла из под контроля! Он проиграл в казино Монте-Карло 15 миллионов золотых рублей (огромные деньги по тем временам: строительство Ливадийского дворца, например, обошлось казне в 4 миллиона рублей).
В это же время купец начал увлекаться красивыми женщинами. Хозяева казино, зная о его пристрастиях, поставляли ему красивых девиц непременно в «греческом стиле».
Перед Первой мировой войной Стахеев вновь уезжает развлекаться во Францию.
Немолодая уже жена купца и его взрослые дети долго мирились с пагубными страстями главы семейства, так как его доходы значительно превосходили расходы. Однако после того многомиллионного проигрыша, понимая, что он разоряет семью и детей, Ольга Яковлевна не выдержала и обратилась к адвокату Плевако с просьбой разрешить взять над мужем опеку, но получила отказ.
Плевако заявил, что по закону это невозможно, так как её муж не является ни сумасшедшим, ни пьяницей, и что он сам может решать, как удовлетворять свои страсти. Кроме того, он заверил её, что все проигранные деньги Николай Дмитриевич довольно быстро возместит семье и роду.
Стахеевы развелись, сумев договориться «по-хорошему».
Мультимиллионер переписал часть своих доходных домов на сына и дочь. Ольга Яковлевна получила в единоличную собственность особняк на Новой Басманной.
Своё же состояние умный и дальновидный золотопромышленник постепенно, в тайне от всех, превращал в вечные ценности, которые можно было бы легко вывезти за границу в любой момент: золото, платину, драгоценности, бриллианты...
Сокровища он прятал в тайниках, о которых было известно только ему одному. Их когда-то устроил для него доверенный архитектор в особняке на Новой Басманной. Всё было тщательно продумано.
Жена ни о чем не догадывалась, принимая его во время визитов в Москву.
В 1914 году Стахеев навсегда перебрался на Лазурный берег, где продолжил кутить и развлекаться.
Вскоре грянула Первая мировая война.
Расходы на содержание шикарного особняка на Новой Басманной стали для Ольги Стахеевой неподъемными. Бывший муж не объявлялся.
Тогда Ольга Яковлевна сдала просторный дом в аренду, вдове застрелившегося в Каннах Саввы Морозова, когда Зинаида Морозова продала свой особняк на Спиридоновке. Сама же Стахеева съехала и получала неплохой доход – двадцать пять тысяч рублей в год.
Заселилась Зинаида в особняк на Новой Басманной вместе со своим новым мужем, бывшим Московским градоначальником Анатолием Анатольевичем Рейнботом. А звалась она теперь дворянкой Зинаидой Резво́й, т.к. после начала войны с немцами Рейнбот поменял свою фамилию на русскую Резво́й.
Женщины и представить себе не могли, что бывший владелец московского особняка спрятал в подвале огромный клад. Сокровища ожидали своего часа.
- Развязка в следующей статье! Не пропустите самое интересное!
Лайк и ваши комментарии помогают мне развивать канал и поддерживают меня в моих стремлениях!
✅Подписывайтесь на мой канал, жмите на колокольчик, чтобы не пропустить новые публикации! Мне ещё есть о чём вам рассказать!
#Москвадостопримечательности #особнякстахеева #стахеев #особнякНоваяБасманная #история